Программа внеурочной деятельности Путь к успеху


МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №2»
г. Иланского Красноярского края
Рассмотрено
на педагогическом совете
МБОУ «Иланская СОШ №2»
Протокол №1 от 29. 08. 2014г. Утверждаю
Директор МБОУ «Иланская СОШ №2»
____________ Сорокина Н. П.
Приказ № 116 А от 30. 08. 2014 г.



Программа объединения
дополнительного образования
внеурочной деятельности
«Путь к успеху»

Возраст учащихся: 10 -11лет
Срок реализации: 1 года
Разработана
учителем начальных классов
Бондар О.И.

2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности «Путь к успеху» разработана на основе Программы внеурочной деятельности (система Л.В. Занкова) Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144 с., программы «Путь к успеху» - авторы И.С.Фишман, Е.А. Перелыгина - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
в соответствии с:
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Направление - социальное.
Актуальность программы
В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности», т.е. должна быть нацелена на формирование личностных результатов. А это значит, что предлагаемая программа курса по формированию ключевых компетентностей обеспечивает выполнение стандарта во внеурочной деятельности. Среди личностных результатов обучающихся ключевые компетентности нашли отражение в следующем: «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности…», «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях…», «формирование установки к …работе на результат»; среди метапредметных «формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата», «формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха», «использование различных способов поиска… сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами… в том числе готовить свое выступление и выступать…», «готовность слушать собеседника и вести диалог… излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий», «определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности…».
Цель: развитие и поддержка мотивации учеников добиваться высоких личных результатов.
формирование компетентности разрешения проблем, планирование и оценку деятельности и ее продукта.
Задачи курса:
подведение учащихся к пониманию важности целеполагания в любой работе;
обучение учащихся планированию деятельности, оценке результата /продукта деятельности, оценке собственного продвижения;
формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме
Представленная программа курса ««Путь к успеху»» для учащихся 4 классов включает две темы:
«Сюжетная игра «Победители стихий» и «Учебный проект по изготовлению символов класса».
Тема 1. Сюжетная игра «Победители стихий».
1.1. Подготовка к сюжетной игре
Извлечение вторичной информации, первичная обработка информации, обработка информации, письменная коммуникация при работе с текстами по тематике сюжетной игры («Если стихия разбушевалась», «Что брать с собой в поход», «Если приходится выходить из дома во время снежной бури»).
Оценка результата / продукта деятельности на основе описания плана местности.
1.2. Сюжетная игра
Извлечение вторичной информации, первичная обработка информации, продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление, целеполагание и планирование деятельности, планирование ресурсов, применение технологий, оценка собственного продвижения во время «игры на выживание».
Тема 2. Учебный проект по изготовлению символов класса.
2.1. Подготовка к выполнению учебного проекта
Планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, первичная обработка информации, обработка информации из текстов по тематике учебного проекта (флаг и герб, сигнальные флаги).
2.2. Выполнение учебного проекта по изготовлению символов класса (флаг, герб, сигнальные флаги)
Целеполагание и планирование деятельности, планирование ресурсов, применение технологий, оценка результата /продукта деятельности, оценка собственного продвижения, продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление при изготовлении символов класса.
Распределение часов в течение учебного года.
В неделю 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Уч.год1 17ч 7ч 10ч 8ч 42ч
Формы проведения занятий и методы работы – беседы, практические занятия, сюжетные игры.
Возрастные особенности:
Курс ««Путь к успеху», рассчитан на один год - для учащихся 4 классов, 42 часа.
Прогнозируемые результаты освоения программы.
Результативность курса:
Данный курс нацелен на освоение деятельности, соответствующей требованиям, предъявляемым к выпускникам начальной ступени общего образования (I уровень). В некоторых заданиях ученикам предлагается выполнить деятельность повышенного уровня сложности (II уровень).
В таблице приведены операции, которые выполняет ученик (сгруппированы поаспектно для каждой компетентности), с указанием на уровень деятельности.
Аспект Планируемый результат
(требование к деятельности ученика) Уровень
Информационная компетентность
Планирование
информационного поиска – выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи,
– ориентируется на сайте по ссылкам 1
Извлечение
вторичной
информации – извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям (1–2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию) 1
Первичная
обработка
информации – систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры,
– переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот 1
Обработка
информации – переводит сложную информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот
– находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации
– делает вывод или соглашается с выводом на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения 2
2
2
Коммуникативная компетентность
Письменная
коммуникация
– оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры
– оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры 1
2
Публичное
выступление
– готовит план выступления,
– соблюдает нормы публичной речи и регламент,
– использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления,
– работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание 1
Продуктивная
групповая
коммуникация - самостоятельно следует заданной процедуре группового обсуждения,
– дает ответ (выполняет действие) в соответствии с заданием для групповой работы,
– разъясняет свою идею или свое отношение к идеям других членов группы 1
Целеполагание и планирование
деятельности
– определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи
– ставит задачи, адекватные заданной цели,
– самостоятельно определяет характеристики планируемого продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки 1
2
Применение
технологий – корректно воспроизводит технологию по инструкции 1
Планирование ресурсов – называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности
– планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи 1
Оценка
результата /
продукта
деятельности - сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу 1
Оценка
собственного
продвижения
(рефлексия) – указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности 1
Личностные универсальные учебные действия
способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной деятельности;
чувство гордости достижениями при работе в группах;
чувство сопричастности к решению проблем класса и школы;
совершенствование активной жизнедеятельности;
уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать необходимость рациональной организации рабочего места;
принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
контролировать свои действия в коллективной работе;
соблюдать правила взаимодействия с игроками;
во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, которые необходимы при решении поставленной задачи,
Второй уровень результатов — получение школьником опыта коллективного общения при создании проектов, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта по выполнению определённых инструкций, самостоятельной организации игр, создании проектов, доброжелательного отношения со сверстниками, обществом.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей будут представлены на защитах проектов в классе, на родительских собраниях, в портфолио достижений учащихся.
Учебно-тематическое планирование.
№ Содержание курса Количество часов Перечень универсальных действий обучающихся
1 Сюжетная игра «Победители стихий». 17ч Личностные УУД.
Среди личностных результатов обучающихся ключевые компетентности нашли отражение в следующем: «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности…», «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях…», «формирование установки к …работе на результат».
Метапредметные УУД.
Среди метапредметных «формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата», «формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха», «использование различных способов поиска… сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами… в том числе готовить свое выступление и выступать…», «готовность слушать собеседника и вести диалог… излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий», «определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности…».
2 Учебный проект по изготовлению символов класса.
25 час
Всего: 42 час Календарно-тематическое планирование, 42 часа.
№ Тема занятий Кол-во часов Дата Корректировка даты Описание примерного содержания занятий
1 Раздел. Сюжетная игра «Победители стихий». (17часов)
1 Ознакомление с правилами игры. Подготовка к исследованию. 1 теория 01.09. Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту?
2 Составление карты пути через препятствия. 1 практика 05.09. 3 Меры безопасности в пути. Продолжаем исследование. 1 практика 08.09. 4 Наблюдение и наблюдательность, важные этапы в игре. 1 теория 12.09. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
5 Острый взгляд. Тренируем наблюдательность команды. 1 практика 15.09. 6 Что такое эксперимент. Важен ли опыт в игре. 1 практика 19.09. Выполнить задания на тренировку и проверку внимания, восприятия, наблюдательности. Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами.
7 Экспериментирование. Преодолеваем препятствия. 1 практика 22.09. 8 Гипотезы и провокационные идеи. Помогают ли они выжить в трудной ситуации. 1 теория 26.09. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Задания, нацеленные на освоение информационной компетентности
9 Учимся вырабатывать гипотезы. Повторение правил техники безопасности при нахождении в опасной зоне. 1 практика 29.09. 10 Научные исследования и наша жизнь. Методы исследования. 1 теория 03.10. Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности;
11 Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов необходимых для спасения. 1 практика 06.10. Распределение на группы. Распределение ролей между участниками группы. Практические задания –
12 Что такое стихия? Опыт борьбы за жизнь. 1 теория 10.10. Задания, нацеленные на освоение информационной компетентности
13 Игра на выживание. Использование накопленных знаний и умений, индивидуально. 1 практика 13.10. Задания, направленные на формирование различных аспектов ключевых компетентностей:
14 Игра на выживание. Использование накопленных знаний и умений в команде, 1 практика 17.10. Дополнительные тренировочные задания для отработки аспектов информационной компетентности
15 Подводим итоги. Что получилось хорошо у каждой команды. 1 теория 20.10. 16 Подводим итоги. Считаем выживших. Составление анкет. 1 теория 24.10. Определение победителей: учащийся – баллы за индивидуальные задания + баллы, полученные его группой, группа учащихся – индивидуальные баллы всех учащихся + баллы группы Если за игру каждый член группы набрал 75 баллов, он выживает! Возможно спасение!
17 Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса. 1 практика 27.10. 2 Раздел. Учебный проект по изготовлению символов класса. (25часов)
18 «Символика класса» - запуск проекта. Постановка цели.
1 теория 10.11. Общеознакомительные задания, нацеленные на освоение информационной компетентности
19 «Символика класса» - учебный проект. Сбор информации. 1 практика 17.11. «Символика класса» - учебный проект: создание символики класса обучение действиям в рамках проекта сплочение класса / осознание общности интересов и целей освоение аспектов ключевых компетентностей, построение и отбор материала ведётся, исходя из общих целей класса.
20 «Символика класса» - учебный проект. Сортировка информации. 1 теория 24.11. Индивидуальные задания по работе с информацией о символике государства – гербе и флаге. Соотнесение символов и их описания, значения.
21 Символы России, их значимость для государства. 1 теория 01.12. 22 Планирование, выбор и обсуждение символов класса. 1 теория 08.12. Собственно учебный проект Задания, направленные на формирование компетентности разрешения проблем и коммуникативной компетентности. Работа ведется в трех группах.
Компетентностно-ориентированные задания (индивидуальные и групповые) для формирования информационной и коммуникативной компетентностей, компетентности разрешения проблем
23 Проектирование символов класса в группах. 1 практика 15.12. 24 Изготовление герба класса в группах. 1 практика 22.12. 25 Особенности гербов в разных группах класса. Обоснование элементов украшающих герб. 1 теория 12.01. Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; Проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Проектное и исследовательское обучение, формирования информационной и коммуникативной компетентностей, компетентности разрешения проблем.
Работа над такими проектами расширяет кругозор детей, актуализирует индивидуальные достоинства каждого, развивает у школьников коммуникативные качества, самостоятельность, творчество.
26 Изготовление сигнальных флажков в группах. 1 практика 19.01. 27 Особенности сигнальных флажков в разных группах класса. 1 теория 26.01. 28 Изготовление флага класса в группах. 1 практика 02.02. 29 Особенности флага каждой группы класса. Обоснование цветов и форм флага. 1 практика 09.02. 30 Презентация промежуточных результатов по изготовлению символов класса. 1 практика 16.02. 31 Защита мини-проектов каждой группой учащихся. 1 практика 02.03. обязательное для всех (позволяет формировать компетентность разрешения проблем в аспекте «оценка собственного продвижения»32 Выбор и обсуждение единого флага, герба для класса. 1 практика 16.03. Сочетание внешнего вида и информационного наполнения.
33 Разработка технологической карты по изготовлению единого герба и флага 1 теория 23.03. Используем метод проектов - как не только форму обучения, но и естественный компонент формирования и развития целостной личности ученика на основе учета его творческих задатков, интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей.
34 Изготовление единого герба класса в группах. 1 практика 06.04. Практическая деятельность в группах, творческий подход ребят к выполнению задуманного.
35 Изготовление единого флага класса в группах. 1 практика 13.04. 36 Сочинение отрядной песни. Рифмовка. Подбор музыки. 1 практика 20.04. 37 Подготовка сценария защиты проекта в каждой группе. 1 практика 27.04. Работа ведется в трех группах. Компетентностно-ориентированные задания (индивидуальные и групповые) для формирования информационной и коммуникативной компетентностей, «оценка собственного продвижения»
38 Сбор информации, составление сценария, распределение ролей в группах. 1 практика 04.05. 39 Подбор и изготовление костюмов для защиты проекта. 1 практика 11.05. 40 Защита общего учебного проекта «Символика класса». 1 практика 18.05. 41 Представление проекта «Символика класса» на родительском собрании. 1 практика 25.05. 42 Оформление классного уголка. Размещение символов. 1 практика 26.05. Результативность курса:
Первый уровень результатов — школьники приобретут необходимый минимум социальных знаний, которые необходимы при решении поставленной задачи,
Второй уровень результатов — школьники получат опыт коллективного общения при создании проектов, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — школьники приобретут опыт по выполнению определённых инструкций, самостоятельной организации игр, создании и защиты проектов, доброжелательного отношения со сверстниками, обществом, участия в интеллектуальных конкурсах на школьном и районном уровне.
Литература.
Перечень литературы для педагога:
Еремеева В.Д. «Мальчики и девочки: учить по разному, любить по разному»: нейропедагогика - Самара : Издательство «Учебная литература», 2005. 160с.
Фишман И.С., Перелыгина Е.А. «Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы» (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий» и «Символика класса»). 2 е изд. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом Федоров, 2008. 128 с.
Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь для 4 класса: компетентностно ориентированные задания. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. 96с.
Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Символика класса: рабочая тетрадь с компетентностно ориентированными заданиями для учащихся 4 классов. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. 80с.
Перечень литературы для обучающихся:
Познавательные журналы для детей младшего школьного возраста1: «В мире исследований»: научно популярный журнал / гл. ред. С. Швелидзе.М. : Центр Медиа Проектов.
«ГЕОленок»: познавательный журнал про все на свете / гл. ред. О. Мареева.М.: ООО «Гунер + Яр Магазин».
«Девчонки и мальчишки. Школа ремесел»: познавательный журнал по декоративно прикладному искусству / О. Кудина. М.: ООО «Формат М».
Цифровые образовательные ресурсы:
URL: www.verfoltxpo.ru.
URL: www.geo.ru.
Перечень информационно-методического обеспечения
Видео-, аудиоматериалы:
Презентации «Я создаю проект», «Советы школьникам», «Не так всё просто» и др..Видео фильмы о создании творческих проектов.
Цифровые ресурсы:
Интернет
Интерактивная доска, компьютер, звуковое обеспечение.
Оборудование:
веревка из расчета 1 2 м на каждую малую группу учащихся, электрические фонари и свистки из расчета по 1 предмету на каждую малую группу учащихся, фильм BBC «Силы природы»;
http://www.prodlenka.org/metodichka/91/listcats/20/stranitca-20.html портал продлёнка
http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/21309.htmlhttp://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/22769.html внеурочка