Программа внеурочной деятельности Путь к успеху


Муниципальное образовательное учреждение
Ивняковская средняя школа
Ярославского муниципального района
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Путь к успеху»

учителя хореографии:
Шаровой А.В.
2014г.
Содержание:
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Результаты изучения курса
Содержание курса
Тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа «Путь к успеху» реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности. В ее основе лежит программа «Путь к успеху» авторов И.С. Фишман, Е.А. Перелыгина.
В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности», т.е. должна быть нацелена на формирование личностных результатов.
Цель курса: формировать ключевые компетентности у учащихся посредством развития его лидерских качеств.
Задачи курса:
развитие у младших школьников познавательных потребностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности;
формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе;
развитие навыков командной работы, сотрудничества с учащимися и педагогом;
формирование личностных и метапредметных универсальных действий через деятельность;
формирование и повышение грамотности в области информационно-коммуникационных технологий, ораторского искусства.
Общая характеристика курса.
Программа «Путь к успеху» разработана для организации деятельности с обучающимися четвертых классов во второй половине дня в соответствии с требовании ФГОС начального общего образования.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Ее реализация осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Основное содержание программы направлено на развитие личности обучающегося в условиях «успеха».
Программа направлена на развитие коммуникативной компетентности через коллективное взаимодействие в тренинге, работе в парах, группе.
Программа курса «Путь к успеху» состоит из четырех крупных тем, каждая из которых реализуется в течение одной учебной четверти.
- «Я познаю себя» (включает в себя упражнения, тренинги , направленнные на раскрепощение обучающихся, развитие их духовно- эмоциональной сферы).
- «Я говорю, я слышу» (включает в себя упражнения направленные на развитие речевого аппарата, слухового внимания, эмоциональной окраски речи).
- «Я учусь в Ивняковской школе» (содержит в себе задания для формирования навыков проектной деятельности: умения анализировать, систематизировать, работать одному и в группе)
- «Я все сумею, все смогу» (включает в себя упражнения, тренинги по выявлению и развитию лидерских качеств обучающихся, формированию умения представления и отстаивания своего мнения).
В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 34 часа.
Результаты изучения курса.
В государственных стандартах общего образования нового поколения образовательный результат нашел отражение в личностных и метапредметных результатах обучения. Среди личностных результатов обучающихся ключевые компетентности нашли отражение в следующем: «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности…», «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях…», «формирование установки к …работе на результат»; среди метапредметных «формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата», «формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха», «использование различных способов поиска… сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами… в том числе готовить свое выступление и выступать…», «готовность слушать собеседника и вести диалог… излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий», «определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности…».
Данный курс нацелен на освоение деятельности, соответствующей требованиям, предъявляемым к выпускникам начальной ступени общего образования (I уровень). В некоторых заданиях ученикам предлагается выполнить деятельность повышенного уровня сложности (II уровень).
В таблице приведены операции, которые выполняет ученик
(сгруппированы по аспектно для каждой компетентности), с указанием на уровень деятельности.
Аспект
Планируемый результат
(требование к деятельности ученика) Уровень
Информационная компетентность
Планирование
информационного поиска
– выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи,
– ориентируется на сайте по ссылкам I
Извлечение
вторичной
информации
– извлекает и систематизирует информацию подвум и более заданным основаниям (1–2 простыхпо составу источников, содержащих избыточнуюинформацию) I
Первичная
обработка
информации – систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры,
– переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот
– переводит сложную информацию из графическогопредставления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот. I
II
Обработка
информации
– находит вывод и аргументы в предложенномисточнике информации
– делает вывод или соглашается с выводом на основе полученной информации и приводит несколько
аргументов или данных для его подтверждения II
II
Коммуникативная компетентность
Письменная
коммуникация
– оформляет свою мысль в форме стандартныхпродуктов письменной коммуникации простой структуры
– оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры I
II
Публичное
выступление
– готовит план выступления,
– соблюдает нормы публичной речи и регламент,
– использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления,
– работает с вопросами, заданными на уточнение
и понимание I
Продуктивная групповая коммуникация
– самостоятельно следует заданной процедуре группового обсуждения,
– дает ответ (выполняет действие) в соответствии
с заданием для групповой работы,
– разъясняет свою идею или свое отношение
к идеям других членов группы I
Целеполагание и планирование
деятельности
– определяет и выстраивает в хронологической
последовательности шаги по решению задачи
– ставит задачи, адекватные заданной цели,
– самостоятельно определяет характеристики
планируемого продукта своей деятельности
на основе заданных критериев его оценки
I
II
Применение
технологий
– корректно воспроизводит технологию
по инструкции I
Планирование
ресурсов
– называет ресурсы, необходимые
для выполнения известной деятельности
– планирует ресурсы, необходимые для решения I
Оценка результата /
продукта
деятельности
– сравнивает характеристики запланированногои полученного продукта и делает вывод
о соответствии продукта замыслу I
Оценка
собственного
продвижения
(рефлексия)
– указывает на сильные и слабые стороны своейдеятельности
I
Содержание курса.
Тема №1: «Я познаю себя»:
- упражнения на раскрепощение и снятие зажимов («напряжение/расслабление», «зеркало», «молекулы», «неловкое положение», «за стеклом», «фотография», этюды «Большой город», «Птичий двор», «Детская площадка», «Офис»);- упражнения на развитие внимания («печатная машинка», «что изменилось?», «хлопок»);
- упражнения на развитие эмоциональности («карусель», «телефон», «маска», «одним словом»)
Итоговое задание: этюд-проживание музыкального фрагмента.
Тема №2: «Я говорю, я слышу»:
- упражнения на развитие артикуляции;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на развитие дикции;
- упражнения на развитие ритмического слуха («дирижер», «оркестр», «дятел»);
- упражнения для развития речевой эмоциональности;
- лекционный материал о позе и жестах во время выступления на публике.
Итоговое задание: декларирование со сцены научно-популярного текста.
Тема № 3: «Я учусь в Ивняквской школе» (учебный проект по изготовлению символов класса):
- подготовка к выполнению учебного проекта (планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, первичная обработка информации, обработка информации из текстов по тематике учебного проекта);
- выполнение учебного проекта по изготовлению символов класса (целеполагание и планирование деятельности, планирование ресурсов, применение технологий, оценка результата /продукта деятельности, оценка собственного продвижения, продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление при изготовлении символов класса).
Тема № 4: «Я все смогу»:
- упражнения на развитие лидерских качеств (игра «ведущий телепередачи», «паровозики», «публичное выступление», «сидячий круг», «ринг ситуаций», «имидж лидера», коллаж «Настоящий лидер»- упражнения на формирование умения представлять и отстаимать свое мнение (дебаты по общешкольной проблеме)
- тестирование на определение лидеров в классе.
Итоговое задание: составление и представление своего «Портфолио достижений»
Тематическое планирование.
Название темы Количество часов
«Я познаю себя» 9
«Я говорю, я слышу» 7
«Я учусь в Ивняковской школе» 8
«Я все смогу» 10
Всего: 34
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
- Просторное помещение.
- Медиа – аппаратура с доступом в интернет.
- Канцелярские принадлежности (листы различных размеров, цветные ручки, карандаши, фломастеры).