Урок по химии на тему Металлы (11 класс)


Согласовано _________/Т. О. Огородова/
«___» _____________ 2015 г.
Тема урока: МЕТАЛЛЫ.
Место урока: 25 урок по КТП. 1 урок в Теме 4 «Вещества и их свойства». 11 класс. Базовый уровень.
Цель урока: сформировать понятие о положении металлов в ПС, строении их атомов, физических и химических свойствах металлов и их восстановительных способностях.
Задачи урока: - образовательные: - сформировать понятие о строении и свойствах металлов; - научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды; - научить грамотному использованию металлических изделий; - проверить знания о строении металлов и их физических свойствах. - развивающие: - совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил Техники безопасности; - развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы; - создать условия для развития познавательного интереса к предмету, эмоциональные ситуации удивления, занимательности. - воспитательные: - воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами); - воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Тип урока: комбинированный, традиционный, изучение нового материала.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Методы и приемы: приемы активизации познавательной деятельности учащихся; групповая деятельность; исследовательская деятельность; ИКТ.
Средства обучения: компьютер; оборудования для лабораторного опыта; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; презентация «Металлы»; карта-инструкция по выполнению лабораторного опыта. Реактивы: кальций, натрий, медная проволока; цинк, медная проволока, раствор: соляной кислоты, гидроксида натрия, вода.
Новые понятия: металлы: щелочные, щелочно-земельные, редкоземельные, тяжелые, радиоактивные; коррозия.
Структура урока:
Организационный момент.
Целеполагание.
Проверка готовности к новому учебному материалу.
Формирование нового учебного материала.
Первичное закрепление.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока:
Организационный этап. 2 мин Раппорт старшины. Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
Целеполагание. Слайд 1-3 3 мин На ИД – слайд о металлах, Ребусы о конкретных металлах – сделать вывод о теме урока. на доске – таблица «Металлы», коллекция «Металлы», загадка о металлах: Загадки про металлы Ребусы
Быть символом не каждому дано, 1) Картинка «Долото» Но именем моим не без причины ЗОЛОТОНазвали руки, дождь, тельца, руно,Сечение и мнений середину.И в честь меня был назван даже век,Когда был очень счастлив человек. 2) Картинка «Медведь»Что нынче в имени моем? А встарь МЕДЬСчитали все, что я - металлов царь. (ЗОЛОТО)Иду на мелкую монету, 3) Картинка «Голова»В колоколах люблю звенеть, ОЛОВОМне ставят памятник за этоИ знают: имя мое - (МЕДЬ) 4) Картинка «Ребра» СЕРЕБРО, Из глины я обыкновенной,Но я на редкость современный.Я не боюсь электротока, Бесстрашно в воздухе лечу;Служу на кухне я без срока - Мне все задачи по плечу.Горжусь своим я именем:Зовусь я (АЛЮМИНИЙ) Преподаватель: ** Какова тема нашего урока? (Тема урока: Металлы). ** Какие вопросы мы должны вспомнить о металлах и обсудить? (Цель и задачи урока)
Проверка готовности кадет к новому материалу? Слайд 4 3 мин «ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ» (Экспресс-опрос)
№ Содержание вопроса К П
1 На какие группы делятся все химические элементы? 2 Какое положение в ПСХЭ занимают металлы? 3 Сколько электронов может находиться на внешнем энергетическом уровне у металлов? 4 Какой тип химической связи характерен для металлов? 5 Какой тип кристаллических решеток наблюдается у металлов? 6 Какими физическими свойствами обладают металлы? 7 У какого металла самая низкая температура плавления? 8 У какого металла самая высокая температура плавления? 9 Какой металл самый пластичный? 10 Какое явление называют коррозией? Слайды 5- 9
Самый тяжелый металл – Осмий и Иридий (в науке до сих пор спор)
Самый ковкий металл – Золото: из 1 гр можно вытянуть проволоку длиной 2.4 км
Самый дорогой металл – *** Родий (примерно за 1 гр 225 долларов), на земле всего несколько тонн, в основном используется как автомобильный катализатор. Добывают в ЮАР, встречается в Заполярье, Норильске, на Урале. *** Платина (примерно за 1 гр 70 долларов), «белое золото» *** Золото (за 1 гр 30 долларов) *** Иридий (за 1 гр 17 долларов), открыт 1803 г, похож внешне на олово, твердый, тяжелый, идет на изготовление эталонов длины и веса, хим. весов, хирургических инструментов. ***** САМЫЙ ДОРОГОЙ МЕТАЛЛ НА ЗЕМЛЕ – КАЛИФОРНИЙ-252, 1 гр стоит 6 млн.500 тыс. долларов. В мире его всего несколько граммов, не больше 5. Его вырабатывают 2 реактора (США, Россия). Каждый производит около 20-40 микрограммов в год. У калифорния-252 период полураспада – 2,6 года. 2 грамма металла в секунду выделяет 2,4 биллиарда нейтронов. Что соответствует нейтронному потоку обычного ядерного реактора. Классическим путем такой эффект можно получить с использованием 200 килограммов радия. Столько металла на Земле нет. Сейчас калифорний-252 используется в медицине для обработки злокачественных опухолей. Калифорний может заменить средний атомный реактор **** ОСМИЙ (за 1 гр 10 тыс долларов) Osme (запах) – греческое слово. Оно то и дало название платиновому металлу осмию название 200 лет назад. У него неприятный раздражающий запах, он похож на смесь хлорки и чеснока. В природе чистого осмия не найдено. Осмий очень хрупкий. Его просто растолочь даже в обычной ступе. Его используют в фармакологической отрасли в качестве катализатора во многих химических процессах. Применяют для изготовления деталей измерительных приборов.
Металлы в ПСХЭ
Металлы в природе
Металлы: физические свойства.
Формирование нового материала. мин Преподаватель: **Знаете ли вы, что обозначает термин «металлотермия» ? Учебник с.169. ** Где применяется металлотермия? (при получении металлов). ** Какие виды металлотермии существуют? (алюмотермия,… Li, Ca, Mg, Al могут вытеснять другие металлы из их оксидов)
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ: Слайд 10-11
Металлы – восстановители.
Взаимодействие металлов с неметаллами. Учебник с.165-166 рис.115-117 Видео «Хлор с железом»
Взаимодействие металлов с водой: а) щелочные металлы → щелочь + водород Учебник с.167 рис.118 Видео «Щел. металлы с водой»
Взаимодействие металлов с кислотами. Учебник с.168 рис.119 (аппарат Кирюшкина) + аппарат Кипа (дем) : к-та + мет = ↑ Видео
Взаимодействие с солями. Учебник с.169 рис.120

Коррозия металлов, способы защиты от нее.
КОРРОЗИЯ – ( от лат coorrodere – «разъедать») – самопроизвольное разрушение металлов и сплавов под влиянием окружающей среды.
Суть коррозии – если 2 металла, контактирующих между собой опустить в водный раствор электролита (п-р: грунтовые воды, атмосферная влага..), то металл более активный (левее в ряду активности металлов) будет разрушаться (окисляться, отдавая электроны), предохраняя тем самым менее активный металл.
Способы защиты от коррозии: (см. учебник с.172-173)
- нанесение защитных покрытий (п-р: масляные краски, лаки, эмали)
- нанесение сверху другого металла (Au, Ag, Cr, Ni, Sn, Zn…) Частный пример – ЛУЖЕНИЕ – нанесение на железа слой олова, такое железо – БЕЛАЯ ЖЕСТЬ.
- использование нержавеющих сталей (содержат специальные добавки)
- введение в среду ИНГИБИТОРОВ КОРРОЗИИ (уменьшают агрессивность среды и уменьшают скорость коррозии)
- создание контакта с более активным металлом – ПРОТЕКТОРОМ – он и будет разрушаться (Стальные Корпуса морских судов обшивают листами цинка, который разрушается, предохраняя сталь от коррозии).
Закрепление материала. Слайд 12-13 3 мин а) Вывод о свойствах металлов. Заполните пропуски нужными словами.
Радиус атомов металлов _____ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _____ металлов имеют _____ степени окисления. При комнатной температуре металлы находятся ______ агрегатном состоянии, за исключением ____. Металлы хорошо проводят _____ и _____. Самый тяжёлый металл – _____, самый легкий – _____, самый тугоплавкий – _______, самый легкоплавкий – _____.
б) Учебник с 173 ?? 1 – 4 (устно)
в) ?? Какая реакция протекает более интенсивно: натрий или магний с уксусной кислотой ? Записать хим. уравнения.
Домашнее задание Слайд 14 1 мин Читать § 20, упр.5 (в) с 173.
Рефлексия Слайд 15 1 мин Я понял, что….. Мне было интересно узнать ….. Я смог …… У меня получилось …… Я попробую …..