Интеллектуальная игра по химии по теме «Металлы», 9 класс


Интеллектуальная игра по химии по теме «Металлы», 9 класс
Металл – это точность.
Металл – это прочность
Скорость, высота,
Блеск и красота.
Цели урока:
1.Обобщение и систематизация знаний о металлах, их свойствах, сплавах, способах получения металлов, коррозии.
2.Закрепить умения в составлении уравнений реакций всех неорганических веществ.
3.Реализовать идеи гуманизации естественно-научных знаний с помощью литературных произведений.
4.Установить межпредметные связи между химией, литературой, биологией, физикой, экологией.
5.Воспитать у учащихся культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.
Вступление.
В средние века находилось немало «ученых», утверждающих, что металлы не приносят людям пользы, а поэтому не следует копаться в священных недрах земли, чтобы искать и добывать металлы. Возражая им Георг Агриколы, автор многих работ по металлургии писал в книге «О горном деле и металлургии»: «Человек не может обойтись без металлов…. если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей. Они вернулись бы к желудям и лесным яблокам, ногтями выгребали бы логовища, чтобы лежать в них ночью… Поскольку такой образ жизни совершенно не достоин человеческого разума самого, неужели кто-либо окажется столь глуп и упрям, чтобы не согласится, что металлы необходимы для пропитания и одежды, и что они вообще служат для поддержания человеческой жизни?».
М.В.Ломоносов так оценил роль металлов в жизни человека: «Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам в обществе потребным. Ими защищаемся при нападении, ими утверждаются корабли и силою их связаны между бурными вихрами в морской пучине плавают».
Много веков металлы верно служат человеку, помогая ему покорять стихию, овладевать тайнами природы, создавать замечательные машины и механизмы. Богат и интересен мир металлов. Среди них встречаются старые друзья человека: медь, железо, свинец, ртуть, золото, серебро, олово. Эта дружба уже насчитывает тысячи лет. Но есть и такие металлы, знакомство с которыми состоялось лишь в последние десятилетия.
Свойства металлов чудесны и разнообразны. Ртуть, например не замерзает даже при морозе, а вольфрам не боится самых жарких объятий пламени. Литий мог бы быть отличным пловцом, ведь он вдвое легче воды и при всем желании не сможет утонуть, а осмий - чемпион среди металлов тяжёловесов - камнем пойдет ко дну. Серебро – «с удовольствием» проводит электрический ток, а у титана явно «не лежит душа» к этому занятию: его электропроводность в 300 раз ниже, чем у серебра. Железо мы встречаем на каждом шагу, а гольмий содержится в земно коре в таких мизерных количествах, что даже крупицы этого металла стоят баснословно дорого: чистый гольмий в несколько раз дороже золота. Но как ни различны свойства этих элементов их роднит то, что все они принадлежат одной большой семье металлов.
Итак, наш урок сегодня посвящён металлам и пройдёт он в форме игры. Для этого мы разделимся на 3 команды (подготовка к этому уроку проводится заранее – об этом сообщается за неделю. Учащимся сообщают об основных этапах урока, придумать название команде, выбрать капитана команды). В игре принимают участие 3 команды, по 7 человек, выбирается жюри из числа сильных учеников.
Разминка (вопросы задавать по очереди каждой команде). Правильный ответ -1 балл
«ВОПРОС-ОТВЕТ»
1. Жидкий металл? (ртуть) 2. Сплав меди и олова? (бронза) 3.Самый лёгкий металл? (литий) 4.Самый тяжелый металл? (осмий) 5.Наука о методах и процессах производства метало из руд? (металлургия) 6.Металл, название которого в переводе с латинского – «утренняя заря»? (золото) 7.Что такое чугун? (сплав железа) 8. Что такое «булат» из которого делали в дамаске клинки? (сталь) 9.Сплав меди с никелем и легирующими добавками? (мельхиор) 10.Самый электропроводный металл? (серебро) 11.Самопроизвольное разрушение металлов под воздействием окружающей среды? (коррозия) 12.Какие металлы встречаются в природе в самородном виде? (золото, серебро, медь) 13.Жидкий металл (ртуть) 14.Элемент – металл, составная часть гемоглобина? (железо) 15.Что такое сталь? (сплав железа) 16. Сплав меди с цинком и оловом (латунь) 17.Самый тугоплавкий металл (вольфрам) 18.Металл, соединения которого окрашивают пламя в жёлтый цвет (натрий)
КОНКУРС № 1 – «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»
В зависимости от сложности вопроса команда получает от одного до двух балов. Если команда не может ответить на вопрос, он автоматически переходит другой команде. Правильный ответ -1 балл и объяснение – 1 балл.
ПЕРВАЯ ЗАМОРОЧКА – 1 балл
Одерживая победы одну за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток и вторглось в Индию. Но внезапно среди воинов начались тяжелые желудочно-кишечные заболевания. А суть болезней – бокалы из олова. Но военноначальники не болели. Из чего была сделана их посуда? (серебро)
ВТОРАЯ ЗАМОРОЧКА -2 балла
В конце 19 века из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, груженный брусками олова. Когда в Москве открыли вагоны, в них обнаружили серый ни на что не пригодный порошок – русская зима с полученным оловом сыграла злую шутку. Объясните, что произошло? (аллотропия «оловянная чума»)
ТРЕТЬЯ ЗАМОРОЧКА- 2 балла
В древности некоторые народы ценили этот металл больше, чем золото. Считается, что он пришелец из космоса. Он и воин, и труженик. Он один из элементов жизни. Без него человек слаб и немощен, и он входит в состав крови. Этот металл не образую самородков, как золото, поэтому в древние времена был очень дорогим. В Древнем Риме из этого металла изготовляли даже обручальные кольца. Внимание вопрос, назовите металл? (железо).
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАМОРОЧКА – 1 балл
Всем известен факт, что периодическая таблица химических элементов, Менделееву приснилась во сне. Но мало кто знает, сам ученый, когда речь заходила о его таблице, всегда говорил:……….( «я работал над ней, может лет двадцать, а вы считаете, что я сел… и она просто появилась».
ПЯТАЯ ЗАМОРОЧКА – 1 балл
При комнатной температуре этот металл похож на алюминий. Плавиться он начинает с 28 градусов по Цельсию. Ученые химики часто шутят над своими товарищами. Дают им ложечки, а затем видят удивление пришедших на то, как металлический прибор просто начинает «таять» в кружке с только что заваренным чаем. О каком металле идёт речь? (галлий)
ШЕСТАЯ ЗАМОРОЧКА – 1 балл
Есть особая группа металлов. Которую нужно хранить с большой осторожностью. Почти как Кащееву смерть. Так и эти металлы: в керосине – вазелине – стеклянной баночке – асбестовой крошке – жестяной баночке – сейфе – лаборатории. О хранении каких металлов идет речь? (Щелочные металлы)
КОНКУРС № 2 – КОНКУРС КАПИТАНОВ
Конкурс оценивается в 5 баллов (1балл за каждый правильный ответ).
Задача капитанов – решить как можно больше химических уравнений за 2 минуты. Расставить коэффициенты и указать тип реакции (делают на доске или на листике).
Са + P = Ba + HCl =
HgO = NaOH + H3PO4 =CrCl3 + NaOH = LiOH + H2SO4 =Нужно сделать это не просто быстро, но еще и правильно.
КОНКУРС № 3 – «ТЫ МНЕ, Я ТЕБЕ»
Игроки первой команды задают вопросы, подготовленные дома, второй команде. При неправильном ответе или его отсутствии – отвечают сами (1балл за каждый правильный ответ).
Вопросы:
1.Металлы играют важную роль в жизни человеческого организма. При недостатке этого металла в организме человека, он начинает быстро утомляться возникают головные боли, плохое настроение. О каком металле идет речь? (железо).
2.В некоторых странах ювелирные изделия изготавливают из «белого золота». Что за «белое золото»? (сплав золота с платиной, палладием и другими металлами: никель, цинк, медь, серебро)
3.Ртуть это жидкий металл. А как превратить её в твердое вещество? (жидким воздухом, при температуре = – 190 градусов по Цельсию и она замерзает).
КОНКУРС № 4 - «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»
В повседневной жизни мы часто слышим выражения, в которых свойства каких-либо предметов или объектов сравниваются со свойствами металлов или сплавов металлов, например: железные нервы, свинцовое небо, стальной характер, серебряная свадьба, медные трубы …и т.д.
В течение 2 минут ребята должны написать максимальное количество таких словосочетаний. Конкурс оценивается в 3 балла.
Подведение итогов.
Cообщение общего счёта, награждение победителей и особо отличившихся учащихся. Учитель подводит общий итог игры.