Программа психолого-педагогического сопровождения подготовки выпускников к сдаче ОГЭ

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Воскресенская школа»






Программа
психолого-педагогического сопровождения
подготовки выпускников к сдаче ОГЭ
в 2016-2017 учебном году










Составила:
учитель первой квалификационной категории,
классный руководитель 9 класса
Погодина Ирина Владимировна
























с.Воскресенское


Пояснительная записка
Психологическая подготовка к ОГЭ связана с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, а форма проведения экзамена для детей с высоким уровнем тревожности является пугающей. Для того чтобы реализовать свои возможности, показать свои знания, каждый ребёнок должен конструктивно подходить к процедуре экзамена и уметь справиться с волнением. Знание своих особенностей и возможность их учитывать при подготовке к экзамену позволяет более качественно подготовиться к итоговой аттестации. Создание комфортной среды при подготовке к экзамену имеет большое значение, поэтому работе со всеми участниками образовательного процесса необходимо уделить внимание. Это послужило причиной создания программы, позволяющей выпускникам, родителям и педагогам овладеть необходимыми психологическими знаниями и умениями.       При разработке программы «Программа психолого-педагогического сопровождения подготовки выпускников к сдаче ОГЭ», учитывались основные направления: диагностика личностных особенностей обучающихся, психологическое просвещение, закрепление знаний и умений на занятиях с элементами психологического тренинга. С помощью данной программы выпускники могут наилучшим способом использовать своё время для подготовки к экзамену, усовершенствовать навыки запоминания и работы с текстами, что является важным при подготовке к любой контрольной и к любому экзамену. Особое место в данной программе отводится обучению приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения, специальным дыхательным упражнениям. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться владеть собой в ситуации стресса и уменьшить негативные ожидания и переживания в ходе экзамена, тем самым сохранить своё здоровье.
При создании программы использовались материалы «Программа психологического сопровождения по подготовке выпускников к ОГЭ»    
педагога-психолога высшей категории Смородиной О.А. и программа "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б. и Королевой Н.В.

Цель: создание психологически комфортной среды для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников 2015-2016 года.

Задачи:
повысить психологическую грамотность участников образовательного процесса;
выявить психологической диагностикой проблемных детей, определить их особенности и ознакомить классных руководителей и учителей-предметников с особенностями подготовки таких детей к экзамену;
научить обучающихся использовать особенности своего мышления при подготовке к экзамену и приёмам эффективного запоминания;
научить выпускников навыкам поведения на экзамене;
научить обучающихся умению противостоять стрессу.

Направления работы педагога-психолога по сопровождению
процесса подготовки к ОГЭ:
Работа с обучающимися выпускных классов.
Работа с родителями обучающихся выпускных классов.
Совместная работа с администрацией школы, классными руководителями и учителями-предметниками по организации подготовки к экзаменам.
Организационно-методическая работа.

Ожидаемые результаты у обучающихся:
Умение планировать время работы при подготовке к экзамену и на самом экзамене.
Повышение у уровня самоконтроля с учётом своих возможностей и способностей.
Освоение различных приёмов саморегуляции и противодействия стрессу.
Усвоение психологических основ поведения при сдаче экзамена и создание позитивного настроя.

Оценка эффективности работы:
Оценка эффективности работы по программе осуществляется в двух направлениях: на основе сравнения результатов тестирования в начале и конце года и сдача импровизированного экзамена, где большую роль играют умения мобилизовать все силы и психоэмоциональная устойчивость обучающихся. Успехи выпускников на экзамене будут являться дополнительной оценкой программы психолого-педагогического сопровождения.


Нормативно правовая база:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития образования до 2020 года.
Основная образовательная программа основного общего образования (5 – 9 класс).
4.Устав школы.






План психолого-педагогического сопровождения
подготовки выпускников к сдаче ОГЭ в 2016-2017 учебном году.



С кем проводится
сроки
Мероприятие
Ответственный


Сентябрь



1
9-ый класс

1) Диагностика «Определение интеллектуальной лабильности»
педагог-психолог, классный руководитель

2
9-ый класс
2) По итогам исследования провести групповые консультации по классам
педагог-психолог, классный руководитель


9-ый класс
3) По итогам исследования провести углублённую диагностику по методике «Эрудит» и методике «Матрицы Ровена»
педагог-психолог, классный руководитель

4
учителя, работающие в 9 классе.
1) Индивидуальные консультации по итогам исследования с классными руководителями с учителями-предметниками
педагог-психолог, классный руководитель




5
администрация,
учителя
2) Выделение группы детей с низким уровнем подготовки к сдаче экзаменов
завучи, классные руководители, педагог-психолог.


Октябрь



1
9-ый класс
1) Диагностика личностного профиля по методике Кетелла, с целью определения устойчивости к стрессу и склонности к девиантному поведению
педагог-психолог, классный руководитель


2
9-ый класс
1) Диагностика личностного профиля по методике Кетелла, с целью определения устойчивости к стрессу и склонности к девиантному поведению
педагог-психолог, классный руководитель


3
9 –ый класс
1) Оформление журнала индивидуальной работы для подготовки к сдаче экзамена
2) Осуществление мониторинга работы с детьми группы риска

педагог-психолог, классный руководитель


5
классные руководители
По итогам диагностики провести консультации с каждым классным руководителем
педагог-психолог, классные руководители


Ноябрь



1
9 – ый
Класс
Исследование толерантности и адаптации к социальной среде школы, как условие успешной подготовки к экзаменам
педагог-психолог



2
9 – ый
Класс
Исследование мотивации обучения и уровня адаптации к школе, как условие успешной подготовки к экзаменам
педагог-психолог, классные руководители

3
классные руководители
По итогам диагностики провести консультации с каждым классным руководителем

педагог-психолог



Декабрь



1
9 – класс
Индивидуальная работа по повышению мотивации подготовки к экзаменам и выработка навыка использовать свои особенности мышления при сдаче экзамена

по запросу
педагог-психолог


2
9 - класс
Практическая работа
Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к экзаменам
педагог-психолог


Январь



1
9 - класс
Практическая работа
Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к экзаменам
педагог-психолог

2
9 – класс
Индивидуальная работа по повышению мотивации подготовки к экзаменам и выработка навыка использовать свои особенности мышления при сдаче экзамена.

по запросу
педагог-психолог


3
9 – класс
Индивидуальная работа по усвоению приёмов запоминания
педагог-психолог


Февраль



1
9 класс
Диагностика уровня тревожности и самооценки
педагог-психолог

2
9 – класс.
Индивидуальная работа по повышению мотивации подготовки к экзаменам и выработка навыка использовать свои особенности мышления при сдаче экзамена

по запросу
педагог-психолог


3
9 – класс
Индивидуальная работа по усвоению приёмов запоминания
педагог-психолог



Март



1
9 – класс
Занятия – тренинги «Готовимся к экзамену»

педагог-психолог


2
родители
Анкета «Ваш ребёнок готовится к экзамену» (определение группы риска)
педагог-психолог, классные руководители

3
родители
Групповое консультирование
«Как поддержать ребёнка – выпускника»
педагог-психолог, классные руководители

4
родителям и детям
Поместить на школьном сайте материал «Как пережить экзамен»

педагог-психолог, классный руководитель


5
9 – класс
Индивидуальная работа по усвоению приёмов запоминания у детей группы риска
педагог-психолог, классный руководитель



Апрель



1
9 – класс
Групповые коррекционно-развивающие занятия «Шаг к успеху»
педагог-психолог, классный руководитель


2
9 – класс
Групповые консультации по теме подготовки к экзамену «Шаг к успеху»
педагог-психолог, классный руководитель


3
9 – класс
Индивидуальная работа по усвоению приёмов запоминания у детей группы риска
педагог-психолог, классный руководитель


4
учителя
Индивидуальные консультации с классными руководителями с учителями-предметниками
по итогам психологической подготовки детей к экзаменам

педагог-психолог, классный руководитель



Май



1
родителям и детям
Публикация статей на сайте школы «Как успешно сдать ГИА »
педагог-психолог, классный руководитель


2
9 – класс
Индивидуальная работа с выпускниками с высоким уровнем тревожности
педагог-психолог, классный руководитель


3
родители
Индивидуальная работа с родителями выпускников с высоким уровнем тревожности
педагог-психолог, классный руководитель



В течение года



1
педагоги
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов
педагог-психолог, классный руководитель


2
педагоги
Выступления на совещаниях по теме: «Психологическая подготовка обучающихся к итоговой государственной аттестации»
педагог-психолог, классный руководитель




Приложение:


Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п
Суждение
Нет, это не так
Пожалуй, так
Верно
Совершенно верно

1
Я спокоен
1
2
3
4

2
Мне ничто не угрожает
1
2
3
4

3
Я нахожусь в напряжении
1
2
3
4

4
Я внутренне скован
1
2
3
4

5
Я чувствую себя свободно
1
2
3
4

6
Я растроен
1
2
3
4

7
Меня волнуют возможные неудачи
1
2
3
4

8
Я ощущаю душевный покой
1
2
3
4

9
Я встревожен
1
2
3
4

10
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
1
2
3
4

11
Я уверен в себе
1
2
3
4

12
Я нервничаю
1
2
3
4

13
Я не нахожу себе места
1
2
3
4

14
Я взвинчен
1
2
3
4

15
Я не чувствую скованности
1
2
3
4

16
Я доволен
1
2
3
4

17
Я озабочен
1
2
3
4

18
Я слишком возбужден и мне не по себе
1
2
3
4

19
Мне радостно
1
2
3
4

20
Мне приятно
1
2
3
4

Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№ п/п
Суждение
Никогда
Почти никогда
Часто
Почти всегда

21
У меня бывает приподнятое настроение
1
2
3
4

22
Я бываю раздражительным
1
2
3
4

23
Я легко растраиваюсь
1
2
3
4

24
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
1
2
3
4

25
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
1
2
3
4

26
Я чувствую прилив сил и желание работать
1
2
3
4

27
Я спокоен, хладнокровен и собран
1
2
3
4

28
Меня тревожат возможные трудности
1
2
3
4

29
Я слишком переживаю из-за пустяков
1
2
3
4

30
Я бываю вполне счастлив
1
2
3
4

31
Я все принимаю близко к сердцу
1
2
3
4

32
Мне не хватает уверенности в себе
1
2
3
4

33
Я чувствую себя беззащитным
1
2
3
4

34
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
1
2
3
4

35
У меня бывает хандра
1
2
3
4

36
Я бываю доволен
1
2
3
4

37
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
1
2
3
4

38
Бывает, что я чувствую себя неудачником
1
2
3
4

39
Я уравновешенный человек
1
2
3
4

40
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
1
2
3
4

Обработка результатов.
1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
3. Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов низкая, 3144 балла умеренная; 45 и более высокая.
Ключ
Номера суждения
Ответы


Никогда
Почти никогда
Часто
Почти всегда

СТ

1
4
3
2
1

2
4
3
2
1

3
1
2
3
4

4
1
2
3
4

5
4
3
2
1

6
1
2
3
4

7
1
2
3
4

8
4
3
2
1

9
1
2
3
4

10
4
3
2
1

11
4
3
2
1

12
1
2
3
4

13
1
2
3
4

14
1
2
3
4

15
4
3
2
1

16
4
3
2
1

17
1
2
3
4

18
1
2
3
4

19
4
3
2
1

20
4
3
2
1

ЛТ

21
4
3
2
1

22
1
2
3
4

23
1
2
3
4

24
1
2
3
4

25
1
2
3
4

26
4
3
2
1

27
4
3
2
1

28
1
2
3
4

29
1
2
3
4

30
4
3
2
1

31
1
2
3
4

32
1
2
3
4

33
1
2
3
4

34
1
2
3
4

35
1
2
3
4

36
4
3
2
1

37
1
2
3
4

38
1
2
3
4

39
4
3
2
1

40
1
2
3
4

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные





Тест «Интеллектуальная лабильность»
.
Инструкция: будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!
Содержание теста
(квадрат номер 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года.
(квадрат номер 4) Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.
(квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.
(квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.
(квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь.
(квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части.
(квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени.
(квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0.
(квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике.
(квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные.
(квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города.
(квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1.
(квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую.
(квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3.
(квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними.
(квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А.
(квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой.
(квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.
(квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией.
(квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку.
(квадрат 27) Если слова "дом" и "дуб" начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.
(квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ.
(квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А.
(квадрат 30) Если в слове "подарок" третья буква не И, напишите сумму чисел 3 + 5.
(квадрат 31) В слове "салют" обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные.
(квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника.
(квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными.
(квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.
(квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево.
(квадрат 36) Напишите слово "мир" так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике.
(квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх.
(квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй.
(квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных.
(квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево.
(квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник.
(квадрат 43) Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромб.
(квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные.
(квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник).
(квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры.
(квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Перед проведением методики экспериментатор должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, не выполненное или выполненное с ошибкой задание.  Норма выполнения:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]0-4 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]5-9 ошибок – средняя лабильность;  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]10-14 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении;  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15 и более ошибок – мало успешен в любой деятельности.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Тест требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем он дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.
Бланк ответов  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Заголовок 1 Заголовок 315