Литературно-музыкальная гостиная на тему Любимых детских книг творец…


Методическая копилка
Литературно-музыкальная гостиная на тему:
«Любимых детских книг творец…»

Посвящена Дню памяти А. П. Гайдара (22. 01.1904 – 26.10.1941)
Цель:
познакомить с произведениями Гайдара;
учить выражать своё отношение к описанным событиям;
формировать положительные черты характера на примерах героев писателя;
приобщать детей к чтению.
Оформление доски: выставка книг, рисунков детей, портрет писателя, высказывания о значении книги в жизни человека, пословицы о книге.
План проведения мероприятия:
1. Значение книги в жизни человека.
Наш сегодняшний разговор мы посвятим книгам. Зачем нужны книги людям? Какие бывают книги? Какое место занимают книги в современное время, время компьютеров и аудио-видеоаппаратуры?
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём,
И наш разговор потихоньку ведём.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенье планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
А что ребята для вас значит книга? (Ответы детей)
Раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, поэтому книга оставалась тем источником, который давал свет в мир.
Сейчас всё по-другому. И многие перестали читать книги, ведь информацию можно найти в другом месте, но книгу ничем нельзя заменить. Ведь книга как друг. Её читаешь и кажется, что разговариваешь с тем, кто её написал. Самое главное – книга нам открывает самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите свои черты, иногда даже свои поступки.

2. А теперь перейдём конкретно к нашей теме, которая написана на доске:
«Любимых детских книг творец…»
Ребята, за эти дни вы познакомились с героями любимых книг А. П. Гайдара. Дети были для него не только читателями и героями его повестей и рассказов, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьёзно разговаривал.
Наверное, не все знают, что А. Гайдар писал стихи. Их он посвящал своим детям. Однажды он написал им стихотворение–шутку.
Читает Родина Виктория:
Пьём мы утром молоко,
Ходим утром далеко.
Рыб поймали – три ерша,
Ну, и больше ни шиша!
Потому, что ветер дует,
Солнце с тучками балует,
Волны с пеной в берег бьют,
Рыбы вовсе не клюют…
Впрочем, дело поправимо:
Пронесутся тучки мимо,
Кончит ветер баловать
И домой умчится спать…
Когда писатель уезжал на фронт в 1941 г., он подарил дочке Жене книгу и написал на ней такие стихи.
Читает Синяев Костя:
Едет папа на войну
За Советскую страну.
Женя папу подождёт.
Женя книжку прочитает,
Всё узнает, всё поймёт:
Где и как живёт народ,
Сколько есть чудес на свете,
Как и где играют дети,
Как запрыгал заяц белый,
Как исчез Ивашка смелый,
Как из лесу, из-за гор,
Ехал дедушка Егор…
Женя книжку прочитает
И о папе помечтает.
Он в далёкой стороне
Бьёт фашистов на войне!
3. Сведения о писателе:
- Годы жизни писателя. Где он родился?
- Почему он взял такой псевдоним?
- Какой город для него был родным?
- В каком возрасте был зачислен добровольцем в ряды Красной Армии?
- Во сколько лет Гайдар командовал полком?
- Назовите дату его гибели?
4. Коллективное чтение стихотворения С. Михалкова «Аркадий Гайдар»:
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат
Ты повесть школьную открой –
Гайдар её писал;
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Их по поступкам узнают,
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин Гайдар.
5. Исполнение песен «Гайдар шагает впереди», «Салют Гайдару».
6. Инсценировка эпизодов прочитанных книг.
Из какой книги взят отрывок?
7. Каждая его книга была событием. Каждая его книга задевала за сердце, учила нас настоящей любви к родной земле, к скромному и мужественному нашему человеку, была полна точным и дружеским пониманием малейших движений человеческой души.
Случилось небывалое в детской литературе: книга «Тимур и его команда» породила целое общественное движение. По всей стране образовались тимуровские отряды, которые помогали престарелым, воинам, всем кому нужна была помощь.
В наше время тоже создана организация «Важное дело», цель которой- помогать людям.
Мы с вами тоже принимаем участие: благоустраиваем территорию школы и поселения, ухаживаем за братскими захоронениями, оказываем помощь престарелым и инвалидам. Нас тоже можно назвать тимуровцами.
8. Парад книг.
1-й ученик. Знаете ли вы о героическом поступке школьника, который помог спасти раненого лётчика, потерпевшего аварию во время преследования диверсантов?
Если вы хотите узнать об этом, прочитайте повесть «Дым в лесу».
2-й ученик. Кто из вас читал рассказ о том, как два мальчика во время гражданской войны, рискуя собственной жизнью, спасли от белогвардейцев раненого командира?
Очень интересно рассказано об этом в книге «РВС».
3-й ученик. Книга «Дальние страны» рассказывает о том, как сбывалась мечта мальчиков, мечтавших побывать в дальних странах.
4-й ученик. Хотите ли вы совершить увлекательное путешествие из Москвы на Дальний Восток? Вам поможет книга «Чук и Гек».
5-й ученик. Если вы хотите побродить по нашим полям и лесам, встретиться с хорошими людьми, прочитайте книгу «Голубая чашка».
6-й ученик. Как побороть в себе страх, когда попадаешь в беду, как велико чувство товарищества, - обо всём этом расскажет книга «Четвёртый блиндаж».
7-й ученик. Если хотите узнать продолжение повести «Тимур и его команда», прочитайте увлекательную книгу «Комендант снежной крепости».
9. Чтение cтихотворения С. Я. Маршака «Памяти Гайдара».
Афоничкина Наташа:
Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Он был солдатом и вожатым,
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя-большевика.
Погиб он где-то под Леплявою,
Как партизан, в тылу врагов,
И, осененный вечной славою,
Спит у днепровских берегов.
И каждый день к могиле воина
Приносит весточку волна,
Что расцвело и что построено
На тех полях, где шла война.
Чтобы земля гудела стройкою
Там, где гулял войны пожар,
Добыли мир отвагой стойкою
Такие люди, как Гайдар.
10. Заключительное слово учителя.
А. П. Гайдар прожил недолгую жизнь, он был убит фашистской пулей 26 октября 1941 года, защищая нашу Родину. Было ему тогда 37 лет. Но и за эти недолгие годы он и книгами, и жизнью, и смертью своею сумел сказать маленьким читателям о самом главном: о долге и верности, о дружбе и самоотверженной любви к Родине, чтобы дети знали, каким же надо быть человеку в наше нелёгкое, а порой и очень суровое время.
Книги Гайдара живут. Вот они на полках у нас, в библиотеке, - много книг!
И кого сегодня заинтересовала какая-то книга А. П. Гайдара, - берите и читайте. В них вам откроется мир, полный настоящих чудес для ребёнка. С ними у вас никогда не кончится детство.
И в конце нашего мероприятия, давайте, ребята исполним песню «Если с книгой дружишь ты».
Если с книгой дружишь ты,
Если с книгой дружишь ты –
Веселей живётся.
А без книги, ты пойми,
А без книги, ты пойми,
Всё трудней дается.
Припев:
Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я знаю буквы все!
На уроках я всегда,
На уроках я всегда,
Отвечаю чётко.
Книга верная моя,
Книга верная моя,
Мне во всём подмога.
Припев:
Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я знаю буквы все!
И скажу я вам, друзья,
И скажу я вам, друзья –
С книгой вы дружите.
Книги – верные друзья,
Книги – верные друзья.
Книги вы любите!
Припев:
Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я знаю буквы все!
11. Подведение итогов.
Выявление победителей среди учащихся «Самый активный читатель».


Классный час
«Мне так нужен друг…»
Цель: выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; усвоить законы дружбы; способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности; воспитывать умение дружить и ценить дружбу.
Оборудование и оформление: 1) анкеты;
2) таблицы-плакаты (высказывания великих
людей о дружбе, законы дружбы);
3) мини-сочинения «Мне так нужен друг…»;
4) аппликация «Солнышко» (на лучах
положительные качества настоящего друга);
5) таблица-плакат «Собери пословицу о
о друге;
6) книжная выставка книг по теме;
7) аудиокассета с песней
В. Шаинского и М. Танича «Когда мои
друзья со мной»
Вступительное слово учителя.
Дружба крепкая не сломается
Не расклеится от дождей и вьюг
Друг в беде не бросит
Лишнего не спросит
Вот, что значит настоящий
Верный друг.

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о том что такое дружба и каким должен быть настоящий друг, постараемся запомнить законы дружбы.
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, и писатели, ученые и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
Что такое настоящая дружба?
В. И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит определение дружбы. Прочитайте на доске.
« Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении».
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга по такому принципу: умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. У всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность.
2. Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной,
Или просто средство от тоски?
Дальше чтение детей.
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год.
Если друг твой что-то к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, он все понять не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе
Друг последнее всегда отдаст
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
А теперь ребята скажите своими словами, что такое дружба?
3. Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
Слово учителя. Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…».
4. Теперь прочитаем ребята законы дружбы.
Помогайте другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные книги, игрушки поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается, не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят. Старайся, чтобы другу было приятно в твоем обществе.
Не критикуй друга в присутствии других людей.
5. А теперь ребята обратите внимание на доску, где написана тема: «Мне так нужен друг...».
Вы заметили, что у меня стоит многоточие. Домой я вам давала задание, продолжить эту запись. Давайте зачитаем, что у вас получилось.

Мне так нужен друг, которому я мог бы рассказать обо всём в жизни.
С которым мог бы поделиться.
Друг нужен, чтобы вместе радоваться и печалиться. Ему о многом можно рассказать, открыть душу. Друг всегда выручит и поможет. А еще он умеет прощать, он чувствует мои мысли.
6. В гости к нам пришел Петя Ошибкин, он перепутал пословицы.
На доске собери правильно пословицу.
Без беды а друг спорит.
Нет друга – ищи, и топором не разрубишь.
Недруг поддакивает, от того и наберешься.
Крепкую дружбу а имей сто друзей.
С кем поведешься, а нашел береги.
Не имей сто рублей, друга не узнаешь.
Живи для людей, а врозь – хоть брось.
Друг не испытанный, лучше новых двух.
Дружно – не грузно, разобьешь – не сложишь.
Старый друг а правдой и честью.
Дружба как стекло, поживут люди для тебя.
Дружба крепка не лестью, что орех не расколотый.
7. А теперь давайте перейдем к обсуждению отрывков из произведений и выявим качества, которыми должен обладать настоящий друг.
На доске аппликация «Солнышко», чем больше назовем положительных качеств, тем оно будет светить ярче. Доброта, внимание, отзывчивость, верность, взаимопомощь, скромность, честность, справедливость, доброжелательность, внимательность, умение переживать не только в горе, но и в радости… Анализ рассказов:
В. Сухомлинский «Как на свете жить» с. 126. Калейдоскоп родительских собраний.
Осеева «Чашка» с. 30 Спутник классного руководителя.
Пермяк «Друзья» с. 57-58 Классные часы 5 класс.
Ермолаев «Лучший друг» с. 116 Азбука нравственного воспитания.
Осеева «Самое страшное»
8. Анкета для детей «О детской дружбе».
1. Есть ли у тебя в классе, в школе друг?
2. Что ты больше всего ценишь в друге?
3. Что значит дружить хорошо?
4. Когда ты говоришь «ябеда», а когда - «хороший товарищ»?
5. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
6. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?
а) отличника;
б) хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всем подчиняться;
в) тебе все равно как он учиться, лишь бы был добрым, честным, справедливым.
7. Приходит ли друг к тебе домой?
8. Бываешь ли ты в гостях у друга?
9. Ты себя считаешь хорошим другом?
10. Что нужно сделать для того, чтобы все дети жили дружно?
9. Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького:
«Если хочешь, вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…».
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся Все земные труды
Может, вырастишь деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Л. Татьяничева
10. Итог подводят сами дети.
11. Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».
12. Подойдите к выставке книг и возьмите себе книгу, сделайте анализ прочитанного, разгадайте кроссворд.