Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся


Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс
с целью формирования познавательного интереса обучающихсяЛюбая деятельность может бытьлибо технологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,Технология – на науке.С искусства все начинается,Технологией – заканчивается, Чтобы затем все началось сначала.
(В.П. Беспалько).    
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических образовательных технологиях. 
    Причиной выбора этой темы является следующее:
1.в условиях существующей классно-урочной системы занятий современные педагогические технологии  наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
2.образовательные технологии позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
3.педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основного направления педагогической стратегии:  личностно-ориентированного подхода;
4.они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, четкую ориентацию на развитие творческой деятельности;
5.обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
6.отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
                 Все мы прекрасно знаем, что знания приходят только к заинтересованному человеку. “Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может” - говорит народная мудрость. И это действительно так. Но, к великому сожалению, в настоящее время у учеников среднего и старшего звена наблюдается слабая мотивация к учёбе, да и у детей младшего школьного возраста мы подчас отмечаем низкую заинтересованность в обучении.
         
                 Но ведь, уже не раз подчёркивалось, что начальная школа - это фундамент образования. От того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – обеспечить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность учащихся.  А для достижения данной цели предопределяет определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.
         
            Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, а также  книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
1.школа является важнейшим фактором развития личности;
2.школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
3.систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
             
                  В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Любая технология обладает следующими свойствами:1. совокупность действий технологии образует законченную целостность;2. действия любой технологии расположены в строгой последовательности;3. Любая технология направлена на получение конкретного результата.
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:
1.гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
2.экономичность резерва учебного времени,
 3.оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
4.применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
                       
  Педагогические технологии ориентированы:
1.на формирование положительной мотивации к учебному труду,
2.интенсификацию коммуникативной среды,
3.развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,
 4.охрану здоровья учащихся
Современные  педагогические технологии
                    Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют следующие.
        
Традиционные технологии применяются в   различного вида учебных занятиях, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности и др. Личностно - ориентированное обучение - это обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. При применении технологии личностно-ориентированного обучения происходит задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;  использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала.
Интерактивные технологии или групповые технологии обучения  - это работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу. С помощью данных технологий происходит формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышается  эффективность усвоения программного материала.
ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии).
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.
С применением ИКТ на уроках  учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
  Под игровыми технологиями в педагогике понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще "педагогическая игра" обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде или косвенном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
  Технология проектного обучения. Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование).
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. 
Под  здоровьесберегающими  технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.        Применение данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
            В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
              Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта.
СОВРЕМЕННОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
                    Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
                 Традиционное обучение по своей философской основе является педагогикой принуждения. Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.
                        
Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.               
               Массовая школа с традиционной технологией остается "школой знаний", основной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культурное развитие.
Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.  75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария мозга, на эстетические предметы отводится лишь 3% от общего числа школьных дисциплин.
                До сих пор самые сильные, одаренные дети учатся в физико-математических классах или в классах естественно - научного профиля. И связано это в первую очередь с родительским, да и нашим, учительским, менталитетом, а во вторую очередь с реальной востребованностью специалистов: программистов, например, требуется больше, чем искусствоведов.
Основу традиционного обучения составляют
принципы, сформулированные еще Я. Коменским:
научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);
последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);
прочность (повторение - мать учения);
сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
принцип наглядности;
принцип связи теории с практикой;
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои
сильные и слабые стороны.
                       К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:
систематический характер обучения;
упорядоченную, логически правильную подачу материала;
организационную четкость;
оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
         Отрицательные стороны
Шаблонное построение, однообразие
Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания
Учащиеся изолируются от общения друг с другом.  Отсутствие самостоятельности
Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день). Слабая обратная связь.
Отсутствие индивидуального обучения
                    В настоящее время существует проблема необходимости повышения эффективности учебного процесса, и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его развития.
                Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников, их отторжение от процесса учения связаны не только с несовершенным содержанием образования, но и с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении процесса обучения.
                 Беда сегодняшней школы не в отсутствии должного количества новых учебников, учебных пособий и программ - в последние годы их появилось невиданное множество, и многие из них не выдерживают никакой критики с дидактической точки зрения.
               Проблема состоит в том, чтобы предоставить учителю методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе.
                 На смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности.
                 Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение, так как общество в целом предъявляет к выпускнику школы требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
               Сегодня на заседании МО  мы  поговорим о тех  технологиях обучения, которые помогут учителю в организации эффективного учебного процесса, а также решить проблемы выбора: как лучше построить урок, как отобрать и выстроить учебный материал по данной теме.
Технология личностно-ориентированного обучения. (учитель нач.классов)
Технология проектного обучения. (учитель нач.классов, учитель русского языка
ИКТ – технологии (учитель информатики)
Здоровьесберегающие технологии. (учитель нач.классов, учитель – логопед)
               Какую бы педтехнологию мы не применяли  в учебном процессе, все же реализуется она   через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.                  Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».
Что могут означать для нас эти слова?
                 По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.      
          Чтобы изучение было эффективным  мы должны выбрать ряд технологий и более подробно их изучить, а не распыляться на поверхностное изучение всех технологий, как говорится «лучше меньше, да лучше». В казахстанском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.
            Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.
                             
«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду… Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»                      
      В.А. Сухомлинский
        
Педагогическая технология - «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО) «строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса» (Беспалько В.П.). Педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике Структура любой педагогической системы Учащиеся Цели обучения Содержание обучения Дидактические процессы Учителя (или ТСО) Организационные формы обучения Дидактическая задача Технология обучения (или педагогическая технология) Педагогические технологии О Р И Е Н Т И Р О В А Н Ы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору, охрану здоровья учащихся. Классно-урочная технология обучения обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков.
Групповые технологии обучения. Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала. Развитие способностей к управлению своей учебной деятельностью, поведением и умения участвовать в работе группы (начальное звено). Создание условий, позволяющих проявить организаторские навыки и умения работать в группе (основная школа). Выстраивание учащимися собственной стратегии коммуникации с самооценкой ее результативности (старшая школа). Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Формирование мотивации к учебному труду, создание ситуации успеха для каждого. Приобретение знаний через удивление и любопытство. Создание условий, обеспечивающих доступность учебного материала для каждого ученика с учетом его учебных индивидуальных способностей. Обучение находить решение задач (начальное звено). Развитие интеллектуальных умений и навыков (умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения), создание «поля успеха» (основная школа). Приобщение учащихся через деловые и ролевые (дидактические) игры к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды (старшая школа).
Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре: свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности; творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность; эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность; деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта; деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека; деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата). нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный. в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата.
Технология проблемного обучения. Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Обучение способам решения проблем, умению находить способы решения учебных задач (начальное звено). Создание условий для самостоятельного выбора способа разрешения проблемной ситуации. Системное, последовательное изложение учебного материала, предупреждение возможных ошибок и создание ситуации успеха (основная школа). Создание условий для самореализации. Формирование креативного мышления учащихся. Создание условий, способствующих проявлению самостоятельности в освоении содержания образования на основе использования межпредметных, надпредметных и специальных умений и навыков (старшая школа).
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих: *постановку преподавателем учебно- проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; *осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; *применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях (начальное звено). Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата) (основная школа). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем (старшая школа).
Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности. Умение сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, различные способы решения задач. Умение связать знание и жизненный опыт с новой информацией (основная школа). Способствование формированию общекультурной методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях (старшая школа).
Исследовательская технология. Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы). Знакомство учащихся с работой со справочной литературой и другими способами получения информации (начальное звено). Формирование навыков пользования различными источниками информации. Обучение различным способам работы с текстом и другими источниками информации (основная школа). Формирование способности самостоятельно создать и защитить учебно-исследовательскую работу (старшая школа).
Информационные технологии. Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута. Обучение навыкам пользователя персонального компьютера (начальное звено). Создание условий для использования информационных технологий в учебной, творческой, самостоятельной, исследовательской деятельности (старшая школа). Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута. Развитие коммуникативных умений в отношениях: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учитель» (начальное звено). Сотрудничество в совместной деятельности (урочной и внеурочной) и осознание учащимися образования как условия самоопределения и достижения жизненных целей (основная школа). Способность к успешной социализации в обществе, адаптации в среде пребывания и на рынке труда (старшая школа).
«Относись к ребенку так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»«Педагогика сотрудничества», декларация учителей-новаторов Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, «Учительская газета», 1986. Каждый человек – это личность, в том числе и школьник. Он является не объектом обучения и воспитания, а субъектом. Упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей, развитие даже самых малых способностей. Дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему: на каждом уроке получает оценку своего труда; выбирает задачи по своему вкусу; его творчество получает признание и оценку; его на самом деле уважают, никто не оскорбит подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Технология проведения коллективных творческих дел (КТД) Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей учащихся.
Уровни усвоения материала Создание на основе полученных знаний чего-то нового, творческий подход к делу, собственное мнение. Запоминание и воспроизведение услышанного. Запоминание, воспроизведение и применение полученных знаний в практической деятельности.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ   У Р О К И - И Г Р Ы, УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА, УРОКИ - ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, УРОКИ - КОНКУРСЫ, УРОКИ - СОРЕВНОВАНИЯ, УРОКИ – ТУРНИРЫ, УРОКИ ТИПА КВН УРОК - АУКЦИОН УРОКИ ТИПА «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ» ГРУППОВЫЕ УРОКИ У Р О К – «Э В Р И К А», УРОКИ - ОБЩЕСТВЕННЫЕ СМОТРЫ ЗНАНИЙ, УРОКИ ВЗАИМООБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. МАО активизация познавательной деятельности обучающихся или способствование её повышению.
Образовательный процесс: МЫШЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЕ РЕЧЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Степень активизации учащихся: % усвоения информации: лекция – не более 20-30% самостоятельная работа с литературой – до 50% проговаривание – до 70% личное участие в изучаемой деятельности (N, деловая игра) – до 90%