Исследовательская работа по литературному краеведению 8 класс


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Твердохлебовская средняя общеобразовательная школа»
Богучарского района Воронежской области
Областное туристско-краеведческое движение «Край родной»
краеведческая конференция обучающихсяпо теме поиска «Литературное краеведение»
Номинация «Гордость земли Воронежской»
Исследовательская работа
«АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ:
СТЕПНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
Выполнила: учащаяся 8 класса
МКОУ «Твердохлебовская СОШ»
Стеценко Валерия Викторовна
Руководитель:
Костенко Наталья Леонидовна,
учитель русского языка
МКОУ «Твердохлебовская СОШ»
с.Твердохлебовка2015 год
Содержание
Введение. Тропа к А.П.Чехову_________________________________________3
Глава 1. Богучар в семье Чехова._______________________________________6
Предки А.П.Чехова.
Александра Егоровна Чехова (Кожевникова) – тетя А.П.Чехова.
Егор Михайлович Чехов в слободе Твердохлебовка.
Поездки А.П.Чехова в Богучарский уезд.
Часть 2. «Степная энциклопедия» Антона Павловича Чехова.______________10
2.1. «Донская Швейцария» в жизни писателя.
2.2. Многосторонний образ степи в повести А.П.Чехова.
2.3. Патриотический лиризм повести «Степь».
2.4. Отражение воспоминаний А.П.Чехова от поездки по южнорусской степи.
Заключение._______________________________________________________16
Список использованной литературы.___________________________________18
Приложение. ______________________________________________________19
Введение
Каждый человек оставляет в жизни след. Иногда почти неразличимый, а порой похожий на тропинку, видимую издалека. По этой тропинке идут люди. Она постепенно становится заметной, расширяется, набивается. И вот уже не тропинка, а тропа, по которой хочется пройти, чтобы узнать, как всё начиналось и где истоки.
Моя тропа к Чехову начиналась с истории про Каштанку, потом были юмористические рассказы «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Злоумышленник». Захотелось больше узнать о жизни талантливого писателя. К тому же род А.П. Чехова неразрывно связан с Богучарской землей. Но о том, как протекала жизнь Чеховых здесь, не сообщалось ранее ни в одной публикации. В нашем селе Твердохлебовка похоронен дед знаменитого писателя, а могила остается безвестной. Его родственники Кожевниковы работали в Луговской и Твердохлебовской школах. А знают ли богучарцы, что Чеховы ходили по богучарской земле, а «однажды во время разлива, когда к г. Богучару по реке стали походить баржи и пассажирские пароходы Александра Чехова, вместе Верой, простившись у пристани с Анастасий (Кудиновой) отправилась по Дону в имение Платова, где жил Егор Михайлович».1 Надо узнать! Как говорил Егор Михайлович Чехов: «… неграмотный человек - это слепой человек». Поэтому надо писать и рассказывать об этом, что бы помнили.
Творчество А.П.Чехова хорошо известно каждому. Разные поколения читателей открывают для себя все новые и новые грани художественных произведений. Так книга живет в историческом времени. Классические произведения литературы прошлого при их углубленном понимании, чувствовании, вживании в них позволяет каждому из нас ощущать «времен связующую нить».
Поэтому цель работы: изучить историю рода Чехова, связанную с Богучаром, найти ответ на вопрос: «Почему повесть «Степь» называется автором степной энциклопедией?»
Задачи:
---------------------------------------------------------
1 Романов П.И., Романов Е.П. Богучар. –Воронеж: ВГПУ, 2012, - с.71
1. По литературным публикациям, по переписке и воспоминаниям современников изучить биографические сведения А.П.Чехова, в том числе выяснить его родословную ветвь на Богучарской земле.
2. Прочитать произведение А.П. Чехова «Степь», познакомиться с критическими оценками повести, определить смысловую многомерность понятия «степь» или энциклопедические сведения, найти сходство пейзажных зарисовок с южной степью.
Биография Чехова хорошо изучена исследователями и знакома каждому из нас. Детство в Таганроге, учеба в Таганрогской мужской гимназии, затем на медицинском факультете Московского университета, работа земским доктором, первые литературные успехи, поездка на острове Сахалин, жизнь в Москве, в имении Мелихово и в Ялте.1 Но о пребывания Чехова на Богучарщине можно узнать только по работам литературоведов и краеведов, изучающих творчество писателя. Сначала нами была изучена книга богучарских краеведов П.И.Романова и Е.П.Романова «Богучар». В данной книге воспроизводится картина жизни близких родственников Чехова в 19 столетии в нашем крае. Генеалогическое древо рода Чеховых, составленное исследователем Пажитновым Евгением Евгеньевичем, состоит из 11 поколений. По воспоминаниям Веры Васильевны Руденко, дочери Александры Егоровны Кожевниковой (Чеховой), родной тети А.П.Чехова, прослеживается история жизни семьи Чеховых.
Слава чеховского имени хоть и мимолетно, но коснулась нашего села. Будучи неутомимым путешественником, он изъездил всю России, и хочется верить, что дважды побывал в нашем районе. Кстати, сам Чехов очень любил особую природу Придонья. «Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как дома и знал там каждую балочку,» - пишет Чехов в своем дневнике о впечатлениях, навеянных на него путешествием в «Донскую Швейцарию» и отразившихся в повести «Степь». На сайте Таганрогской центральной
_________________
1 Русские писатели. Библиографический словарь. М-Я. 2.» Под. Ред. П.А. Николаева. М., «Просвещение», 1990, - с.167
библиотеки1 найдены книги о творчестве А.П.Чехова. На одном из сайтов2 изучена переписка Чехова за период с 1885 по 1892 год, по которой достоверно можно узнать о его пребывании юге Воронежской губернии.
Наконец, из статьи районной газеты «Сельская новь» от 14.02.1995 года мы узнали, что потомки А.П.Чехова посещали с. Твердохлебовку. Так в конце 50-х годов прошлого столетия приезжал племянник Сергей Михайлович Чехов, сын брата Антона Михаила. Новые сведения о потомках знаменитой фамилии были внесены в книгу М.П.Чехова «Вокруг Чехова»3. В 1985 году группой энтузиастов во главе с журналисткой Беллой Львовной Клещенко на сельском кладбище была обнаружена могильная плита деда великого писателя, Егора Михайловича Чехова. О своей находке она пишет в статье «На деревню к дедушке» в газете «Советская культура» за 1985г.4 Старожилы села видели эту плиту, где видны были окончание фамилии «…хов» и дата 1879 – дата смерти Егора Михайловича. (рис. 4 в приложении) Но в настоящее время эта плита так и осталось «мертвой» плитой. Поэтому отмечая 155-летие со дня рождения А.П.Чехова, мы обязаны отдать должное памяти Егора Михайловича.
______________
1 http://www.taglib.ru/step-chekhova.html2http://www.anton-chehov.info/pisma-za-1875-1904-goda.html3 «Сельская новь» от 14.02.1995 (районная газета). Ст. «Любовь к отеческим гробам»
4 «Советская культура» от15.03.1985г. Ст. Б. Л. Клещенко «На деревню дедушке»
Часть 1. Богучар в семье Чехова.
1.1.Предки А.П.Чехова.
Каждый из нас читал произведение А.П. Чехова « Ванька», но не каждый знает, что дедушка знаменитого писателя Егор Михайлович Чехов - уроженец Воронежской губернии, а его родственники и по сей день живут в Богучарском районе. В своем письме к А.И. Эртилю А.П. Чехов пишет: «Моя фамилия тоже ведет свое начало из Воронежских недр, из Острогожского уезда. Мой дед и отец был крепостным у Черткова…».1 Одним из первых в родословной А.П. Чехова, был далекий предок Евстафий Чехов, потомок беглых поселенцев села Ольховатка. О прадеде писателя Михаиле Евстафьевиче Чехове известно, что «с начала М.Е.Чехов был крепостным бригадира С.И. Тевяшова. Женился на крестьянке Домникии, и у них родилось четверо детей (Егор, дед писателя, в 1789 году)». Большая семья Чеховых поселилась в хуторе Неровный, который находился в 12 верстах от Ольховатки. Дед писателя — Егор Михайлович, первый в семье Чеховых познавший грамоту, сумел выкупиться от крепостничества на свободу. (рис.1 в приложении) Е. М. Чехов устроил своих сыновей в подмастерья, и впоследствии они выбились в купцы. Сам же отец семейства всю оставшуюся жизнь проработал приказчиком в имении наследницы донского атамана М.И. Платова, героя 1812 года. От совместного брака с Ефросиньей у Егора Михайловича родились дети: Михаил  в 1821 году, Павел (отец писателя) в 1825 году, Александра в 1831 году и Митрофан в 1832 году.2
1.2.Александра Егоровна Чехова (Кожевникова) – тетя А.П.Чехова.
Семья Чеховых отправилась в слободу Крепкая — имение графа Платова в семидесяти верстах от Таганрога. Путь лежал через Россошь, мимо деревни Митрофановка, хутор Даниловка, Константиновки (ныне Кантемировка). Проехав деревни Талы, Писаревку, они прибыли в казачью слободу Твердохлебовку, чтобы здесь выдать свою дочь Александру замуж за сельского
______________________
1 http://boguchar2006.narod.ru/w_s_18.htm2 Романов П.И., Романов Е.П. Богучар. –Воронеж: ВГПУ, 2012, - с. 63
писаря Василия Григорьевича Кожевникова, грамотного человека, которого сочли достойным их дочери. Слобода была большой, достаточно сказать, что население составляло более трех тысяч человек, да и город был всего в 15 верстах. Слобода основана в 1786 г., названа по имени первопоселенца Леонтия Твердохлебова (1749-1818). Сохранились воспоминания о деде писателя Егоре Михайловиче Чехове и семье его дочери Александры Егоровны, записанные со слов Веры Васильевны Руденко, дочери Александры Егоровны Чеховой (Кожевниковой). Александра Егоровна Кожевникова (в девичестве Чехова), проживала с Василием Григорьевичем в Твердохлебовке. Согласно Метрической книге Твердохлебовской церкви родила четверых детей – Анастасию, Марию, Анна, Василия, Веру. Анастасия, старшая дочь Александры Егоровны, вышла замуж за Кудинова Акима, приживавшего в Богучаре. Вторая ее дочь Мария через год вышла замуж за Павлова Михаила. Анна в 19 лет вышла замуж за Андрея Петровича Лунцева, Вера в  22 вышла замуж за Андрея Константиновича Руденкова, а Василий   женился на Надежде Александровне Фалеевой. Метрические книги за период 1891 по 1908 зарегистрировали, что у Василия Васильевича Кожевникова в браке с Надеждой Алексеевной Фалеевой, в общей сложности родилось десять детей. Александра Егоровна умерла в августе 1908 г. похоронена на твердохлебовском кладбище рядом с могилой отца. Эту дату установил ее внук Михаил Васильевич Кожевников, 1896 г. рождения.1 Так, что ветвь Чеховых, наверное, и сейчас живет в  Богучарском районе и селе Твердохлебовка под фамилиями Кожевниковы, Лунцевы, Рудневы, Кудинвы, Павловы.
1.3. Егор Михайлович Чехов в слободе Твердохлебовка.
Егор Михайлович часто навещал свою дочь, проживавшую в с. Твердохлебовка. Это посещение обычно приурочивалось к осени, после окончания сельскохозяйственных работ в имении. «Для всех нас, - читаем в записях,- его приезд был радостным и желательным, особенно для его дочери, нашей матери, которая очень тосковала за своими родными, будучи оторванной
______________________
1 http://kray.my1.ru/load/nasha_gordost/znamenitye_ljudi_nashego_kraja/7от них с юношеских лет своей жизни. Егор Михайлович тоже охотно проводил зиму у своей дочери Егоровны (так он ее именовал), питая к ней особенное чувство трогательной жалости из-за ее постоянной тоски по матери…»1
Егор Михайлович пользовался заслуженным авторитетом не только у жителей с. Твердохлебовка, давая практические советы по сельскому хозяйству и пчеловодству, но в Земской управе г. Богучар, куда его практически в каждый приезд к дочери приглашали для участия в заседаниях управы. «В знак глубокого уважения Егору Михайловичу присылали из управы газеты и всевозможную литературу, которую он с большим интересом прочитывал. По словам детей Александры Егоровны, Егор Михайлович был очень умным и начитанным человеком, который на все вопросы давал разумные ответы».2 Ефросинья Емельяновна и Егор Михайлович переживали, что дочь Александра не могла учиться, ведь ее брат Павел (отец А.П. Чехова) учился в гимназии. Вместе с тем дети Александры «три дочери и сын обучались грамоте в местной приходской школе, а младшую дочь Верочку, любимую внучку, он обучал грамоте сам и, обучая, всегда приговаривал: "Учись, Верочка, и знай, что неграмотный человек - это слепой человек".3
В воспоминаниях описана одна из встреч дочери с матерью Ефросиньей Емельяновной. В 1876 году в июле Ефросинья Емельяновна умерла. В начале октября 1878 года Егор Михайлович прибыл в Твердохлебовку. Вера вспоминала: «Приближались рождественские праздники, в адрес Егора Михайловича были получены поздравительные праздничные послания от сыновей, знакомых и работников земской управы г. Богучара, что очень обрадовало его. Но Егор Михайлович начал жаловаться на недомогание и большую слабость. Уставал даже читать и просил меня, внучку, помогать ему в этом. Врач нашел у Егора Михайловича большую слабость относительно физической нагрузки прошлого, отразившейся на сердечной деятельности».____________________________
1 Романов П.И., Романов Е.П. Богучар. –Воронеж: ВГПУ, 2012, - с. 66
2 http://boguchar2006.narod.ru/w_s_18.htm3 Романов П.И., Романов Е.П. Богучар. –Воронеж: ВГПУ, 2012, - с. 66
Предчувствуя близкую кончину, Егор Михайлович решил посетить родственников. Как сообщалось в письме направленном отцу Антона Павловича Чехова его братом Митрофаном; «В воскресенье 11 числа он был в Богучаре в гостях у Настеньки. Прощаясь с ними … он им пророчески сказал: теперь я всех детей и внуков проведал и благословил; этим я приготовил себя к погребению».
12 марта Егор Михайлович вернулся в Твердохлебовку, а 13 марта скончался «в 5 часов по полудню». (рис. 5 в приложении) Состоялись похороны 15 марта 1879 года на местном кладбище. Егора Михайловича похоронили с почестями, как сообщал в письме Митрофан Егорович, такого не видели даже в городе. На могиле был поставлен «дубовый крест с резьбой имени и фамилии, кто здесь покоится».1 В Метрической книге за 1879 год сообщается, что «13 марта умер, 15 марта похоронен города Таганрога мещанин Егор Михайлович Чехов, 80 лет, умер от воспаления сердца». (рис. 2 в приложении)
1.4.Поездки А.П.Чехова в Богучарский уезд.
«Павел Егорович одолевал Антона и Колю поручениями: навестить отца Василия Бандакова, узнать, что слышно о старой няне, заехать в Твердохлебовку…поклониться гробу деда», - читаем мы в воспоминаниях.1  Происходило всё весной 1887 года, когда Антон возвращался из Таганрога в Москву. Дорога в село Твердохлебовка была хорошо известна Михаилу Егоровичу Чехову, родному дяде Антона Павловича Чехова. Когда он ехал на похороны отца из Таганрога в Твердохлебовку в марте 1879 года, то путь из Кантемировки до Твердохлебовки на лошадях, протяженностью 45 верст, занял у него семь часов. Несомненно, Антон Чехов побывал в Богучаре и посетил могилу деда, встречался с родственниками. В то время в городе жила его двоюродная сестра Анастасия Кожевникова, которая была замужем за сотрудником Богучарской управы Акимом Кудиновым.2 Второй раз,  Чехов посещает Богучар,  вместе с Сувориным в феврале 1892 года, когда выезжал для организации помощи голодающим.  8 февраля 1892 года из Воронежа он
___________________________________
1 Кожевникова Е. «Летом мне нужно быть на юге…» // Культура Дона. – 2007. - №9-10. – С.6
2 http://kray.my1.ru/load/nasha_gordost/znamenitye_ljudi_nashego_kraja/a_p_cheприезжает в Хреновую, в Бобров, где жила сестра Суворина, затем дорога лежала в Богучар и Твердохлебовку. Суворин в своем февральском письме к сестре в Бобров пишет: «В Воронеже мы у губернатора обедали, и каждый вечер в театре сидели». 12 февраля Антон Павлович вернулся в Москву.1
Часть 2. «Степная энциклопедия» Антона Павловича Чехова.
2.1.»Донская Швейцария» в жизни писателя.
В марте 1888 г. в журнале «Северный вестник» напечатана повесть А.П.Чехова «Степь», явившись своего рода итогом раннего творчества писателя. Повесть написана в переломный период творческой биографии Чехова, когда писатель, размышляя о дальнейших путях творческой жизни, приходит к твердому убеждению, что «художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле».2 Задумав написать произведение крупного масштаба, Чехов «для почина взялся описать степь, степных людей и то, что пережил в степи» (из письма В.Короленко)3. Это был не случайный выбор темы. Приазовская степь была для него самой близкой, самой задушевной темой. В детстве Антоша и Александр нечасто бывали у дедушки Егора Михайловича в деревне, лежащей в семидесяти верстах от Таганрога. Поэтому редкие поездки надолго запомнились. О детских впечатлениях делится Александр Чехов (Седов) в книге «В гостях у дедушки и бабушки». Степная природа поражает воображение мальчиков: «Минут через десять мы были уже в степи, переживавшей в июле вторую половину своей молодости. (…) Но и в эту пору степь прекрасна своим широким простором и курганами. Сверху, с голубого горячего неба, льется трель невидимого жаворонка. Сколько ни ищи его глазами — ни за что не увидишь. Виден только плавно парящий коршун (...) Хорошо, ах, как хорошо, просторно и свободно!
Мы с Антошей онемели от восторга, молчали и только переглядывались. (…) ______________________________
1 http://chehov.niv.ru/images/museum/sahalin1_13big.jpg2 Кулешов, В.П. Жизнь и творчество А. П. Чехова: очерк. - Москва: Дет. лит., 1982. – с.56
3http://www.anton-chehov.info/pisma-za-1875-1904-goda.htmlОтчего нельзя ехать по степи всю жизнь, до самой смерти, не зная ни забот, ни латыни, ни греческого, ни проклятой алгебры, огорчавшей меня всегда одними только двойками?»1 Известно, что для осуществления своего творческого замысла Чехов предпринял весною 1887 г. поездку из Москвы на юг, в Таганрог. Из Таганрога он отправился в степь, посетил любимые и знакомые с детства степные уголки, чтобы освежить и углубить впечатления и образы, связанные с родными местами. Можно предположить, что Чехов посещал и Твердохлебовку, и могилу деда. Упоминание о поездке в Богучар остались и в письме от 18 января 1887 года М.Е. Чехову от Антона Павловича, в котором он пишет о беседе со своим другом издателем А.С. Сувориным: «Всякий раз, когда мы видимся, у нас бывает разговор об Ольховатке, Богучаре…». Чехов очень любил наш край. О «Донской Швейцарии» пишет в письме своему другу: «Чтобы не высохнуть, в конце марта уеду на юг в Донскую область, в Воронежскую губернию и проч., где встречу весну и возобновлю в памяти то, что уже начало тускнеть. Тогда, думаю, работа пойдет живее».2
Художественным следствием этого путешествия явилась повесть «Степь».Чехов считал свой «почин» небесполезным для писателей-современников: повесть должна была показать им, «какое богатство, какие залежи красоты остаются еще нетронутыми» (из письма Чехова к В.Д.Григоровичу от 12 января 1888 г).3 Напряженно работая над повестью «Степь», Чехов сообщает своим друзьям о «муках творчества», связанных с созданием непривычного для него крупного произведения, «писать большое очень скучно и гораздо труднее, чем писать мелочь»(из письма А.И.Плещееву от 19 января 1888 г.). Чехов одновременно говорит о поэтичности степного материала и о своем увлечении этим материалом: «Описываю я степь. Сюжет поэтичный, и кое-что выйдет у меня из ряда вон выходящее»(из письма А.И.Плещееву от 19 января 1888 г.).4
___________________________________
1 http://chehov.niv.ru/images/museum/sahalin1_13big.jp
2 http://www.anton-chehov.info/pisma-za-1875-1904-goda.htm3 http://www.anton-chehov.info/pisma-za-1875-1904-goda.htm4 http://www.anton-chehov.info/pisma-za-1875-1904-goda.htmНазывая свою повесть «громоздкой», «слишком специальной», «степной энциклопедией» (из письма В.Д.Григоровичу от 12 января 1888 г), Чехов в то же время отмечает с удовлетворением, что в ней «есть места, которые пахнут сеном», и попадаются «стихи в прозе» (из письма А.И.Плещееву от 19 января 1888 г.).1 Необходимо отметить такой интересный факт, на который не обращали внимания исследователи. Чехов сравнивает два любимых им русских пейзажа — Подмосковье и Приазовье, — те пейзажи, которые сыграли значительную роль в творческой биографии писателя, — и раскрывает специфические особенности приазовского степного пейзажа: «Картины, каких нет под Москвой, громадные, бесконечные, очаровательные своим однообразием». Это высказывание Чехова является ответом на вопрос, почему именно приазовская или донская степь, а не подмосковный пейзаж, послужила Чехову материалом для создания монументального образа любимой родины. Бесконечность, безграничность степи, ее просторы, красивое спокойствие — вот те специфические черты степной природы, которые поразили творческое воображение Чехова и дали ему нужный поэтический материал для выражения заветных дум о родине, о народе, о человеке.2
2.2. Многосторонний образ степи в повести Чехова.
Критика неоднозначно отзывалась о повести. В. Г. Короленко указывал: «Читатель как будто сам ощущает веяние свободного и могучего степного ветра, насыщенного ароматом цветов, сам следит за сверканием в воздухе степной бабочки и за мечтательно-тяжелым полетом одинокой и хищной птицы, а все фигуры, нарисованные на этом фоне, тоже проникнуты оригинальным степным колоритом». Критик П. Сурожский писал: «Чехова можно назвать певцом степи.. Сюда Чехов вложил всю свою любовь к родному пейзажу, всю силу своей изобразительности, и нет у него произведения, более близкого к природе, более проникновенного, как «Степь».3 Чехововеды давно установили, что «Степь»
________________________________
1 http://www.anton-chehov.info/pisma-za-1875-1904-goda.htm2Кулешов, В.П. Жизнь и творчество А. П. Чехова: очерк. - Москва: Дет. лит., 1982. – с.56
3 http://www.taglib.ru/step-chekhova.htmlпредставляет собою образец бессюжетной повести. В повести нет сюжета, дано просто описание поездки Егорушки со взрослыми по степи. Но, как правильно заметил еще первый читатель повести А.Н.Плещеев, если в ней нет «внешнего содержания», то «внутреннего содержания - неисчерпаемый родник».1
В этой повести все – природа, степь, люди изображаются через восприятие
героя, мальчика Егорушки. Монотонные с виду Егорушкины скитания по степи – это первое серьезное плавание мальчика «по морю житейскому». Большая часть повести заполнена описанием встречных постоялых дворов, южнорусской степи, июльской степной жары, ночной грозы. Благодаря свежему, непосредственному восприятию ребенка Чехов смог дать оригинальные картины степной природы. В кажущейся неподвижности, однообразии, скуке Егорушка угадывает внутреннее богатство, красоту и разнообразие. Вот Чехов замечает, что «солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу». Пробуждение степи утром так описано автором: «Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой»2. Грозовая молния воспринимается Егорушкой так, как будто кто-то чиркнул спичкой по небу.
Чехов рисует многосторонний образ степи. Она показана «энциклопедически» — в различные периоды дня и ночи, в разнообразных художественных и эмоциональных тонах — ярком и сером, бурном и спокойном, радостном и унылом. В целях оживления картин природы Чехов в степном пейзаже часто пользуется приемом олицетворения. «... И вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой». «... Природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни»3. Рисуя степь, писатель находит яркие эпитеты, образные метафоры и
_______________________________
1 http://www.anton-chehov.info/pisma-za-1875-1904-goda.htm2 Чехов А.П. Избранные сочинения. -М.: «Худ.лит.» 1988. -с.83
3 Чехов А.П. Избранные сочинения. -М.: «Худ.лит.» 1988. -с.85
олицетворения, чтобы передать жизнь степной природы, ее краски, звуки, запахи. «Воздух все больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в молчании... Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка. Но вот, наконец, когда солнце стало спускаться к западу... Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью…».1 Вот картина наступления летнего вечера в степи: «Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом…Даль была видна, как и днем, но уже ее нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле...» Как наглядно передает Чехов смену красок в степи, погружающейся в вечернюю мглу! Какая тонкая деталь в этой смене красок: «нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой»! С большим лиризмом передает Чехов ночные звуки в степи: «Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы…»2 Вспоминаются слова М.Горького: «Чехов «Степь» свою точно цветным бисером вышил».3
2.3.Патриотический лиризм повести «Степь».
Но есть в «Степи» пейзажи, полные философской глубины. Именно они определяют основную мелодию повести, ее патриотический лиризм. Чехов пишет, что после долгой поездки по степи ночью у человека возникают необычные чувства и размышления: «мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной,
_________________________
1 Чехов А.П. Избранные сочинения. -М.: «Худ.лит.» 1988. -с.97
2 Чехов А.П. Избранные сочинения. -М.: «Худ.лит.» 1988. -с.102
3 Громов Л. Реализм А. П. Чехова второй половины80-х годов. – Ростов н/Д.,  1987. – С.139
суровой родине и хочется лететь над степью вместе с птицей».1 В этом лирическом отступлении дается в сжатом виде весь идейно-тематический комплекс повести — природа, родина, счастье, красота. В философских мотивах, прямо выраженных в отдельных картинах степной природы, есть «что-то грустное, мечтательное и поэтическое». В некоторых случаях звучит мотив равнодушия природы к человеку: «Сторожевые и могильные курганы, которые там и сям высились над горизонтом и безграничною степью, глядели сурово и мертво; в их неподвижности и беззвучии чувствовались века и полное равнодушие к человеку; пройдет еще тысяча лет, умрут миллиарды людей, а они все еще будут стоять, как стояли, нимало не сожалея об умерших, не интересуясь живыми, и ни одна душа не будет знать, зачем они стоят и какую степную тайну прячут под собой».2 Как же глубоко проник Чехов во «внутреннее содержание» жизни степной природы!
2.4. Отражение в повести воспоминаний от поездки по южной степи.
Какие-то воспоминания о поездке из Кантемировки до Твердохлебовки и в Богучар легли в повесть Антона Чехова «Степь». В повести, например, упоминается о богучарском остроге: «Егорушка взглянул на часовых, тихо ходивших около высокой белой стены, на маленькие решетчатые окна, и вспомнил, как неделю тому назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник; а еще ранее он приходил в острог с кухаркой и приносил сюда куличи, яйца, пироги и жареную говядину».  В повести упоминается и местное кладбище: «За острогом промелькнули черные, закопченные кузницы, за ними уютное, зеленое кладбище, обнесенное оградой из булыжника».3 В повести очень остро отражены и переживания героя: «Егорушка думал о бабушке, которая спит теперь на кладбище под вишневыми деревьями». К концу поездки Егорушка стал иным, более взрослым, он вступает в новый период своей жизни: «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло
__________________
1 Чехов А.П. Избранные сочинения. -М.: «Худ.лит.» 1988. -с.110
2 Чехов А.П. Избранные сочинения. -М.: «Худ.лит.» 1988. -с.123
3 Чехов А.П. Избранные сочинения. -М.: «Худ.лит.» 1988. -с.134
навсегда, как дым, всё то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него...». В этих словах как бы прощание с родными из Таганрога и богучарского края, переживания Антона Павловича Чехова, связанные с новой жизнью в Москве. 
Заключение.
Детские впечатления, освежённые поездкой в родные места летом 1887 года, помогли А.П.Чехову передать чистоту и свежесть детского восприятия мира. Художник открыл новые черты поэтической красоты русской природы в её бескрайних степях, в её неоглядной шири и мощи. Лишённая ярких красок, однообразная, истомлённая июльской жарой степь выступила как воплощение родины. Чехов открывает читателю заложенную в русской природе скромную прелесть и духовное богатство русского народа, многообразие сложных характеров, и одновременно бедность народа, его огромную тоску по счастью, по красоте.
В русской литературе существует несколько прекрасных описаний русской степи. Это, конечно, степь Н.В.Гоголя («Тарас Бульба»), степь И.С.Тургенева («Лес и степь» в «Записках охотника») и степь А.П.Чехова. У Чехова эта «стихия» одушевляется, уподобляется живому человеку, целому миру, существующему по своим законам. Тема степи занимает в творчестве А. П. Чехова особое место. Повесть «Степь» стала одной из поэтических вершин нашей литературы. Она возглавила целый цикл произведений, написанных на степном материале и насыщенных заветными думами и задушевными настроениями великого русского писателя. В дальнейшем степную энциклопедию у Чехова пополнят такие произведения, как «Счастье», «Казак», «Красавицы», «В родном углу», «Печенег» и др. В исследовании следует проанализировать детальное описание степи, способы выражения патриотического лиризма.
...И сколько бы мы ни ехали дальше по следам Егорушки — везде встретит нас степь широкая, богатырская, украшенная трудом человека. Среди бесконечного степного простора надо отметить одно памятное место, связанное с жизнью великого русского писателя. Оно должно быть в селе Твердохлебовка хотя бы в виде памятного знака или доски, где будет указан дед Егор Михайлович Чехов. Ведь образ деда оставил огромный след в душе писателя, оказал влияние на становление его характера. В наших руках сберечь для потомков память о предках Антона Павловича, острым пером оживить стертые временем страницы истории.
Список использованной литературы и источников.1. Громов Л. Реализм А. П. Чехова второй половины80-х годов. – Ростов н/Д.,  1987.
2. Кулешов, В.П. Жизнь и творчество А. П. Чехова: очерк. - Москва: Детская литература, 1982.
3. Романов П.И., Романов Е.П. Богучар. –Воронеж: ВГПУ, 2012
4. «Русские писатели. Библиографический словарь. М-Я. 2.» Под. Ред. П.А. Николаева.- Москва: «Просвещение», 1990.
5. Кожевникова Е. «Летом мне нужно быть на юге…» // Культура Дона. – 2007. - №9-10.
6. «Сельская новь» от 14.02.1995. Ст. «Любовь к отеческим гробам»
7. «Советская культура» от15.03.1985г. Ст. Б. Л. Клещенко «На деревню дедушке»
8. Чехов А.П. Избранные сочинения. -М.: «Худ.лит.» 1988.
Источники
http://boguchar2006.narod.ru/w_s_18.htmhttp://www.anton-chehov.info/pisma-za-1875-1904-goda.htmlhttp://chehov.niv.ru/images/museum/sahalin1_13big.jpghttp://kray.my1.ru/load/nasha_gordost/znamenitye_ljudi_nashego_kraja/a_p_7http://www.taglib.ru/step-chekhova.htmlПриложение

Рис. 1 Дед А.П.Чехова Егор Михайлович Чехов
Рис.2 Запись в Метрической книге Твердохлебовской церкви за 1879 год о смерти Е.М. Чехова.

Рис. 3 Семья Чеховых Таганрог, 1874 г. Сидят слева направо: брат писателя Михаил, сестра Мария, Отец Павел Егорович, мать Евгения Яковлевна, жена дяди Митрофана Егоровича Людмила Павловна, их сын Георгий. Стоят: брат писателя Иван, Антон Павлович, старшие братья Николай и Александр, дядя Митрофан Егорович.
Рис.4 Могильная плита Е.М.Чехова на сельском кладбище
Рис. 5. Письмо от 6 апреля 1897 года было отправлено отцу А.П. Чехова, в котором Митрофан и Людмила Чеховы, побывавшие в Твердохлебовке, подробно описали последние дни жизни и похороны отца Егора Михайловича Чехова