«Организация уголка живой природы»


СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» Протокол №___ от «__» _______2016 г. ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета КУОВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» Протокол №__ от «__» ________2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор КУОВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
_________О.Г. Пархоменко/
Приказ №__
от «__» _________2016 г.
«Организация уголка живой природы»
Автор-составитель:
старший педагог дополнительного образования
Короткова Надежда Викторовна
п.г.т. Анна, 2016г.
Концепция проекта «Чудо – остров».
"Живой уголок нужен нам,
 чтобы сохранить таким образом
связь с живой природой".                                          А. Онегов 
В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных, несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в образовательном учреждении - это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.
Работа по организации уголка живой природы имеет исключительно важное и актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают воспитанников к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.
Цель: создание условий для формирования экологического мышления и культуры обучающихся, системы экологических знаний и умений, убежденности в необходимости бережного отношения к природе на основе организации опытнической и практической деятельности.
Задачи:
развивать у обучающихся интерес к изучению жизни животных и растений;
обучать навыкам лабораторных наблюдений, опытов, исследований;
формировать  навыки  обработки и анализа собранного материала, умения делать выводы по накопленным фактическим данным;
обучать объективному оцениванию и осознанию взаимосвязи человека с окружающей его природой.
прививать практические умения, трудовые навыки по уходу за животными и растениями;
развивать у обучающихся дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, терпение, наблюдательность.
Уголки живой природы служат:
- наглядным и разносторонним собранием животных и растений;
- они дают возможность обучающимся взаимодействовать с миром природы, повысить уровень образования, культуры, расширить кругозор; - звеном воспитательного характера в части развития у воспитанников чувств глубокого уважения к живой природе, гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны, бережного отношения к ним, что является необходимым при формировании высокой нравственности; 
- базой для развития творческих способностей воспитанников, приобщению талантливых и способных ребят к научно – исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ; 
- объектом для выполнения трудовых процессов и приемов: уборка помещения, обслуживание животных, приготовление для них кормов, изготовление садков, зарядка аквариумов и т. д. 
Рекомендации по организации уголка живой природы даны в Приказе Минобразования России от 06.05.98 N 1133 "О мерах по обеспечению условий содержания животных в образовательных учреждениях с целью создания соответствующих условий, обеспечивающих безопасность детей и взрослых», Приложения к письму Минобразования России от 30 октября 1998 года № 55 «Условия содержания животных в учреждениях дополнительного образования детей».Правила по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных школах системы Министерства просвещения СССР (утв. Минпросвещения СССР 22 декабря 1980 г.)
СанПиН 2.4.4. 3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41, зарегистрированы в Минюсте России 20 августа 2014 г., регистрационный номер 33660)
 Государственный комитет СССР по Народному образованию Приказ
от 4 июля 1989 г. N 541 «О введении в действие правил пожарной безопасности».
 
Требования к организации экологического пространства
(уголок живой природы, зимний сад):
1. определяется систематический список животных и растений, представленных в уголке живой природы;
2. растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья обучающихся;
3. важна эстетическая сторона вопроса; уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер;
4. растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы; это дает возможность познакомить обучающихся с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных;
5. необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т.д.;
6. следуйте совету: «лучше меньше, да лучше», т.е. пусть будет немного растений, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения;
7. определяются условия содержания животных;
8. создаётся план (эскиз, макет) помещения с указанием площадей, в том числе специализированных: кормокухня, клетки и т.п.); 9. животные и растения должны быть безопасны для подростков и взрослых, неприхотливы по содержанию и уходу;
10. растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание воспитанников,
на каждый объект уголка живой природы заводится карточка или тетрадь, в которую ежедневно заносится вся информация, лучше пусть она будет избыточной, чем упущены какие - то моменты, в карточку заносится: возраст, дата поступления, физическое состояние, присваивается номер (при желании дается имя), размеры, вес, окрас, описывается поведение, заносятся все изменения;
11. размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень естественной освещенности в помещении;
 12. необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; это даёт возможность увидеть воспитанникам не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов;
13. животные должны содержаться в условиях максимально приближенные к естественной среде обитания; размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности;
14. все помещения для животных должны по площади соответствовать нормам; кубатура помещений должна обеспечивать свободу движения животных, наличие достаточного количества воздуха и света;
15. помещение «Уголка живой природы» должно быть оборудовано умывальником с подводкой холодной воды;
16. для обеспечения  правильного ухода за земноводными и рыбами, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к аквариумам данного типа, должно быть в наличии следующее оборудование:
Трубка-сифон
Длинный пинцет
Плавающий термометр
Щетки для чистки аквариума
Сачки для рыб
Кормушки для рыб с присосками.
 17. недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
16. животных принимают с разрешения ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
18. недопустимо принимать бродячих животных;
19. подбор животных осуществляют с учетом возраста и состояния здоровья воспитанников;
20. можно заводить разнообразных животных, но не агрессивных, интересных в поведении;
21. запрещается содержание животных в неисправных, аварийных помещениях;
22. для содержания животных необходимо обеспечить прочность всех помещений, их внутренних и внешних оград; обеспечить все помещения с животными удобными, прочными, легко запирающимися и легко открывающимися замками, задвижками, защелками и другими изолирующими животных приспособлениями, недоступными как для животных, так и для обучающихся;
23. все помещения для содержания животных должны быть обеспечены:
- осветительной и силовой электропроводкой раздельно; проводка и все ее составные элементы изолируются и не должны быть доступны животным;
- водоснабжением; вода должна быть доступна в течение всего года. Расчет потребности воды производится с учетом потребности в ней животных, периодичности смены воды в водоемах;
24. предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении;
25. для поддержания чистоты осуществляют ежедневный уход за животными и растениями;
26. уголок природы – место труда и наблюдений воспитанников: уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силами и времени должен быть доступен обучающимся, поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования; 27. уборку за животными и уход за растениями (кроме полива) осуществляет только персонал образовательного учреждения;
28. важно наблюдать за здоровьем воспитанников, т.к. перья и корм вызывают аллергию;
29. при создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить обучающихся с теми, которые категорически запрещены для содержания;
30. требования к размещению комнатных растений: Для того чтобы растения украшали помещение, важно знать и учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. При размещении комнатных растений нужно учитывать их биологические особенности, сформированные под воздействием природно-климатических условий.
1.Тропические растения – Лианы, Эпифиты, экзотические орхидеи нуждаются в обилии света, но не любят прямых солнечных лучей,  им требуется высокая влажность, но не желательны резкие перепады температур воздуха. Они не имеют периода покоя, и их рост продолжается непрерывно.
2.Субтропические растения – Аспидистра, Сенполия и др. нуждаются в регулярном поливе, привычны к перепадам температур воздуха, имеют период покоя.
3.Растения пустыни – Кактусы, суккуленты потребляют очень мало воды, предпочитают яркое солнце и жару, легко переносят перепады температур воздуха, имеют период покоя.
Размещая комнатные растения необходимо помнить, что их благополучие зависит от света, тепла, влажности воздуха и полива.
Нельзя:
1.Допускать резких перепадов температур воздуха – подсыхают и опадают листья
2.Размещать растения около отопительных систем – там высокая температура и низкая влажность воздуха.
3.Ставить около входных дверей и вентиляционных отверстий – сквозняки губительны для растений.
Для успешного выращивания комнатных растений необходимо правильно подобрать почвенные смеси. В уголке живой природы подкормка и обработка растений должна проводиться только биологическими веществами, которые должны храниться в отдельном шкафу, недоступном для детей.
31. занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области.
Требования к санитарному состоянию и содержанию «Уголка живой природы».
 1. В помещении «Уголка живой природы» необходимо ежедневно проводить влажную уборку, чистку клеток, кормушек, мыть поилки и менять воду. При уборке клеток надевать халат, перчатки. Клетки для содержания попугаев наиболее удобными считаются из оргстекла и прутиков из нержавеющей стали. Такие клетки хорошо просматриваются, они пропускают много света и гигиеничны. В клетке должно быть съемное дно для удобства уборки. Также должны быть поилка, кормушка, жердочка для насестов.
2. Один раз в неделю клетки с птицами, кормушки, поилки дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой, высушиванием.
3. Аквариум размещают в хорошо освещенном месте. Но не под прямыми солнечными лучами. Перед зарядкой – аквариум тщательно обрабатывают содой, песок прокалить в духовом шкафу и дать ему остыть. Вода для аквариума берется отстоянная в течение 3-4 суток.
Два раза в неделю аквариум с водной черепахой дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой. После этого в аквариум наливается свежая вода.
4. Чистка аквариумов с рыбами проводится один раз в месяц.
5. С воспитанниками, ухаживающими за обитателями «Уголка живой природы» должен проводиться инструктаж о приемах безопасного обращения с обитателями «Уголка живой природы» и оказания первой медицинской помощи.
5. Хранить корма в специальной таре.
6. Все лица, имеющие контакты с животными живого уголка должны ежегодно подвергаются медосмотру.
7. При живом уголке должна быть обязательно аптечка.
8. После каждого контакта с животными мыть руки дезинфицирующим мылом.
 
Профилактика болезней
1. Осматривать обитателей живого уголка. У здоровых животных - это обычно гладкий и блестящий шерстяной или перьевой покров.
2. В зимнее время в еду добавлять витамины. В клетках птиц постоянно находится толченая скорлупа яиц, ракушки, костная мука, мел, речной песок или мелкие камушки, свежие ветки деревьев. Очень полезно всем животным давать витаминно-минеральную подкормку: пророщенное зерно (овес, пшеницу, ячмень, просо, кукурузу). Это ростки зеленого стебля высотой не более 10 см.
Учебно-воспитательное значение уголка живой природы
1.Уголок живой природы одно из необходимых условий наглядного и действенного  ознакомления обучающихся с природой.
2. В уголке живой природы воспитанники могут  в течение всего времени и в любое время подходить к растениям и обитателями «Уголка живой природы», рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения.
3.У воспитанников расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у подростков развивается наблюдательность, интерес к природе.
4.В уголке живой природы воспитывается  культура труда по уходу за растениями и обитателями «Уголка живой природы», прививаются общественно-организационные навыки и бережливое отношение к общественному достоянию.
5.Больше возможности для эстетического воспитания: как красивее, в каких сочетаниях расставить растения, аквариумы.
6.Вспитанникам предлагается начертить эскизы, просмотреть журналы, книги. Каждое предложение обсуждается.
Таким образом, уголок живой природы — место не только учебной, но и  многосторонней воспитательной работы.
Основные педагогические принципы, положенные в проект «Чудо-остров»:
- гуманистическое отношение воспитанника к окружающему миру;
- опора на интерес, склонности и способности воспитанника;
- связь с жизнью;
- связь теории с практикой;
- содружество, сотрудничество;
- индивидуального подхода;
- мотивированная творческая целенаправленность.
Возраст воспитанников-от 12 до15 лет.
Участники проекта:
1. Величко Сергей
2. Волков Никита
3. Качанов Андрей
4. Лоскутов Алексей
5. Малышев Данил
6. Медведев Тимур
7. Палагин Роман
8. Проскуряков Денис
9. Сезёмов Алексей
Все желающие проекта школы-интерната.
Место. Специально отведенная комната в спальном корпусе, совмещающая живой уголок и зимний сад.
Пути реализации проекта.
Методы, используемые при работе:
- беседа;
- рассказ;
- лекция;
- работа с дополнительной литературой;
- работа с Ресурс-Интернетом;
- поисковое наблюдение;
- эксперимент, наблюдение;
- практическая работа;
- проект.
Методы обучения:
- исследовательский;
- проблемного изучения;
- частично-поисковый.
Основные педагогические технологии:
- интерактивный подход;
- педагогика сотрудничества;
- метод проектов.
Ожидаемые результаты:
- развитие в воспитанниках познавательного интереса к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе;
- повышение экологической грамотности;
- обладание воспитанниками элементарными знаниями и опытом ухода, бережного отношения к домашним питомцам;
- умение строить свою жизнь в гармонии с собой и миром в общении с окружающими, усвоение нравственных понятий и норм поведения;
- личностный рост каждого воспитанника, формирование позитивной системы отношения к миру, готовность к самосовершенствованию, осознание своей индивидуальной целостности.
Сроки и механизмы реализации
Сроки Планирование работы в уголке живой природы Планирование работы в зимнем саду
1-й год
Начальный этап.
2013-2014 уч. г. Разработка концепции проекта «Чудо - островок».
Создание и обустройство уголка живой природы. Изучение методической литературы, нормативных документов. Создание нормативно-правовой базы уголка живой природы.
Забота и уход за питомцами. Создание и обустройство зимнего сада. Подготовить банк данных комнатных растениях зимнего сада. Создание рабочей программы «Юный натуралист». Создание инструкции по технике безопасности.
2-й год
Основной этап.
2014-2015 уч. г. Расширение уголка живой природы. Пополнение новыми видами животного мира. Общение с живыми объектами. Развитие зимнего сада. Материальное обеспечение. Программа «Юный натуралист», где рассматриваются вопросы комнатного цветоводства и приусадебного участка.
3-й год. Заключительный этап.
2015-2016 уч. г. Программа кружка «Обитатели уголка живой природы».
Уход, содержание, наблюдение. Работа кружка «Комнатное цветоводство».
План развития «Чудо - остров».
1. Оформление зеленой комнаты: создание развивающих, творческих, рабочих зон, место для отдыха и релаксации.
2. Увеличение видового состава комнатных растений.
3. Организация огорода на подоконнике.
4. Выращивание рассады и работа на приусадебном участке.
5. Озеленение школьного двора, создание цветочных клумб.
6. Создание условий для содержания аквариумов с рыбками и красноухими черепашками.
7. Увеличение числа попугайчиков.
8. Приобретение африканских улиток.
9. Укрепление материальной базы уголка живой природы.
Материально-техническая база «Зимнего сада».
№ п/п Наименование Количество
(шт) Назначение
1. Кабинет «Уголок живой природы». 1 Для проведения занятий, индивидуального общения с животными и растениями.
2. Коллекция комнатных растений. 65 горшков с цветами. Для наблюдений, выращивания, как демонстрационный материал
3. Фонотека. Познавательный материал, детские презентации. Для демонстрации.
4. Литература по педагогике, психологии, занимательный материал, журнал «Юный натуралист». Сбор информации.
5. Папка с программами, инструкциями по технике безопасностями. 1 Для инструктажа.
6. Картотека-паспортизация комнатных растений. 1 Для наглядности.
7. Природный материал, картон, цветная бумага, альбомы, тетради. Для работы на занятиях.
8. Земля, песок, камни. Для агротехнических работ.
9. Набор различных семян овощных и комнатных культур. 1 Для наблюдения и посева.
10. Подносы 2 Для опытов и подручной работы.
11. Инвентарь: лопатки, ложки, ножницы, перчатки, фартуки. Для ухода за растениями.
12. Лейка, лейка с опрыскивателем 4 Для полива и орошения растений.
13. Тумбочка 2 Для хранения пособий, канцтоваров, природного материала.
14. Шкаф 1 Для хранения инвентаря, горшков, земли и т.д.
15. Музыкальный центр 1 Для проигрывания музыки, природных голосов.
16. Плазменный телевизор 1 Для просмотра телепрограмм.
17. Стол, стулья 1, 5. Для работы.
18. Мягкий уголок 1 19 Демонстрационный стол 1 Для демонстрации и наблюдения.
20. Компьютер 1 Для демонстрации и работы воспитанников.
21. Напольные подставки под цветы 6 Для расстановки комнатных цветов.
Материально-техническая база «Акваценра»
и «Зооценра».
№ п/п Наименование Количество (шт) Назначение
1 Клетка для птиц 4 Для размещения птиц
2 Аквариум 6 Для размещения аквариумных рыбок
3 Тумбочка для установки аквариума 2 4 Фильтр 6 Для фильтрации воды в аквариуме
5 Термонагреватель8 Для подогрева воды в аквариуме
6 Компрессор 2 Для обогащения воды в аквариуме кислородом
7 Термометр 6 Определение теплового режима воды в аквариуме
8 Сифон 2 Для удаления отходов в аквариуме
9 Искусственные растения 20 10 Грунт 11 Корма для животных 12 Холодильник 1 Для размещения скоропортящихся кормов
13 Стол-книжка 1 Для занятий обучающихся
14 Тумбочка 3 Для расположения клеток
11 Стол 3 Для расположения аквариумов
12 Скребки 2 Для ухода за клетками
13 Ведра и кастрюли 10 Для отстоя воды
14 Кипятильник 2 Для нагрева воды
Обитатели живого уголка Птицы: 1 Волнистый попугай 1 2 Попугай «Корелла» 2 Пресмыкающиеся: 1 Водная красноуха черепаха 2 Аквариумные рыбки: барбусы, гурами, золотые рыбки, неоны, скалярии, цихлиды, меченосцы, гуппи, акулий бала. Структура деятельности «Чудо - остров»
153987599060Педагог доп. образования
0Педагог доп. образования

276860030924600
1587500313690Обучающийся
0Обучающийся
-879475313690Пришкольный участок
0Пришкольный участок
23114002794000
375920041909Обитатели уголка живой природы
00Обитатели уголка живой природы

95885015684500251142524257000
1587500265430Уголок живой природы
00Уголок живой природы
31972259461600
-422275309245Комнатные растения
00Комнатные растения

361632528575Индивидуальная деятельность
00Индивидуальная деятельность

25400001238250086360028575000
1625600161290Объединения
0Объединения
354965016129000
158750031432500314960031432500-727075314325Исследовательская деятельность
00Исследовательская деятельность

319722642545Экспериментальная деятельность
0Экспериментальная деятельность
25590509588500
147320066675Образовательная деятельность
0Образовательная деятельность

План работы « Уголка живой природы»
на 2016-2017 учебный год
№ п/п Наименование мероприятия Сроки Ответственные
1. Создание списков уч. для работы в живом уголке Сентябрь Педагоги Д О
2. Ознакомление с правилами ТБ Сентябрь Педагоги Д О
3. Сбор материала по видам комнатных растений Октябрь Педагоги Д О
4. Увеличение видового состава комнатных растений. Октябрь Педагоги Д О
5. Ознакомление с методической литературой
разведения аквариумных рыбок. В течение года Педагоги Д О
6. Создание условий для содержания аквариумов с рыбками, красноухими черепашками. Ноябрь Педагоги Д О
7. Правильный уход за аквариумными рыбками В течение года Педагоги Д О
8. Исследование характера поведения разных видов рыбок Ноябрь Педагоги Д О
9. Наблюдение за суточной активностью рыбок Ноябрь Педагоги Д О
10. Правильный уход за красноухими черепашками В течение года Педагоги Д О
11. Наблюдение за суточной активностью водных черепах Декабрь Педагоги Д О
12. Ознакомление с методической литературой
разведения попугаев. В течение года Педагоги Д О
13. Создание условий для содержания клеток с птицами. Январь Педагоги Д О
14. Правильный уход за комнатными растениями. В течение года Педагоги Д О
15. Эксперимент комнатных растений на температурный режим Январь Педагоги Д О
16. Наблюдение за размножением комнатных растений. Март Педагоги Д О
17. Пересадка комнатных растений. Март-май Педагоги Д О
18. Организация огорода на подоконнике. Декабрь-февраль Педагоги Д О
19. Выращивание рассады и работа на пришкольном участке. Март-апрель Педагоги Д О
20. Озеленение школьного двора, создание цветочных клумб. Апрель-июнь Педагоги Д О
21. Приобретение африканских улиток. Май Педагоги Д О
22. Проведение экскурсий В течение года Педагоги Д О
23. Укрепление материальной базы уголка живой природы. В течение года Педагоги Д О
Организация уголка живой природы.
Уголок живой природы - это особое воспитательно-образовательное пространство, в котором средствами экологической, натуралистической, исследовательской, культурно-просветительской, досугово-развивающей деятельности созданы условия для личностного развития, формирования мотивации к познанию и творчеству, любви к окружающей природе, понимания здорового образа жизни.
Уголок живой природы является звеном воспитательного характера в части развития у воспитанников чувств глубокого уважения к живой природе, гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны, бережного отношения к ним.
Уголок живой природы
- это наглядный и разносторонний материал живых экспонатов, способствующих лучшему усвоению обучающимися школьной программы по природоведению, ботанике и зоологии;
Уголок живой природы — это организация профессиональной работы обучающихся.
Уголок живой природы выполняет психотерапевтические функции - дает воспитанникам возможность соприкоснуться с миром живой природы и за счет общения с животными и растениями, восполнить дефицит тактильных и зрительных ощущений, эмоций, переживаний. Обделённость в подобных ощущениях в первую очередь испытывают подростки с ограниченными возможностями, а также дети, живущие в условиях Сибири, в семьях которых нет возможности содержать домашних питомцев.
Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практической и исследовательской работы, способствующей подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естественнонаучного цикла в школе. В процессе ежедневной практической работы в уголке живой природы обучающиеся знакомятся с профессиями биолога, зоолога, рабочего по уходу за животными, узнают практическую значимость этих профессий. Уголок живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Помещение для уголка живой природы хорошо освещено, и отвечает нормам и требованиям для содержания обитателей живого уголка и выращивания растений. В уголке живой природы поддерживается постоянная температура: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений, обитателей живого уголка и определение их количества зависят от конкретных условий образовательного учреждения.
Экспонаты уголка природы - живые, они могут болеть, умирать, страдать от недостатка освещения, плохого ухода, поражения вредителями и возбудителями болезней. Поэтому в уголке живой природы оборудовано отдельное подсобное помещение, где проводятся работы по пересадке и размножению растений, оздоровлению обитателей живого уголка, приготовлению кормов для них. В данном помещении отведено место для хранения инвентаря по уходу за растениями и обитателями живого уголка: лейки, ведра, сачки, скребки и др., вазоны, емкости, а также садовая земля для пересадки и перевалки растений, песок, удобрения, корма для обитателей живого уголка.
Организация экспозиций уголка живой природы - следующий этап нашей работы. Уголок живой природы поделили на 3 части - Зимний сад, Аквацентр, Зооцентр. Разработали паспорт уголка живой природы, положение об уголке живой природы.
Видовой состав коллекции Зооцентра состоит из растений и животных.
Зооцентр предназначен для проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ с воспитанниками;
привития умений и навыков по уходу за попугаями, формирования у воспитанников экологического мировоззрения, гуманного отношения к птицам, чувства ответственности за них.
Аквацентр предназначен для знакомства с основами аквариумного рыбоводства, привития умений и навыков по уходу за обитателями подводного мира, изучения флоры и фауны водоемов, проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы с воспитанниками. В аквацентре большая коллекция водных обитателей: барбусы, гурами, , золотые рыбки, неоны, скалярии, цихлиды, меченосцы, гуппи, акулий бала.
Имеются 2 красноухие черепахи.
Мир подводных обитателей хранит немало тайн. Но водный образ жизни рыб – причина того, что они оказываются скрытыми от наших взоров. Поэтому содержание рыб в аквариуме – это один из наиболее доступных способов изучения этих животных.
Зимний сад предназначен для изучения растительного мира, проведения тематических экскурсий, а также как консультативный центр по вопросам правильного разведения и ухода за комнатными растениями. Здесь можно познакомиться с различными жизненными формами растений. На сравнительно небольшой площади собраны разнообразные по форме, окраске, размерам листьев, соцветий, плодов растения.
Оборудование живого уголка.
Помещение уголка живой природы (комната) изолировано от других помещений. Имеет отдельный санузел и подводка воды с канализационным стоком для бытовых нужд.
Уголок имеет максимум кубатуры (60 кв. м), много естественного света, хорошую вентиляцию.
На площади, отведенной для уголка природы, предусмотрено кладовая и шкаф для хранения инвентаря, кормов. Из предметов инвентаря имеется сито, опрыскиватель, совки, палочки для рыхления, кисточки для очистки, ножницы, пинцеты и химические средства борьбы с паразитами растений, удобрения.
Следует отметить, что в помещении живого уголка недопустимы проведение каких-либо шумных мероприятий, игр.
Для приготовления пищи животным употребляется обычная бытовая кухонная посуда. Режим работы в уголке тихий и спокойный, в работе с обучающимися прививают им тихое, спокойное и доброе обращение с животными.Комплектование уголка природы животными и растениями.
Согласно действующему в нашей стране природоохранному законодательству источником приобретения и комплектования уголка природы стали: государственная торговая сеть, зоологические магазины с предоставлением ветеринарного свидетельства.
Необходимо помнить, что добыча в природе любых диких животных является антигосударственным делом. Перечень животных, не подлежащих содержанию в школе, по причинам их потенциальной опасности. Это - виды беспозвоночных (например: скорпионы, ядовитые пауки, змеи всех видов, крупные виды ящериц, вараны, кусающие черепахи); все виды хищных птиц и хищные млекопитающие; животные с неустановленной видовой принадлежностью.
Расстановка оборудования в помещении для содержания в них животных и растений проведена таким образом, что учитывалось сочетание удобства обслуживания, свободу осмотра и действий вокруг объектов, соответствие помещения биологическим особенностям растений и животных.
Например, теневыносливые растения и влаголюбивых животных не расположили на южной стороне уголка, значительно прогреваемой солнцем. И наоборот, суккулентные растения и теплолюбивых пресмыкающихся разместили в местах, максимально освещаемых солнечным светом. Все живые объекты защитили от сквозняков, клетки, аквариумы поставили на столы, тумбочки.
Внешний вид уголка сделали привлекательным, приближенным к естественным пейзажам, радужным уголкам природы, в которых сочетаются элементы живой и неживой природы для того, чтобы он вызывал у воспитанников эмоциональные чувства. Поддерживаемая чистота и порядок в уголке живой природы будут способствовать воспитанию и развитию у обучающихся уважительности, бережливости и любви ко всему живому, эстетического восприятия природы.
Обитатели уголка природы.
Рыбы: прежде всего аквариумные: барбусы, гурами, , золотые рыбки, неоны, скалярии, цихлиды, меченосцы, гуппи, акулий бала,
сомики крабчатые.
Пресмыкающиеся: красноухие черепахи. Пресмыкающихся содержим в аквариуме. Птицы: волнистые попугайчики, попугаи: корелла, неразлучники.
Растения уголка природы.
Уголок живой природы школы был бы неполноценным без растений. Декоративные комнатные растения многочисленны и разнообразны. Большинство растений хорошо приспосабливаются к кабинетным условиям. Они прекрасно растут в обычных комнатных условиях при соблюдении самых элементарных правил ухода за ними. В хозяйственной оранжерее имеется цветочные горшки разных размеров, поддоны и запас земли.
Земля сортирована по сортам: дерновая, листовая, перегнойная, глинистая и др.
Большой интерес для школьного уголка живой природы представляют растения группы суккулентов. Таковы многолетние растения сухих мест обитания, способные длительное время сохранять запасы воды в своих сочных частях: кактусы, агавы, алоэ, гастерии, гавортии, молочайные. Зимой кактусы должны отдохнуть. В холодные и короткие дни их поливаем не чаще 2-3 раза в месяц и притом очень умеренно. Из лиственных растений уголка живой природы следующие: Аспидистры, аспарагусы, папоротники, бегонии, драцены, кливии, монстеры, плющи, сансевьеры, сциндапсусы, хлорофитумы, циперусы, традесканции, виноград комнатный, герани и др. Необходимость растения в уголке живой природы объясняется следующими причинами: знакомство с растениями, из познание предусмотрено школьной программой, а более глубокое изучение представителей флоры в уголке природы будут способствовать углублению знаний учащихся в области охраны живой природы. Уход за растениями: посев, выращивание, удобрение, умение приготовить земляную смесь, переживание дают обучающимся навыки и познание не только образовательного, но и прикладного характера, приучают воспитанников работать на пришкольном участке, теплицах, прививают им столь необходимое в наше время любовь к земле. Растения красивые способствуют эстетическому воспитанию обучающихся.
Условия содержания различных групп животных уголка живой природы:
1. Рыбы и красноухие черепахи содержатся в аквариумах, изготовленных из стекла, обеспеченных необходимым светом, аэрацией и температурой воды.
2. Птицы содержатся в клетках из металлической сетки на пластиковом каркасе.
Таким образом, В уголке живой природы КОУВО «Аннинская специальная школа» созданы условия для непосредственного знакомства с живыми обитателями «Зооцентра», «Аквацентра», «Зимнего сада».
Все это, помимо психотерапевтического действия - зоотерапии, оказывает мощное эмоциональное воздействие, вызывает восторженное отношение к природе, удивление, помогает активно воспринимать природу, конкретизировать ключевые понятия и важнейшие закономерности окружающего мира: природа живая - неживая, приспособленность, среда обитания, реакция, инстинкт, борьба за существование, естественный отбор, цепи питания, эволюция.Уголок живой природы в образовательной деятельности
Работа в уголке живой природы перспективная, и в целом представляет собой максимально активную форму обучения, воспитания и организации деятельности с обучающимися. Уголок живой природы используется для проведения занятий в объединениях дополнительного образования школы, обзорных и тематических экскурсиях, лекций, бесед с демонстрацией видеофильмов для обучающихся. Нет воспитанника, который хотя бы раз не побывал в уголке живой природы.
Экологическое образование, воспитание, формирование экологической культуры и мировоззрения – концептуальные задачи работы уголка живой природы.
Особое положение в жизни уголка живой природы занимает экскурсионно-просветительская работа.
Экскурсии проводятся обзорные - экскурсия по “Зимнему саду”, экскурсия по “Аквацентру”, “экскурсия по “Зооцентру” и тематические - “Экология и растения”, “Приспосабливаясь к жизни на Земле”, “Удивительные цихлиды”, “Аквариум – искусственная экосистема”, “Роль растений в жизни человека”, “Удивительные обитатели планеты”, “Особенности содержания волнистых попугаев” и т.п.Современная стратегия развития образования направлена на внедрение инновационных разработок и проектных технологий в образовательную деятельность.
Программы по дополнительному образованию «Мир вокруг нас», «Комнатное цветоводство», «Юный натуралист», «Обитатели уголка живой природы» реализуемые в системе непрерывного экологического образования для воспитанников – один из таких примеров. Программы рассчитаны на поэтапное ознакомление воспитанников с природным миром. Темы занятий в объединениях взаимосвязаны. Воспитанники по объединениям движутся как по ступеням, от простого к сложному, от общего к частному, незаметно совершенствуясь. Характер программ активизирует процессы самопознания и самовыражения, дают возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности, что достигается через непосредственное общение с живыми объектами уголка живой природы: комнатными растениями “Зимнего сада”, птицами, пресмыкающимися “Зооцентра”, рыбками “Аквацентра”. В этом заключается специфика работы в объединениях программ.
Педагоги на занятиях расширяют кругозор воспитанников разных возрастов, закладывают основы мировоззрения, формируют экологические представления, которые в дальнейшем должны составить прочные систематические знания об окружающей среде и бережном отношении к природе, что позволит обучающимся самоопределиться в выборе дополнительного образования.
Занятия по программам «Мир вокруг нас», «Комнатное цветоводство», «Юный натуралист», «Обитатели уголка живой природы» состоят из теоретической и практической деятельности. Теоретическая часть занятия может быть представлена коротким рассказом или беседой с демонстрацией животных, растений и других природных объектов. Практическая деятельность может проводиться в виде проекта, игры-путешествия, наблюдения за живым объектом, проведения опытов, экскурсий, игр и развлечений, зарисовкой с натуры или контурного изображения, которые используются как средство повышения внимания и наблюдательности.
Занятия по дополнительным образовательным программам «Мир вокруг нас», «Комнатное цветоводство», «Юный натуралист», «Обитатели уголка живой прирды» проведение наблюдений, экскурсий,— все это формы организации, повышения результативности и популяризации детского экологического творчества и детских натуралистических исследований. При этом роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется: они становятся активными его участниками, а не пассивными наблюдателями, т.е. субъектами познавательной деятельности.
Работа в уголке живой природы учит воспитанников познавать её удивительный мир, развивает навыки терпеливого ежедневного труда и чувство ответственности за тех, кого приручили.
Литература
www.royald. ru/encyclopedia/birth_helpwww.zooclub.ru/mouse/zayc/53-2.shtmАлексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных [Текст]. / худож. В. Н. Куров.– Ярославль: Академия развития, 2003. – 240 с.
Арнольд М. Растения. [Текст]. - М: ООО Изд-во Астрель, ООО Изд-во АСТ, 2001. - 160 с.
Вегер З. Разведение волнистых попугайчиков [Текст] / Зденек Вегер ; пер. с чешск. А. А. Тесаржевой; под ред. Е. В. Малаханова. – М: Лесн. Пром-сть, 1987. – 175 с: ил.
Все о животных. Рыбы и земноводные. [Текст]. – Минск: Харвест, 2000. – 528 с.: ил.
Все о хомяках, кроликах, морских свинках. [Текст] / составитель С. В. Рыбалка. - М: АСТ Донецк, Сталкер, 2007. - 286 с: ил.
Герд С. Е. Мой живой уголок. [Текст]. - Л.: Детгиз,1955.-175 с.
Гусев В. Г. Живой уголок. [Текст]. - М: Лесная пром-сть, 1977. - 176 с: ил.
Аквариум - Принт, 2007.- 64 с.: ил.
Демянчик В. Т. Как лечить птиц. – Мн: Современ. литератор, 1999. – 256 с.
Ефремов А. В. Аквариум и его обитатели. [Текст]. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 192 с.: ил.
Жданов В. С. Аквариумные растения. [Текст]. - М. : Лесн. пром-сть, 1973. – 160 с.
Ильин М. Н. Аквариумное рыбоводство. [Текст]. - М.: Изд-во Московского университета, 1968. – 400 с: ил.
Коньков В., Личугина Г. Путешествие на ферму. – М: Агропромиздат, 1989. -114 с.
Кочетов А. М. Декоративное рыболовство. - М: Просвещение,1991.-384
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму. - М: Колос,1993.-303 с.
Михайлова В. А. Неразлучники. [Текст]. – М: Вестник, 1999. – 96 с: ил.
Остапенко В. А.., Морозов В. И. Певчие птицы. [Текст]. – М.: Эра,!991 – 45 с.: ил.
Правдин И. Ф. Рассказ о жизни рыб. - [Текст]. – Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1966. – 183 с.
Рахманов А. И. Домашний зооуголок [Текст]. - Смоленск: Русич, 1997.- 544 с.: ил.
Родина В. А. Цветоводство в школе. [Текст]. : пособие для учителя / ред. Нехлюдова А. С.. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958. – 144 с.
Сергиенко Ю. В. Полная энциклопедия комнатных растений. [Текст]. / Ю. В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2007. – 319 [1] с.: ил.
Смирнов Б. В. Новый справочник птицевода. [Текст]. / Б. В. Смирнов, С. Б. Смирнов. – Ростов н/Д: - Феникс, 2007. – 221, [1] с.
Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. - М.: Кладезь,1996. - 260 с.
Цирлинг М. Б. Аквариум и водные растения. [Текст]. - С.-Петербург: Гидрометеоиздат,1991. - 256 с.
Чегодаев А. Е. Красноухая черепаха. [Текст]: 99 советов. Уход и содержание. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2006. – 112 с.: ил.
Шереметьев И. И. Аквариумные рыбки. Полная иллюстрированная энциклопедия. [Текст]. – М.: Изд-во Эксмо; Донецк: Изд-во СКИФ, 2004. – 432. с.: ил.
Шефер К. Ваш аквариум. [Текст]. / Клаус Шеффер, пер. с нем. К. Ф. Лунина. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006. – 96 с. : ил.
Нормативно-правовая база уголка живой природы.
Утверждаю
Директор КОУВО
«Аннинская специальная
общеобразовательная школа»
__________О.Г. Пархоменко
Приказ №__
от « __» ________20______
ПОЛОЖЕНИЕ
Об УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
 Настоящее положение устанавливает правила организации работы в «Уголке живой природы» КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
Настоящее Положение разработано в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4. 3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41, зарегистрированы в Минюсте России 20 августа 2014 г., регистрационный номер 33660); Рекомендации по организации уголка живой природы даны в Приказе Минобразования России от 06.05.98 N 1133 "О мерах по обеспечению условий содержания животных в образовательных учреждениях с целью создания соответствующих условий, обеспечивающих безопасность детей и взрослых», Приложения к письму Минобразования России от 30 октября 1998 года № 55 «Условия содержания животных в учреждениях дополнительного образования детей».нормативными, локальными актами в области образования  и является обязательным для исполнения всех лиц, деятельность которых связана с «Уголком живой природы».
Цель работы «Уголка живой природы»: создание условий для развития экологической культуры воспитанников. Воспитание сопереживания у обучающихся в процессе ознакомления с растительным и животным миром.
 1. Уголок живой природы должен содействует прогрессивному формированию личности и развитию социально важных свойств и функций.
2. Деятельность уголка живой природы направлена на изучение природы, сбор, обработка и распространение обширной экологической информации, а также информации о природе, животных и растениях, развитие в воспитанниках чувства прекрасного.
3. Уголок живой природы одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления школьников с природой.
4. Наблюдения на экскурсиях кратковременны. В уголке живой природы школьники могут в течение всего времени и в любое время подходить к обитателям уголка живой природы и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения.
5.У воспитанников расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у воспитанников развивается наблюдательность, интерес к природе.
6. В уголке живой природы воспитывается культура труда по уходу за растениями и животными; прививаются общественно-организационные навыки и бережливое отношение к общественному достоянию.
7. Больше возможности для эстетического воспитания: как красивее, в каких сочетаниях расставить растения, аквариумы.
8. Воспитанникам предлагается начертить эскизы, просмотреть журналы, книги. Каждое предложение обсуждается.
9. Растения или животные  должны быть доступны для воспитанников и не должны представлять опасности для окружающих.
10. Коллекции представленные в уголке должны  расширять кругозор знаний обучающихся об окружающем мире.
11. Живая природа должна быть достаточно разнообразной и интересной.
12. Уголок живой природы должен соответствовать следующим критериям:
- чистота, аккуратность его хозяев;
- озеленение классного кабинета;
- эстетичность оформления стендов, уголков, другого классного интерьера;
- наличие особенностей обстановки, отличающих уголок от всех других;
- ведение документации уголка
7. участники уголка живой природы должны проводить исследовательскую работу.
Таким образом, уголок живой природы - место не только учебной, но и многосторонней воспитательной работы.
Старший педагог дополнительного образования Короткова Н.В
Дата составления ________________
.
Утверждаю
Директор КОУВО
«Аннинская специальная
общеобразовательная школа»
__________О.Г. Пархоменко
Приказ №__
от « __» _____20___г.
Инструкция по технике безопасности
при работе в школьном уголке живой природы
Настоящая инструкция по технике безопасности
при работе в школьном уголке живой природы КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» разработана в соответствии правил по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных школах системы Министерства просвещения СССР (утв. Минпросвещения СССР 22 декабря 1980 г.)
 
1. Уголок живой природы следует размещать в специальном помещении.
2. В уголке живой природы, не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества
( олеандр, молочай).
 3.В школьном уголке живой природы, расположенном в помещении школы, допустимо содержать аквариумных рыбок, водных черепах в аквариуме, птиц в клетках.Все обитатели уголка живой природы должны быть проверены ветврачом. Содержание диких хищников, хищных птиц, ядовитых животных в живом уголке природы запрещается.
4. При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за обитателями «Уголка живой природы» обучающиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками;
5. При приготовлении подкормок  для растений обучающимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками;6. Для борьбы с насекомыми-вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами;
7. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание воздуха обучающимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) в полость рта воспитанника. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, соединенной с трубкой сифона;
8. Инструкция по технике безопасности для обучающихся при работе в уголке живой природы вывешивается в его помещении.
Правила техники безопасности при работе с птицами.
 Во избежание получения травм, необходимо познакомиться с характеристикой птиц.
Необходимо знать, что некоторые заболевания птиц опасны для человека (туберкулез, орнитоз).
Прежде, чем пустить птиц в вольеры, необходима  консультация ветеринара.
После работы с птицами мыть руки с мылом.
 
Старший педагог дополнительного образования Короткова Н.В.
Дата составления ___________
Утверждаю
Директор КОУВО
«Аннинская специальная
общеобразовательная школа»
__________О.Г. Пархоменко
Приказ №____
от « __» ________ 20____г.

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА.1 Общие сведения об уголке живой природы.2 Режим работы уголка живой природы.3 Правила поведения в уголке живой природы.4 Правила безопасной работы уголке в живой природы.5 Основные требования санитарии и гигиены в уголке живой природы.7 Порядок действия при эвакуации из уголка живой природы при чрезвычайных ситуациях.8 Оказание доврачебной помощи.
Уголок живой природы предназначен для проведения занятий по кружковой работыСоблюдение чистоты в уголке живой природы обязательно.
Обучающиеся должны быть в сменной обуви. Каждый день уголок живой природы необходимо проветривать.
Любое возгорание следует немедленно ликвидировать. Огнетушитель используют при возгорании площадью менее 1кв.м. Одновременно с тушением возгорания отключают электроэнергию, закрывают окна и двери - прекращая доступ кислорода к огню.Все электроприборы, эксплуатация которых требует заземления, должны быть заземлены. Обучающимся запрещается касаться заземляющих устройств, пользоваться незаземленным и несправным электрооборудованием. Включение и выключение электрооборудование осуществляет педагог дополнительного образования. О всех неисправностях в электрооборудовании электрической сети, искрении электророзеток сообщать педагогу дополнительного образования. При возникновении ЧП в школе, уголке живой природы, педагог дополнительного образования организуют эвакуацию обучающихся. Воспитанники по загазованности воздушной среды педагог дополнительного образования дает команду о защите органов дыхания. Для этого необходимо достать ватно-марлевые повязки или любую ткань, смочить ее водой и дышать через нее. Обучающиеся выстраиваются в одну шеренгу и по команде педагога дополнительного образования покидают класс, идя по пути эвакуации на школьный двор. При задымлении и распоряжению педагога дополнительного образования прекращает занятие. Дежурные по команде педагога дополнительного образования закрывают фрамуги, окна. 
 
Составила старший педагог дополнительного образования Короткова Н.В.
Дата составления _______________
 
Утверждаю
Директор КОУВО
«Аннинская специальная
общеобразовательная школа»
__________О.Г. Пархоменко
Приказ №____
от « ___» _________20____г.

 
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯВ УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
1) Пребывание воспитанников в помещении уголке живой природы допускается только в присутствии педагога дополнительного образования.2) Обучающиеся заходят на занятие по приглашению  педагога дополнительного образования.3) Наличие сменной обуви при посещении кабинета обязательно.4) В уголке живой природы перемещаться шагом, не причиняя вреда присутствующим людям, не ломая оборудования и мебели.5) Бережно относится к растениям, находящимся в уголке живой природы. Запрещено переставлять их на другое место, поливать без разрешения педагога дополнительного образования.
6) Бережно относиться к помещению, лабораторному оборудованию, наглядным пособиям кабинета.7) Не разрешается выносить из кабинета оборудование, наглядные пособия, книги, принадлежащие уголку живой природы.8) Во время занятия обучающийся покидает свое рабочее место только с разрешения  педагога дополнительного образования.
9) По окончанию занятия обучающиеся обязаны оставить свое рабочее место в сохранности, чистоте.10) При нахождении в кабинете обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности и электробезопасности.Правила составлены старшим педагогом дополнительного образования
Коротковой Н.В.
Дата составления __________________
 
 
 
 
 
Паспорт Уголка живой природы.
1. Образовательное учреждение: КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
2. Адрес: 396251, Воронежская область, Аннинский район, п. г. т. Анна, ул. Ватутина 44. 3. Год создания уголка живой природы: 2016г.
5. Место уголка живой природы:
в составе структурного подразделения: КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
6.Место нахождение уголка живой природы: комната
7. Общая площадь: 60 кв. м
8. Количество животных: рыбы- 20; черепахи- 2; попугаи – 3; цветы – 50.
9. Штат: ко-во сотрудников - нет
10. Наличие плана работы: да.
11. Наличие и кол-во образовательных программ, реализуемых на базе уголка живой природы: «Наши питомцы», «Юный натуралист», «Комнатное цветоводство», «Мир вокруг нас».
12.Объединение–3
13. Исследовательская деятельность с учащимися: - «Аквариумные рыбы как объект исследовательской работы» - «Влияние температурного режима на комнатные растения»,
14. наличие отдельных помещений для занятий со школьниками-2
15. Экскурсии по уголку живой природы - охват посетителей – 36. Тематика экскурсий – ознакомление, обобщение, познание, экспериментальное, исследовательское.
16. участие в мероприятиях: внутри школьных – да; районных – нет; всероссийских- нет.
17. Опубликованные работы: нет
18. Ведение методической и образовательной работы: среди обучающихся.
19. Сотрудник, ответственный за уголок живой природы: Кроткова Н.В. – старший педагог доп. образования.
Дата заполнения _______________
.____________ Роспись: