Дидактический материал по русскому языку Весёлая грамматика


Весёлая грамматика
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться.
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, и изучение её требует большого труда. Воспитать любовь к русскому языку – значит, воспитать интерес. Доказано, что знания, полученные без интереса, нередко становятся мёртвым грузом.
Процесс постижения нового должен быть для каждого из учащихся увлекательным, приносить радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.
Предлагаемые задания направлены на воспитание интереса к русскому языку, на знания, окрашенные собственными положительными эмоциями, положительным отношением к изучаемому предмету. С их помощью ученик не только усвоит новый материал, но и повторит изученное, полюбит предмет.
Фонетика
Кто важнее?
Поспорили как-то между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
- Конечно, мы важнее! – закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет!
- Ну, это мы ещё посмотрим, - дружно возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не открыть рот. – Ничего не получится!
- А вот и получится! Например, м.
- Разве только одно м, больше ничего!
- А всё-таки мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
- Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая нас изучает!
- … о…е…и…а, - пропели гласные и смущённо замолкли.
- Вот видите. А если мы скажем ф…н…т…к…, так всякий догадается, что это фонетика.
- Ну допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас слова окно, ёлка, если.
Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.
А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?
Весёлые рифмы
Гласные – согласные
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… - змеиный слышен свист,
Шшш… - шуршит опавший лист.
Жжж… - шмели в саду жужжат.
Ррр… - моторы тарахтят.
***
Давайте поиграем со звуками
Попробуйте из данного слова убрать один звук, и сделайте это так, чтобы получилось новое слово.
Вот так: горсть – гость.
А теперь сами: краска, склон, тепло, беда, экран (каска, слон, тело, еда, кран).
Теперь наоборот: добавьте один звук, чтобы получилось новое слово.
Вот так: роза – гроза.
Попробуйте сами: рубка, дар, стол, клад, шар, усы, укус (трубка, удар, ствол, склад, шарж, бусы, уксус).
А в этих словах нужно заменить один согласный звук.
Вот так: корж – морж.
Теперь попробуйте сами: зубы, песок, галка, норка, полено, свет (губы, лесок, палка, корка, колено, цвет).
В каком слове сорок гласных?
При помощи какого согласного звука можно животное с длинными ушами превратить в большую птицу? (сорок – а, осёл – орёл)
Произнесите эту считалочку и найдите слово, которое заинтересует фонетику:
Энэ бэнэ рэс!
Квинтер минтер жес!
Энэ бэнэ раба!
Квинтер минтер жаба!
(В этой считалочке только одно звукосочетание имеет значение: жаба. Остальные звуки – просто звуки. Они фонетику не интересуют.)
Согласные звуки
Прислушайтесь к звучанию стихотворения. В нём во многих словах звучит звонкий звук [ж], но есть одно трудное слово с глухим [ш]. При написании этого слова можно сделать ошибку!
Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила Оса.
Она ужалила в живот.
Ужу ужасно больно.
Вот.
А доктор Ёж сказал Ужу:
- Я ничего не нахожу.
Но всё же, думается мне,
Вам лучше ползать на спине.
Пока живот не заживёт.
Вот.
Рената Муха

Давайте поиграем
В каких словах есть парные звонкие-глухие согласные?
За деревней лук?
Луг!
В огороде луг?
Лук!
А на сливе плот?
Плод!
А на речке плод?
Плот!
Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные.
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает.
Время считает.
Найдите твёрдые согласные звуки в загадках:
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь.)
Не знаю, что мне делать
И кем могу я стать,
Во мне всего две буквы
Попробуй угадать:
С буквой ё – я колючий,
С буквой у – я ползучий.
(Ёж – уж)

5 класс
Фонетика. Орфография
Выпишите из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные.
У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела озябшие лапы.
В.Левин
2. Вставьте в предложения имена сказочных девочек
… очень подружилась с семью гномами. Убегая из дворца … потеряла хрустальный башмачок.
3. Игра «Восстанови слово»
смотр – про; ник – под – свеч (Просмотр, подсвечник.)
Укажите группу слов, в которой допущены ошибки в написании
а) счастье, щавель, щука;
б) чясы, жырный, чювство;
в) чашка, чудо, машина.
5. Написание букв и-ы после ц. Выписать слова на изучаемую орфограмму.
Сел ц…ган на край ц…новки,
разложил свои обновки:
полушубок из лисиц…
и ушанку из куниц…,
рукавиц…, шарф, кроссовки –
всё сложил на дно кошёлки.
6. Написать сочинение-миниатюру на тему «Осенний лес», используя приведённые слова и словосочетания.
Ж…лтые листья, ж…лудь, тихий ш…рох, ч…рный ствол дерева, ш…рстка, белка, щ…лкать орехи, ш…пот.

7. Найти окончание пословицы, вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму.
Бесчестье проглянет и красно солнышко
Всяк человек плат…я не скроишь
Не всё ненаст…е своего счаст…я кузнец
Без ножниц а руки
Не игла ш…ёт, хуже смерти
8. Вставьте в слова пропущенные слоги жи и ши
жи
Вер … на
сне … нка
пу … нка
ши
… раф
пру … нка
пасса … р

6 класс

Рассмотри и запомни
А А
- бер - - бир -
- лож - - лаг -
- кос - - кас -
Опираясь на схему, соедини линиями слово с орфограммой
р…стения - бир –
наб…рал - кос –
к…снётся - кас –
выр…сли - раст –
изл…гать - рос –
- лаг –
- лож –
2. Игра «Корректор»
Составь предложения
Луч, каждого, солнца, касался, цветка.
Почти, облака, к, верхушкам, прикасались, берёз.
Растение, быстро, вверх, тянется, молодое.
3.О правописании корней - кос - , - кас - и - лаг -, - лож - расскажут нам рисунки.

ксться к снуться

излгть изл жить

Нежно смотрят друг на друга братья – близнецы а и а.
Друг без друга они жить не могут. Но ведь одно а в корне, другое в суффиксе! Вдруг появляются буквы-враги и выгоняют а из суффикса. С ужасом убегает бедное а, глядя на грозные н и ж, даже тянет за собою г из корня лаг - . Как страдает бедное первое а! Оно худеет, печально смотрит на брата и превращается в о.
Вставьте в текст пропущенные префиксы при – и пре –
Погода была ужасная
Принцесса была …красная
(Р.Сеф.)
Я на первый твой приказ
… бегу к тебе как раз
(П.Ершов)
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле …скакал
(К.Чуковский)
Литература
Волина В.В. «Русский язык в рассказах, сказках, стихах» Москва, АСТ 1996 с. 104, 131.
Занимательно о русском языке: пособ. Для учит. / В.А.Иванова, З.А.Похина, Д.Э.Розенталь Л.Просвещение. Ленинг. Отд-ние, 1990.
О трудном в орфографии и пунктуации: пособие для уч-ся./ И.Н.Рейнке, В.И.Шапкин./
Русский язык 5 класс. Планы-конспекты уроков «В помощь учителю». (Ж.В.Пилипенко. Харьков. Изд. «Ранок» «Веста», 2002)
Секреты орфографии: книг. Для учащихся./Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение, 1991.
Форощук А.А., Форощук Н.Е. Русский язык. Учебное пособие ИКФ «Сталкер», 1997 с. 37, 47, 52, 56