Классный час Дружба и любовь как важнейшие нравственные ценности


Классный час в 8 классе
«Дружба и любовь как важнейшие нравственные ценности»
Актуальность:
В возрасте 14 – 15 лет дружба и любовь, чаще всего, неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может в определенный момент перейти в любовь, а на месте дружественных и товарищеских отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами активно ищут общения, межличностных отношений, интимных контактов друг с другом. Они не могут находиться в одиночестве длительное время и могут забыть обо всем остальном, если поглощены и озабочены всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью.
Именно сейчас у подростков возникает и в течение длительного периода жизни сохраняется идеал возлюбленного, который должен обладать определенным набором конкретных личностных достоинств. Такой идеал определяет межличностные предпочтения и симпатии, по крайней мере, в течение нескольких лет.
Стремление к дружбе, первой любви очень характерны для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте побуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека.
Сценарий классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для оценки своих нравственных качеств.
Цель: Расширить представления о понятиях «дружба», «любовь» как важнейших нравственных ценностях
Задачи:
Продолжать воспитание нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, толерантность.
Развивать умения вести суждения, аргументировать свою точку зрения.
Содействовать сплочению коллектива, осознанию своих обязанностей перед друзьями и близкими.
Оборудование: конверты с заданиями (по количеству групп участников - 2)
Ход классного часа
Организационный момент: учащиеся класса разбиваются на 2 группы
Классный руководитель:
- Ребята, тема нашего классного часа «Дружба и любовь как важнейшие нравственные ценности». Сегодня мы с вами попытаемся разобраться с такими понятиями, как «дружба» и «любовь». Мы не случайно выбрали эту тему для нашего откровенного разговора. Ведь вы находитесь на интересном жизненном этапе – этапе взросления. И нам важно знать, что означают эти знакомые для каждого слова.
Сегодня вам предстоит выполнить некоторые задания, которые помогут вам разобраться в сути понятий «дружба» и «любовь».
Задание №1. Возьмите конверт №1. В конверте лежат листочки с фрагментами фраз. Ваша задача – соединить фрагменты таким образом, чтобы получились пословицы и поговорки.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
За дружбу дружбой платят.
Дружба как стекло: разобьёшь, не сложишь.
Хочешь дружбы, будь другом.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Друга иметь – себя не жалеть
Задание №2. Я сейчас буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать одну из пословиц, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация 1.
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»)Ситуация 2.
Вы играли в футбол. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде»)Ситуация 3.
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.
Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Как вы заметили, во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.
Итак, мы еще раз убедились, что дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Нужно уметь дружить, давайте сейчас все вместе попытаемся разработать правила дружбы.
Задание №3. Работа в группах. Учащимся предлагается разработать правила дружбы, записать их на выданных альбомных листах.
После обсуждения в группах зачитываются и обсуждаются разработанные правила дружбы:
Правила дружбы (примерные ответы учащихся):
помогать друг другу;
не помнить долго обиду;
не мелочиться;
доверять друг другу;
быть терпимым;
уметь прощать;
не завидовать;
быть честным и преданным;
быть доброжелательным.
Психологическое тестирование: «Хороший ли ты друг?».
Известная поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Важно не только, есть ли у тебя друзья, но и то, каким другом для них являешься ты. В этом тебе поможет разобраться тест:
1. При обращении к ребятам ты используешь в основном:
а) фамилию
б) кличку
в) имя
2. Если кого – то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты:
а) молчишь
б) заступаешься
в) радуешься чужому несчастью
3.Если ты хотел идти домой, а друг попросил тебя подежурить за него в классе, ты:
а) идешь домой
б) идешь дежурить
в) говоришь, что очень занят
4. Если у твоего друга плохое настроение, ты:
а) не обращаешь внимания на него
б) стараешься утешить его
в) хочешь отомстить его обидчику
5. Во время ссоры ты:
а) стараешься говорить по существу вопроса
б) обзываешься и обижаешь собеседника
б) прибегаешь к помощи окружающих: кто прав, а кто виноват
6.Если друг не поздравил тебя с днём рождения, ты:
а) будешь напоминать ему об этом поступке постоянно
б) не поздравишь его в день рождения тоже
в) простишь его забывчивость
1 2 3 4 5 6
а 2 2 2 3 1 2
б 3 1 1 1 3 3
в 1 3 3 2 2 1
Если ты набрал 6-9 баллов, твои друзья могут сказать, что ты настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации. Ты заботливый, чуткий и внимательный товарищ. Если у тебя 10-14 баллов, то стоит немного присмотреться к себе, так как в трудной ситуации есть вероятность, что ты останешься в одиночестве. Не следует замыкаться на себе любимом. Нужно помнить о том, что доброе слово – половина счастья и к доброму другу дорога не бывает длинной.
Если у тебя 15 -18 баллов, то все зависит только от тебя, если ты хочешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с другими нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В жизни лучше придерживаться принципа «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. У каждого из нас есть качества, которые мешают дружбе, многие хотят от них избавиться. Предлагаю на листочках написать это качество. (Листочки опускаются в чашу и поджигаются). Мы посмотрим на огонь и будем считать, что этих нежелательных качеств больше нет.
Задание №4. Возьмите конверт №2. В конверте лежат листочки с фрагментами фраз. Ваша задача – соединить фрагменты таким образом, чтобы получились пословицы и поговорки. Правильно составленные пословицы и поговорки ответят на мой вопрос: «О чем мы сейчас с вами будем говорить?»
Любовь не пожар, а загорится - не потушишь.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Добрые чувства - соседи любви.
Иссушила молодца девичья краса.
Итак, говорить с вами мы будем о любви. Любовь – это великое всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих стихах пронзительно и тонко. А что такое любовь?
«Любовь - интимное и глубокое чувство человека направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею». (Философский словарь)
Задание №5. Назовите прилагательные, с помощью которых можно дать определение любви.
Варианты ответов детей: добрая, щедрая, милая, умная, выносливая, настоящая, прекрасная, вечная.- Сколько красивых и теплых слов мы подобрали к понятию любовь. Все это хорошо и прекрасно, потому что все мы без исключения стремимся любить и быть любимыми. Люди мечтают о любви, которая переполняла бы и опьяняла их. И вместе с тем, чтобы возникла любовь, должны существовать двое: один дарит любовь другому, тот ее принимает, и тогда во втором человеке возникает желание ответить. И никогда не допускает мысли о том, что их любовь может оказаться невечной.
Во все времена великие люди отзывались о любви по - разному:
«Любовь есть склонность находить удовольствие в благе другого человека» (Г. Лейбниц)
«Любовь – это неведомая страна и мы плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем» (В. Кротов)
«Любовь – это болезнь»
«Любовь – это интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею».
Как видите, понятие «любовь» трудно поддается определению. Любовь может победить болезнь, придает силы, вдохновляет на подвиги, окрыляет в творчестве, делает человека счастливым.
Любовь бывает разная: к Родине большой и малой, к родителям, к Богу, к животным, к кумирам, любовь мужчины и женщины и даже любовь к самому себе.
Итак, дружба и любовь - это замечательные качества, состояние души, нравственные ценности. Нам всем ясно одно – без любви и дружбы нет жизни! Значит, чтобы жить, мы должны настроить наши сердца навстречу этим замечательным качествам!
Список использованных источников:
http://www.c-psy.ru/index.php/teacher/classhour/5378--8-http://fb.ru/article/232542/klassnyie-chasyi-v-klasse-temyi-i-stsenarii-kak-provesti-klassnyiy-chas-tolerantnost-v-klassehttp://globuss24.ru/doc/klassniy-chas-lyubovy-i-druzhba-7-8-klasshttps://doc4web.ru/pedagogika/klassniy-chas-lyubov-i-druzhbaklass.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/klassnoerukovodstvo/library/2012/12/15/klassnyy-chas-o-lyubvi-i-druzhbehttp://festival.1september.ru/articles/575409/http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-lyubvi/