Конспект урока доброты Жизнь дана на добрые дела (3 класс)

Урок доброты.
Тема: Жизнь дана на добрые дела.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально – ценностной сферы учащихся.
Задачи:
-формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
- развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формировать умение совместно работать в группе;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, мои друзья!
Нашей встрече рада я!
Разрешите вас обнять,
Всем удачи пожелать.
- Обнимите своего соседа слева, а затем соседа справа, тихонечко присядьте.
2. Ознакомление с темой.
- Сегодня у нас урок – мастерская, где каждый из вас будет сочинять, рисовать, слушать, разгадывать. Тема нашего урока выражена в таких словах, давайте с вами прочитаем.
Жизнь дана на добрые дела.
- Какие слова здесь вы считаете главными? (жизнь, добрые)
- Прочитаем выразительно , выделяя главные слова голосом.
- Какой частью речи выражено слово «добрые»?
- Образуйте от него существительные. (добро, доброта)
- Какие звуковые ассоциации возникают, когда вы слышите эти слова? (дом, день, дело, душа, дарить, дар)
- Подберите смысловые ассоциации к словам «добро», « доброта». (добро – это красота, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, любовь, праздник, мама, радость, смех, улыбка, семья, душевность)
Учитель записывает слова на доске.
- Перед вами смысловая цепочка слов, связанных с нашим главным словом «доброта». Посмотрите внимательно и выберите слово, которое притягивает ваше внимание.
- Какие слова выбрали?
- Возьмите кисти и краски, с их помощью оживите выбранное слово.
Дети рисуют. Выставка работ.
- Что такое добро? Где вы его встречали?
- Что такое зло? Где встречались со злом?
- Ребята, как вы думаете, легко ли быть добрым?
- Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Работа с пословицами.
Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Добрые дела красят человека.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово и кошке приятно.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.
Каждой группе выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу , наклеить её на лист, обсудить в группе, в чём заключается смысл этой пословицы, а затем рассказать ваше общее мнение.
Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.
Игра «Вежливо – невежливо».
Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.
Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором – отвечать – вежливо или невежливо.
*Перебивать во время разговора?
*Обозвать обидным словом соседа?
*Извиниться за вынужденное опоздание?
*Уйти и не попрощаться?
*Помогать родителям?
*Не уступить место старшим в автобусе?
* Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
*Поздороваться при встрече?
*Толкнуть и не извиниться?
*Помочь поднять упавшую вещь?
*Не снять шапку, когда заходишь в школу?
*Говорить «Спасибо» за подарок?
*Громко разговаривать?
5. Сказочная долина.
Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из» Цветика-семицветика» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
Сейчас мы поиграем в игру.
Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич и Кащей Бессмертный, Золотая рыбка и Дюймовочка, Карабас-Барабас и Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
6. Изготовление коллажа.
- Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
- Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали , делая добро.
7. Рефлексия. Итог занятия.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Письменно продолжите фразу «Быть добрым – это значит..»
- Какие человеческие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы стать настоящим Человеком?
дружелюбие
сострадание
доброжелательность
сердечность
сочувствие
отзывчивость
внимание
- Мы вновь и вновь убеждаемся, что Добро вечно, оно побеждает и наказывает Зло во всех его проявлениях.
Без Доброты нам было б слишком тесно
Без Доброты нам было б слишком тесно,
Без Доброты нам было бы темно...
Лишь с Добротой хватает в сердце места,
Чтобы любить и помнить всё равно...

И даже если всё давно остыло,
Нам Доброта поможет пережить
Всё то, что в сердце болью долго ныло,
Чтобы опять виновного простить.


Лишь с Добротой способны к Состраданию,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием...созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!
(интернет)

15