Сценарий классного часа Жизнь дана на добрые дела

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»


















Выполнила учитель
первой квалификационной категории: Соловьёва Елена Анатольевна








Мельниково 2013


Пояснительная записка

«В жизни есть только одно несомненное счастье
жить для других».
Лев Толстой.

В современной школе, как и во все времена, проводится систематическая работа по воспитанию доброго отношения к людям, к природе. Особенно острая необходимость возникает в настоящее время, когда все средства массовой информации демонстрирует огромное количество негативной информации. Поэтому, начиная с 1 класса все уроки, перемены, внеклассные мероприятия, классные часы у меня являются особым средством для воспитания гармоничных отношений личности ребёнка с окружающим миром. Тему доброты и гуманного отношения преподношу детям в соответствии с их возрастными особенностями.
Так в 1 классе я провела классный час по теме «Что такое доброта?», беседу - «Будьте добрыми и человечными!».
Классный час по теме «Добрые дела человека красят» разработала для учащихся 2 класса. Здесь уровень сложности возрастает. Дети знакомятся с новым понятием «благотворительность». В 3 классе были проведены разные мероприятия: осенью – Акция к 1 октября, на протяжении всей зимы была акция «Про птиц зимой не забываем!», весной был проведён библиотечный час «Чтобы добрым быть».
Дети предложили в классе сделать «Копилку добрых дел», где они могли бы вести учёт сделанной работе и планировать дальнейшие мероприятия. В настоящее время в нашей школе проводится «Неделя добра» и мои второклассники решили вместе с родителями принять в ней участие. Главное, чтобы дети поняли, что добро должно длиться ни неделю, а всегда.















Сценарий проведения классного часа в 3 классе.

Тема. Жизнь дана на добрые дела.
Цель: Расширить представление детей о доброте и добрых делах.
Задачи:
Образовательные. Познакомить детей с литературными произведениями И. Г. Краснова «Праздник бабки Ульяны», А. Л. Барто «О человечестве», с биографией и работами Американского художника Дональда Золана.
Развивающие. Развивать у учащихся личностные качества: гуманность, бескорыстие, милосердие, сострадание, сочувствие, а так же познавательный интерес к поэзии, музыке, живописи, интерес к духовному наследию, обогащать словарный запас, развивать кругозор, устную речь, творческие способности детей.
Воспитательные. Воспитывать духовность, доброту, стремление помочь людям, умение сочувствовать, прощать, понимать и принимать ближнего.
Оборудование: медиапродукт, карточки с пословицами о доброте, демонстрационные карточки со словами, доска, мел, фломастеры, тексты произведения И. Г. Краснова «Праздник бабки Ульяны», книги Юрия Куклачева «Школа доброты».

Ход мероприятия.

Организационный момент. Эмоциональный настрой занятия. (1 минута).

Ребята,  я так  рада
Войти  в  приветливый  наш  класс,
И  для  меня  уже  награда
Вниманье  умных, добрых  ваших  глаз.

Сообщение темы, целей занятия. (2 минуты).
Учитель.
- Прочитайте название темы нашего классного часа. Слайд № 1
- О чём сегодня пойдёт речь?
- Кто может высказать своё предположение?
- Ребята, мы уже с вами много знаем о доброте и добрых поступках. Сегодня я предлагаю поговорить о доброте, но уже опираясь на прекрасное: поэзию, музыку, живопись. Предлагаю вам послушать одно поэтическое произведение Ивана Георгиевича Краснова и обсудить его.
- Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о ком пойдёт речь?
Слайд № 2
Словарная работа. Объяснение лексического значения слов: ( 2 минуты).
Слайд № 3
В замшелой избе - старой, ветхой
На задворках села - на самом последнем, невидном и невыгодном месте.
Первосортный анис - сорт яблони
Гневилась - сердилась
Касатик - ласковое обращение
Потупился - от смущения
Со света сжила - погубила
Кулеш - густая крупяная похлёбка.
Покорился судьбе – смириться с тем, что происходит
Отпетый пострел озорник, сорванец Озноб - болезненное ощущение холода
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Растрогаться – расчувствоваться


Работа с текстом.
Знакомство с текстом. Слайд № 4
Праздник бабки Ульяны. (5 минут) В замшелой избе,
На задворках села,
Ульяна Петровна
Бесшумно жила.
Пять кур у Петровны,
Коза да овца,
Да прялка,
Да сена стожок
У крыльца,
Да погреб с колодцем,
Да сад-огород,
Да кадка с водой
У скрипучих ворот.
Под старость Петровна
Согнулась дугой.
Мальчишки её
Называли Ягой.
А Васька Федулов,
По прозвищу Хват,
Честил её ведьмой,
Пугая ребят.
Мальчишки, известно, -
Разбойный народ.
К ней часто врывались
Они в огород.
И сад красовался –
Себе на беду.
Чуть вечер – трещали
Деревья в саду.
От буйства мальчишек
Он мог бы пропасть,
Когда б с вожаком их
Беда не стряслась.
Он, Васька Федулов,
Отпетый пострел,
Средь белого дня
В этот сад залетел.
На яблоню влез.
Первосортный анис!
Но треснул сучок,
И налётчик повис.
И надо ж беде
Приключиться такой –
Внизу появилась
Петровна с клюкой.
У Васьки в глазах
Затуманился свет,
И дрогнуло сердце:
«Спасения нет!»
Но бабка Ульяна
Спросила не зло:
- Ой, как тебя, мальчик,
Туда занесло?
Уж ты потерпи.
Не оставлю – спасу.
Вот лестницу только
Сюда принесу.
И вскоре на травке,
В росе-серебре,
Топтался Васёк,
Как на жарком костре,
Готовый по-заячьи
Юркнуть в кусты,
И хныкал протяжно:
- Бабуся, прости!
А та, рубашонку
Снимая с него,
Руками всплеснула:
- Дыра-то – ого!...
Однако, чтоб мать
Не гневилась, зашью!
Пожалуй, касатик,
В избушку мою.
Потупился Васька:
«Вот это дела!»
Плетётся за бабкой:
«Была – не была!»
Мальчишка
Вздыхает тоскливо
И ждёт:
«Когда же ругать
Меня бабка начнёт?
Другая давно бы
Со света сжила –
Травила б собакой,
Крапивой бы жгла,
А эта – как с гостем
Со мной говорит.
Да кто ж её знает?
Быть может, хитрит?»
А бабка, достав
Из печурки кулеш,
Распевно сказала:
- Касатик, поешь!
Поешь! – повторила. –
Что мнёшься в углу? –
И тут же с улыбкой
Взялась за иглу.
Мальчишка, хоть был он
Совсем не в себе,
Шагнул к кулешу –
Покорился судьбе.
Очистил тарелку –
Спасибо сказал
И прятать от бабки
Глаза перестал.
Глотая Петровнин
Лекарственный квас,
Спросил её: - Были
Родные у вас?
Кивнула: - Да, да,
Не безродная я.
Жила здесь когда-то
Большая семья.
Жила, да пропала,
Как летошний снег.
Война унесла её,
Мил человек.
Три сына. Да муж.
Да две дочки. Да зять.
Семь бед в один узел
Пришлось мне связать.
Связала. Подпёрла
Поклажу горбом –
Да так вот и маюсь
Под этим узлом.
А что мне, касатик,
Всех тягот больней?
Не слышу я внуков
В избушке своей.
В таком-то безлюдье
И свет мне не мил.
Хоть ты бы почаще
Ко мне заходил.
Я стала бы внуком
Тебя называть,
И было бы легче
Мне век вековать.
Не шутит Петровна –
Толкует всерьёз,
Стирая платочком
Горошины слёз.
А Васька молчит,
Подбирая слова.
Печально поникла
Его голова.
Волной состраданья,
Ознобом стыда
Вошла в его сердце
Чужая беда.
И Васька старушке
Чуть слышно сказал:
- Простите, я репу
У вас воровал.
И дёргал морковь.
И редиску. И лук.
Такой никого
Не обрадует «внук».
- Да что ты, дружок?
Бог соврать мне не даст:
Те овощи я
И растила для вас!
И яблокам сорванным
Счёт не веду:
Люблю, когда детям
Вольготно в саду.
Да будь я мальчишкой –
Хоть нос мне расквась,
Сама б раньше всех
В этот сад забралась!
Улыбочка Васькин
Раздвинула рот.
Она означала:
«ну, бабка даёт!»
А бабка прочла
По ребячьим губам:
«Теперь-то тебя
Я в обиду не дам!»




В один из сентябрьских
Не пасмурных дней
Четырнадцать внуков
Нагрянули к ней.
Четырнадцать внуков –
Вся Васькина рать:
- Поможем Петровне
Картошку убрать!
Растрогал Петровну
Ребячий порыв.
Сидит она, плечи
Шубейкой прикрыв.
И горько, и сладко
Петровне от слёз.
Ах, Вася, какой ты ей
Праздник принёс!.. Работа над текстом (10 минут)
Вопросы учителя:
- Дети, всё ли вам понятно было в тексте?
- Совпали ли наши предположения с содержанием стихотворения?
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (высказывания детей)
- Что вы можете сказать о мальчике?
- Как сначала относился Васька к бабке Ульяне?
- Что Василия заставило изменить своё отношение к ней?
- Какие чувства Василий испытал, когда пошёл к ней в дом?

Коллективное составление плана.
- Кто является главным героем произведения?
- Я предлагаю вам составить необычный план.
- Каждый пункт будет начинаться со слова Васька, нам надо его продолжить

Васька - пострел.
Васька – трус.
Васька – гость.
Васька сострадает.
Васька - внук.

Соотнесите подходящие слова к каждому пункту плана:
- Каким сначала был Васька?...
удивление, стыд, разочарование, любопытство, страх, восхищение, доброта, ласка, нежность, забота, сострадание, жестокость, равнодушие, доброжелательность, злоба, бескорыстность, осознание своей вины.

Вывод.
- Что заставило мальчика изменить своё отношение к старой женщине?
- Какие слова передают сильные чувства главного героя? Найти в тексте.
- Найдите слова, в которых заключается главная мысль текста.
- Какой важный вопрос можно задать по этому произведению? (- Чему оно учит?)


Учитель. (2 минуты).
- Дети, мы так часто обращаемся к устному народному творчеству, потому что в нём заключена мудрость народная, например, к песням и сказкам, пословицам и поговоркам. Предлагаю вам игру «Не ошибись!» (3 минуты).

Народную мудрость такую найдите
И точную мысль в них отыщите,
Чтоб важные в ней отразились слова.
Пословица только одна нам нужна.
- Найдите ту пословицу, которая отражает главную мысль прочитанного произведения
Работа в группах.

Доброе слово лечит, злое калечит.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
2) Злой плачет от зависти, а добрый - от радости. Добра  желаешь -  добро  и  делай.
Добрые слова дороже богатства.
Не хвались серебром, а хвались добром.

Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела. Торопись на доброе дело, худое само приспеет. За добрые дела добром платят.
Для гостей:
Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Добрая ссора лучше худого согласия.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе дело питает и душу и тело.



Ученица. Стихотворение наизусть. Слайд №
А. Лесных
Как бы жизнь не летела- Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле Делай доброе дело- Тем живём на земле.
Учитель.
- Известная поэтесса А. Барто в своём стихотворении «О человечестве» написала тоже об одном мальчике.

Сценка (2 минуты).
О человечестве.
Автор. Готов для человечества он многое свершить.
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же так спешить?
Автор. Пока ещё он подвига себе не приглядел,
Мальчик. А дома, что поделаешь, нет подходящих дел?

Автор. Дед от простуды лечиться, лекарства дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. С утра Наташа мается, гуляйте с ней с утра.
Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра.

Автор. Когда судьбой назначено, вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую по скверику пасти.
Пока ещё он подвига себе не приглядел,
Мальчик. А дома, что поделаешь, нет подходящих дел.

Автор. В своём платочке клетчатом, в углу ревёт сестра
Сестра. Я тоже человечество и мне гулять пора.
Учитель.
- Говорят, что доброта - единственный язык, понимаемый всеми. Слайд №10
С этим не поспоришь, ведь в жизни столько происходит забавного, например, вот эти невыдуманные истории:
Невыдуманные истории (3 минуты). Слайд №11
1-ый учащийся. Глядя на эту фотографию, каждый догадается, что этот поцелуй и крепкие объятия льва и африканской женщины – результат долгой разлуки. История проста: когда-то женщина нашла беспомощного львёнка. Она его вырастила, но по понятным причинам вынуждена была его отдать в зоопарк. Женщина нашла лучший зоопарк для своего питомца и по возможности навещает его.
2-ой учащийся. В восьмидесятые годы на одной из Северных погранзастав произошла такая история. По каким-то неизвестным причинам, медведица, родившая медвежат, не смогла добывать достаточное количество пищи, чтобы их выкармливать. Пограничники приносили ей сгущенное молоко в банках. Она его оттуда выдавливала и потом кормила медвежат.
Учитель. (2 минуты)
- Какой известный деятель культуры открыл «Школу доброты»?
(Ю.Д. Куклачёв)
- Чему учит он вас в своей школе? Слайд №11
(Учит понимать смысл жизни, любить и понимать животных, особенно кошек и собак. Как добиться успехов в воспитании домашних любимцев?)
- Ю.Д. Куклачёву принадлежат такие слова: Что бы ваше сердце не уснуло, постарайтесь во всем замечать красивое.
(4 минуты) Слайд № 12
- Сегодня я приготовила для вас сюрприз, предлагаю виртуальную экскурсию по галерее замечательного известного Американского художника Дональда Золана (Donald Zolan). С 5 лет он начал увлекаться рисованием, в 10 лет писал профессиональные картины, а в 13 лет стал победителем в Чикагском конкурсе художников. С тех пор он не расстаётся с мольбертом, кистью и красками.

- Каким человеком, по-вашему, является Дональд Золан?
Его можно назвать одним из самых добрых, позитивных и чувственных современных живописцев. Ведь такие картины, которые выходят из-под его кисти, способен творить только очень чуткий человек с большим и любящим сердцем.

Итог занятия. Слайд №13
Учащийся 1. Добро
Ты твори по жизни лишь одно добро Чтоб от доброй мысли множилось оно От тепла в округе расцветут сады Ведь добро все любят люди и цветы
Учащийся 2. Будет плодоносить, множиться добро Каждый в жизни хочет, чтоб пришло оно Без добра, как видно и его тепла Не поёт от счастья, не живёт душа.

Учитель. - А закончить наш классный час я
- Весенняя Неделя Добра  (ВНД) с 21 по 28 апреля проходит в 16 раз в России под общим девизом «Мы вместе создаем наше будущее!»- это ежегодная общероссийская добровольческая акция, которая проводится повсеместно в нашей стране, начиная с 1997 года, и формируется на основе добровольческих мероприятий различных организаций, учреждений и частных лиц, которые организуют социально значимые благотворительные мероприятия.

Рефлексия. Игра. «Я сделаю доброе дело »
Дети встают в круг, учитель передаёт солнышко, говорит слова «Я сделаю доброе дело, ».
Почаще сейте вы добро,
Его запомнят свыше где-то. Потом вернется к вам оно, Как надежды лучик света.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715





Методическая разработка
классного часа для 3класса
Times New Roman«Жизнь дана на добрые дела!»Monotype CorsivaРисунок 1нђ Заголовок 115