Урок по кубановедению Кубанские казаки в Первой мировой войне 9 класс


Муниципальное образование Курганинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 ст. Темиргоевской


Темиргоевская 2011 -2012 учебный год

Подготовила
Учитель кубановеденияМАОУ СОШ № 9
Трофименко Людмила Васильевна

2017 г.

Устный журнал «Путешествие сквозь время».
Тема: Кубанские казаки в Первой мировой войне.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Устный журнал.
Цель урока: обобщить факты причастности кубанских казаков к событиям Первой мировой войны на основе опережающих исследований учащихся. Задачи урока:
Охарактеризовать ход военных событий на Западном и Восточном фронтах.
Формировать умения и навыки прослеживать причинно-следственные связи.
На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
Воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.
Оборудование: карта «Кавказский фронт 1914 – 1918», презентация, учебник «История Кубанского казачества» 9 класс авт. П. П. Матющенко К., 2010 г., песня «Когда мы были на войне» в исполнении Кубанского казачьего хора использовать между переходами страниц журнала ( муз. фрагмент 1 мин. )
Основные понятия: Первая мировая война, рейд, патриотизм, отечество, позиционная война, окопная война, дезертирство.
Опережающее задание: формируются группы – экскурсоводов из учащихся класса, которые получают определенное задание - подготовить страницы журнала в форме доклада, сообщения и презентации.
Ход урока
План
Актуализация знаний учащихся по теме.
Устный журнал «Путешествие сквозь время». Слайд № 3
Страница 1 - 1914 год. «Кубанские казаки – защитники Отечества»
Страница 2 - Театр военных действий.
Страница 3 - «Дьяволы на лошадях».
Страница 4- Летчик из станицы Келермесской.
Страница5 – 1915 год. «Если не казак - то кто»?
Страница 6 - 1916 год. Рейд сотни есаула Гамалия.
Страница 7-1917 год. Подвиг казака Грушецкого.
Страница 8 –Цена героизма.
Рефлексия.
Закрепление. Тест.
Выставление оценок за урок.
Итог урока.
Домашнее задание.
Слайд № 4
Учитель:
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие, которое проведем в форме устного журнала и назовем его «Путешествие сквозь время».
Наш путь начинается с 1914 года.
- О чем вам говорит эта дата?
- Вы можете назвать участников вооруженного конфликта?
- Известны ли причины Первой Мировой войны?
Обобщая ответы учащихся, учитель ставит перед классом проблемное задание: - Действительно ли, что от действий кубанцев зависел исход многих сражений?
Слайд № 5
Учитель: Мы с вами живем на благодатной земле, и эта земля всегда имела защиту и опору в лице Кубанских казаков – защитников Отечества.
Казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов.
Будучи в подавляющем большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты русской нации, которые обеспечивали им роль создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим народам и государствам.
Слайд № 6
В 1914 году, накануне Первой мировой войны, войско имело около 1 300 000 казаков, а Кубанская область насчитывала 278 станиц и 32 хутора общей площадью занимаемых земель 6,8 миллиона десятин.
Из выше перечисленных фактов следует, что казакам было что защищать. Откуда начинался исток патриотизма. И этой идеей будут проникнуты все странички нашего журнала.
II.Слайд № 7, 8, 9, 10,11
Страница 1 - 1914 год. «Кубанские казаки – защитники Отечества»
Кубань направила на фронт 58 543 казака, к августу того же года на европейском и восточном театрах военных действий находились более 97 тысяч кубанских казаков, а к концу войны - более 107 тысяч (это составляло 12 % казачьего населения области). Всего на фронты Первой мировой войны Кубанское казачье войско выставило 37 конных полков, 22 пластунских батальона, 6 конноартиллерийских батарей, 31 особую сотню, 7 конвойных полусотен, отдельный конный дивизион и 2 лейб-гвардии казачьи сотни императорского конвоя. Из мужского населения, не принадлежавшего к войсковому сословию, формировались армейские полки.
Слайд № 12,13,14
Страница 2 - Театр военных действий.
С первых же дней войны кубанцы принимали активное участие в военных операциях в Польше, Восточной Пруссии и на Карпатах. Являясь прекрасными воинами, казаки были достойной силой в русской кавалерии. Неоднократно от их действий зависел исход сражений.
Уходящим на фронт давали наказ: «Снова вы взяли в руки клинки и сели на боевых коней, чтобы, как и в прежние годы, отстоять нашу землю, нашу Родину от врагов. Мы верим и гордимся вами - вы свято выполните принятую вами воинскую присягу и возвратитесь в родные станицы только с победой… А если придется, кому из вас отдать жизнь за родную землю, отдайте её как герой».
Слайд № 15, 16, 17, 18
Страница 3 - «Дьяволы на лошадях».
Действия кубанцев высоко оценивал и враг. Австрийцы и немцы называли казаков «дьяволами на лошадях». Противник считал, что лучше сразиться с десятью обычными солдатами, чем с одним казаком.
Рота поручика Дикирева, ворвавшись в центр расположения австрийцев у Лизо-Лаборга и взяв в плен командира австрийского пехотного полка, 66 офицеров и 150 нижних чинов, вынудила противника к сдаче на широком фронте, тем самым обеспечив очередной успех русской армии. 24 ноября 1914 г. в бою у села Хухлива сотня кубанцев обратила в бегство около двух батальонов противника, захватила 4 орудия и множество пленных. Своими активными действиями кубанские казаки во многом способствовали успешному продвижению русских войск.
Слайд № 19, 20, 21
Страница 4- Летчик из станицы Келермесской.
Уроженец станицы Келермесской летчик В.М Ткачев совершал до 130 вылетов в месяц. Его участие в воздушных боях Первой мировой войны было отмечено орденом Святого Георгия IV степени и Георгиевским оружием.
Слайд № 22, 23, 24
Страница 5 – 1915 год. «Если не казак - то кто»?
К весне 1915 г. успешный для России период войны заканчивается. В течение всего года с Западного и Юго-Западного фронтов приходили тревожные сообщения. К осени 1915 г. на восточноевропейском театре военные действия начинают приобретать позиционный характер. Нехватка продовольствия и обмундирования, тяжелое положение с боеприпасами - все это способствовало падению дисциплины и снижению боеспособности русской армии. Поражения, следовавшие одно за другим, подрывали боевой дух солдат. Наиболее боеспособными, не утратившими боевого задора оставались казачьи подразделения. Именно они часто прикрывали отступление основных частей и при этом несли значительные потери.
С началом отступления русской армии правительство приняло решение о создании партизанских отрядов, которые состояли преимущественно из казаков. К концу 1915 г. на Румынском фронте действовали два партизанских отряда кубанцев, на Западном - один и на Юго-Западном - два. Многие документы той поры содержат сведения о ратных делах партизан. Вот одно из донесений: «Отрадно отметить, что партизанский отряд кубанских казаков, действующий в тылу у немцев в районе Любавы, вызывает у них всеобщий страх и панику. Только за один месяц казаки 4 раза отбивали у немцев партии арестованных, нанося весомый урон силам противника. Часто вредят кубанцы железнодорожные линии, уводят обозы с боеприпасами. Тем самым ставят врага в очень неприятное положение».
Слайд № 25, 26
Страница 6 - 1916 год. Рейд сотни есаула Гамалия.
В течение 1916 г. русские войска продолжали развивать свой успех на кавказском театре военных действий. Одной из наиболее значимых была Трапезундская наступательная операция, проведенная силами 1-й и 2-й Кубанских пластунских бригад. Русским войскам удалось углубиться на 200 - 300 км во внутренние районы Турции, захватив значительную территорию с городами Эрзерум и Трапезунд.
Слайд №, 27
Успехи России на Кавказе выглядели еще более значимыми на фоне неудач британского экспедиционного корпуса в Месопотамии. Для поднятия боевого духа союзников на соединение с ними весной 1916 г. была послана сотня 1-го Уманского казачьего полка под командованием есаула Гамалия. В тяжелых условиях пустыни кубанские казаки совершили многокилометровый переход через территорию, контролируемую турецкими войсками, и первыми из всех частей русской армии встретились с англичанами под Багдадом. И хотя это «соприкосновение» носило преимущественно символический характер, его значение для укрепления боевого духа войск было чрезвычайно велико. Все казаки сотни были награждены за этот рейд Георгиевскими крестами, а есаул Гамалий - еще и английским военным крестом.
Слайд №, 28
Среди успехов России на восточноевропейском театре военных действий выделяется знаменитый Брусиловский прорыв на Юго-Западном фронте, совершенный летом 1916 г., в котором принимали участие и кубанские казаки.
Слайд №, 29, 30
Страница 7-1917 год. Подвиг казака Грушецкого.
В конце 1916 - начале 1917 г. война приобрела «окопный» характер. В это время, когда тяжелое положение деморализовало большинство частей русской армии, когда появились первые дезертиры, нередко именно кубанские казаки своим примером возвращали в окопы солдат, терявших самообладание. Так, в феврале 1917 г. во время химической атаки немцев казак Грушецкий заметил бегущих в панике солдат. Сняв противогаз, кубанец остановил пехотинцев и вернул их на позиции. Этот смелый поступок стоил Грушецкому жизни, так как, находясь без противогаза, он получил сильное отравление.
Слайд №, 31, 32, 33
Страница 8 – Цена героизма.
Февральская революция 1917 г. вызвала целую цепь событий, способствовавших постепенному разложению русской армии. В условиях всеобщего хаоса и беспорядка казачьи части оставались боеспособными подразделениями, сохранившими дисциплину и порядок. Именно казаков правительство пыталось использовать для борьбы с дезертирством и мародерством на фронте и наведения порядка в тылу. Казаки сначала неохотно выполняли возложенные на них полицейские обязанности. Однако дальнейшее развитие политических событий и ухудшение социально-экономической ситуации в стране толкали казаков на защиту своих сословных интересов.
После заключения в декабре 1917 г. временного перемирия военные действия прекратились на всех фронтах. В отличие от остальных армейских частей демобилизованные казаки сумели сохранить воинский порядок и двигались домой организованно: дивизиями, полками и сотнями.
За участие в Первой мировой войне кубанцы заплатили дорогой ценой: около 4 тысяч убитых, 23 886 раненых и более двух с половиной тысяч пропавших без вести или попавших в плен.
Несмотря на то, что в процентном отношении кубанские казаки в русской армии составляли незначительную часть (около 2 %), они внесли существенный вклад в ряд крупных побед русской армии. Порой именно от действий кубанцев зависел исход того или иного сражения. За годы войны к различным наградам было представлено около тридцати с половиной тысяч кубанских казаков (то есть почти каждый третий казак, участвовавший в боевых действиях).
III. Рефлексия. Слайд № 34
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
у меня получилось …
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
IV Закрепление. Тест. Слайд № 35
1. Когда началась. Первая мировая война?
А). 19 июля 1916 г.; Б). 19 июля 1914 г.; В). 19 июля 1913 г.;
2. Сколько убитых, раненых, и пропавших без вести было на Кубани по окончании. Первой мировой войны?
А). около 40 тысяч; Б). около 30 тысяч; В). около 5 тысяч; Г). около 25 тысяч.
3.Кто был первым из русских летчиков награжден Георгиевским крестом?
А). И.И. Янковский; Б). А.П. Филимонов; В). Д.Е. Скобцов; Г). В.М. Ткачев.
4.Каким словом раньше могли заменить выражение: война приняла позиционный характер?
А). «окопный» характер; Б). «жестокий» характер; В). «решительный» характер.
5.Генерал, руководивший знаменитым прорывом войск Юго-Западного фронта летом 1916г.?
А) А.А. Брусилов, Б) В.Д. Гамалия, В) А.П. Богаевский
6.Когда была объявлено о вступлении России в первую мировую войну?
А) 14 сентября 1913, Б) 17 марта 1914, В) 19 июля 1914.
7.Кого назвали героем битвы у Сарыкамыша?
А) Н.Н. Баратова, Б) Н.А. Букретова, В) В.Д. Гамалия.
V. Выставление оценок за урок.
VI. Итог урока: Слайд № 36, 37
Учитель:
Таким образом сегодня на уроке мы обобщили факты причастности кубанских казаков к событиям Первой мировой войны с помощью ваших проектных работ в виде докладов, сообщений, презентаций. И с гордостью можно сказать, что Кубанские казаки на фронтах Первой Мировой войны  показали себя как истинные герои и защитники Отечества.
VII. Домашнее задание: подготовить эссе на тему « Кубанские казаки в Первой мировой войне» Слайд № 38
Литература
Учебник «История Кубанского казачества» 9 класс
Автор П. П. Матющенко К., 2010 г.
Учебник «Кубань в XX веке»
Автор А. А. Зайцев, К., 2006 г.
3. «Радетели земли Кубанской» В. Бардадым, К., 1998 г.
4. Ресурсы интернет:
http://ritratt.ru/kubs/deka41.htm