Презентация по русскому языку на тему Как работают части речи в тексте


Как работают части речи в тексте преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО ЛНР «Ровеньковский горныйКолледж» Пирус М.И. Вифлеемхрам Рождества Христова «Сикстинская мадонна»-шедевр Рафаэля Мать трепетно и нежно держит сына на руках, прижимая голое тельце ближе к себе, как бы стараясь защитить его от всех бед , которые несёт нам жизнь. На картине женщина изображена стоящей на небесах, ведь это она родила на свет Спасителя, она принесла Благословение на земли грешных. Божественное дитя , принесённое в жертву для того, чтобы показать , что рождены все одинаково, что люди, что сыновья что сыновья Господни , но , только преследуя праведные цели, можно найти своё место среди белых облако облаков. белыхоблаков. Афанасий Фет (1820-1892) Принимая жизнь как суровое трудовое поприще, Фет отводил поэзии особую роль. Назначение поэзии состоит в том, чтобы « дать жизни вздох», смягчить человеку тяжкое бремя земного бытия. Афанасий Фет. Ночь тихаПо тверди зыбкой Звёзды южные дрожат.Очи матери с улыбкойВ ясли тихие глядят.Ни ушей, ни взоров лишних,Вот пропели петухи-И за ангелами в вышнихСлавят Бога пастухи.Ясли тихо светят взору,Озарён Марии лик.Звёздный хор к иному хоруСлухом трепетным приник.И над Ним горит высокоТа звезда далёких стран; -------------------------------------------------С ней несут цари востока смирна - смолка, пахучая древесная,Злато, смирну и ливан. ливан – ладан , смолка, ясли – решётка с с жёлобом для закладки сена скоту. сравните высокая лексика общеупотребительная очи взор вышних озарён лик высокий стильПочему автор использует высокую лексику?-Определите, к каким частям речи относятся эти слова? глаза взгляд высших освещён лицо стилистически нейтральные-Что изменится , если вместовысокой лексики употребитьобычную ? Чью песню слышит автор ?*Назовите глаголы . В какой форме они употреблены (время, вид) ?Какую роль онииграют? Формы настоящего времени говорят о том, что всё происходит на наших глазах.*Какие два хора различает автор? Какие частиречи служат определениями к слову хор? звёздный хор (эпитет) иной хор*Почему местоимение Ним написано с большой буквы? Иван ШмелёвИван Шмелёв (1873-1950)- представитель русского Зарубежья. Европейскую известность принесли ему произведе- ния «Лето Господне»(1933- 1948), «Богомолье»(1931- 1948), сборник «Родное». Родился в Москве, в семье подрядчика, воспитывался в почитании старины, национальных святынь. Рождество… Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым . Даже в церковной песне - Христос рождается - славите! Христос с небес - срящите!- слышится хруст морозный. (Иван Шмелёв, «Лето Господне»)срящите ( церков .) - встречайте----------------------------------------------- срящите – встречайте (церковн.) Имя существительное «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание,никакая наука . Нельзя было бы , например, говорить ни о свете,ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве,ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует»,-писал замечательный лингвист А . М . Пешковский. Имя существительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи, это самая частотная часть речи.Назовите существительные , употреблённые в тексте «Рождество» . Можно ли их считать ключевыми для понимания чувств автора? Какие имена существительные передают слуховые, зрительные ощущения , его эмоциональное состояние ? Владимир Набоков (1899-1977)Творчество Владимира Набоковапринадлежит и русской, и англо-язычной литературам, поскольку вравной степени он виртуозно владелобоими языками.Жил в эмиграции с 1919 года.Кроме писательского труда , он занимался и исследо-вательской работой: заведовал отделом лепидоптерии(чешуекрылых, то есть своих любимых бабочек). В.Набоков. Рождество Мой календарь полуопалый пунцовой цифрою зацвёл. На стёкла пальмы и опалы мороз ко мороз колдующий навёл.Перистым вы Перистым вылился узором, лучистой выгнулся дугой, И мандаринами и бором в гостиной пахнет голубой. 1921, Берлин --------------------------------------------- опал- ценный камень , благородный или молочный опал , млечной белизны , с огнистым, радужным отливом. бор - красный или хвойный лес ; строевой или еловый лес. пунцовый – цвет , тёмно –багряный. морозные узоры*Какие части речи позволяют поэту «нарисовать» морозные узоры на стёклах?* существительные : в Т. п. …………..,в И.п…………….*прилагательные: ……..*глаголы : …………..Олицетворение-троп , состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы.*Выпишите авторский неологизм(новое слово, созданное поэтом). Какая это часть речи?*Какая часть речи делает картину динамичной (подвижной)? Солнце Рождества Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Всплывает огнём за садом. Сад – в глубоком снегу – светлеет, голубеет. Вот побежало по верхушкам; иней зарозовел, розово зачернелись галочки; проснулись; брызнуло розоватой пылью , позлатились верхушки берёз , и огненно-золотые пятна золотые пятна пали на белый снег. Вот оно , утро Праздника, - Рождество. (И.Шмелёв, «Лето Господне») Глагол –необыкновенная часть речи . Она обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, ,,сопровожссопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности , различные явления природы. По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). Кроме содержательной насыщенности глагола , он обладает ещё и высокой эстетической ценностью , на что специально обращали внимание многие писатели.Найдите глаголы цвета и звучания в тексте Ивана Шмелёва и определите их роль. Какие глаголы называют действия солнца ? Проверьте самостоятельную работу Цветовые глаголыГлаголы звучания, действия солнцабелеет (рассвет)светлеет(сад)голубеет(сад)зарозовел(иней)(розово) зачернелись(галочки)-.-.-.-.-.- позлатились(верхушки деревьев)плавает(гул церковный)всплывает(солнце)всплывает(огнём)побежало,брызнуло (розоватой пылью) Имя прилагательноеНас всюду сопровождают вопросы какой? какая? какое? Отвечая на эти вопросы , мы называем признаки , которыми обладает предмет : Человек какой ? Добрый, хороший , чуткий, внимательный…Все эти слова , которые «прилагаются» к именам существительным для обозначения различных признаков, и получили название прилагательных. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 –е место (после существительных и глаголов) .*Найдите цветовые прилагательные в тексте ? Какой цвет преобладает? Почему? сверьте свои выводы цветовые прилагательные синеватый (рассвет) снежное (кружево) пламенное (солнце) розоватой (пылью) огненно - золотые (пятна) белый (снег) Вывод : преобладают качественные прилагательные, передающие цвет пробуждающегося солнца. церковный (относ.) морозный (гул) обыкновенный (солнце) глубокий (снег) Вывод : в тексте лишь одно относительное прилагательное (отношение кпразднику) , качественные прилагательные создают образ морозного праздничного утра .прилагательные , обозначающие другие признаки Тропы1.сравнение а . снежное кружево легко , как воздух2.метафора б. шаром всплывает солнце3.эпитет в. брызнуло розоватой пылью г. огненно – золотые пятна д. плавает гул церковный Определите соответствия между названными тропами и примерами из текста. Борис Пастернак (1890-1960)Навсегда связав свою жизнь с литературой, Б. Пастернак оставил в ней блистатель-ный след : один из крупней-ших лириков ХХ в., он известен и как прозаик, и как переводчик Гёте,Шекспира. Лауреат Нобелевскойпремии 1958 года. Борис Пастернак . Рождественская звезда А рядом, неведомая перед тем,Застенчивей плошкиВ оконце сторожкиМерцала звезда по пути в Вифлеем.Она пламенела, как стог, в сторонеОт неба и Бога,Как отблеск поджога,Как хутор в огне и пожар на гумне.Она возвышалась горящей скирдойСоломы и сенаСредь целой вселенной,Встревоженной этою новой звездой. плошка – светильник в черепяной Растущее зарево рдело над ней посуде ; гумно- место, где хранятИ значило что-то, хлеб и где его молотят,И три звездочёта застенчивый – несмелый, робкийСпешили на зов небывалых огней.--------------------------------------------------т Образ рождественской звездыКак меняется свет звезды , которая была «застенчивей плошки» ? Выпишите глаголы , создающие образ нарастающего света неведомой звезды. Определите роль причастий.* Какой приём использует автор? мерцала – слабо светилась колеблющимся светом ; пламенела – горела , пылала , выкидывая пламя ( Даль В.) ; возвышалась- достигла большего по сравнению с чем-то ; рдела – ярко алела ( Даль В.); значило – стало значимым . Градация- это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение , благодаря чему нарастает общее впечатление,производимое группой слов. - Какова роль неопределённого местоимения что-то ? Звёздный звон, певучий – плывёт, не молкнет;звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних– Рождество. Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то , детский,тёплый…- и почему-то видится кроватка, звёзды. Рождество Твоё , Христе Боже наш, Воссия мирови Свет Разума… И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный … был всегда. И будет. (Иван Шмелёв, «Лето Господне») Спасибо за внимание СвяткиШумят весёлые Святки – от самого Рождества Христова до праздника Крещения Господня- играми да плясками , да песнями на светлорусском просторе потешаются, вещими гаданиями честному люду православному тайные веления судеб открывают. Что ни день на Святках- то свои поверья , что ни час – новый сказ , корнями живучими приросший к сердцу народному. И словно воскресает на эти дни , сбрасывает с тысячелетних плеч саван векового забвения старина стародавняя. (А. Коринфский, «Народная Русь»)