Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе По теме: « Фразеологизмы»


МБОУ Шарагайская СОШ
КМО
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе
По теме: « Фразеологизмы»
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
Бухальцева В.Н.

2015-2016 уч.годЦель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.
Задачи:
учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в речи; углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка; отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.
Перечень  УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера ( оппонента);
личностные  - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Ход урока
Орг. момент
Ребята, сегодня у нас гости, мои коллеги, которые приехали посмотреть на вас, как вы умеете работать. Поприветствуйте их. Садитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Создание психологического настроя.
На дворе самая удивительная пора- осень. Все люди собрали весь урожай, подготовились к зиме . И сейчас мы с вами соберем урожай. Сорвите с яблони понравившееся яблоки: красного цвета, если у вас прекрасное настроение, вы уверены в себе, уверены, что получите обязательно 5-ку; желтого цвета - если у вас присутствует какое- то сомнение, не совсем уверены в себе. Зеленого цвета - когда совсем нет настроения.
III Постановка проблемы и задач урока       
Запишем число
Двадцать третье октября.
Классная работа.
Минутка чистописания.
Отгадайте загадку.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. Кто это? Щука.
На минутке чистого, красивого письма пропишем строчную букву щ.
Словарная работа.
Составьте слово- добавьте к букве, которую прописали буквы слева и справа, которые отличаются только точками.
Какое слово получилось? Еще.
Пропишите это слово 2 раза и запомните написание этого слова. Это словарное слово. Подберите синоним к слову еще ( снова, опять)
С чем мы знакомились на прошлом уроке? ( синонимами, антонимами, омонимами) вопросы по теме. Приведите примеры.
Актуализация знаний и деятельности.
Я буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синоним.
1. Бить баклуши, Сидеть сложа руки (Бездельничать)
2. Сломя голову. (Быстро)
3. Водить за нос ( обманывать)
4. Строить глазки ( привлекать внимание)
Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Хочется узнать, как они называются. Правильно, это фразеологизмы.
- Какие цели мы поставим перед собой? На слайде слова:
Вспомнить
Узнать
Научиться
Вспомнить , какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи
Зарубите себе на носу, вам сегодня придется работать, засучив рукава. В случае неудачи не падайте духом. А возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счете ,вас ждет успех.
Вам было все понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать?
Зарубите себе на носу – запоминать;
Работать засучив рукава- стараться;
Не падать духом- не унывать;
Возьмите себя в руки- работать старательно, внимательно.
Работа с учебником.
Страница 49.
Упр.74. прочитайте. Какой фразеологизм использовал папа7 Что он имел ввиду? Отчего могут глаза на лоб полезть? От радости, удивления, испуга, страха.
В каком значении использовал это выражение папа? В переносном
А мальчик как понял это выражение? В прямом.
Так что же такое фразеологизмы? Это устойчивое сочетание слов, не любое, словосочетание . Его нельзя разделить на отдельные слова, потому что утратиться весь смысл выражений.
фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Состоят из двух и более слов.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
 Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Зачем нам нужно изучать фразеологизмы?
 Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает
Зачем нам нужно изучать фразеологизмы? (Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко, способствуют развитию логического мышления)
-В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.
-А откуда мы можем узнать о фразеологизмах?( книги, кино, телевидение, от старших, из словарей)
-Сами фразеологизмы, их значение, историю происхождения мы можем узнать вот из этих словарей
Прочитайте историю происхождения одного из фразеологизмов. Страничка для любознательных.
Что обозначало выражение Во весь опор первоначально? Особый бег лошади - галоп. Какое значение имеет фразеологизм теперь? Очень быстро.
С какими глаголами употребляется фразеологизм во весь опор? Молодцы.
Прочитайте записи.
ворон считать надоедать
витать в облаках молчать
зарубить на носу мечтать
язык проглотить запомнить
мозолить глаза
бездельничать
- Соедините выражения в первом столбике со словами во втором.
Работа в парах.
Как называются выражения в первом столбике? (Фразеологизмы.)
Закончите фразеологизм
Золотые … (руки)
Прикусить … (язык)
Ни жив, … (ни мертв)
Как снег … (на голову)
Кто в лес, … (кто по дрова)
Тише воды, … (ниже травы)
Легок на … (помине)
(Мастер)… на все руки
(Спустя)… рукава
(Несолона)… хлебавши (Бить)… баклуши
(Рукой)… подать
(Намылить)… шею
(Сквозь землю)… провалиться
(Выйти)…сухим из воды
ФизминуткаУпр. 75
Чтение цепочкой. Объяснение фразеологизмов
Ребята, вам понравился урок? Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Узнали, что такое фразеологизмы, научились определять их признаки, находить их в тексте и др.).
Рассмотрите какие фразеологизмы художники изобразили на рисунках.
Засучив рукава, спустя рукава. Объясните значение этих словосочетаний.
Кто сегодня работал, засучив рукава, своим яблоком угостите работящего человека. Кто спустя рукава - ленивого человека.
 Я очень рада. Что вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера!
ворон считать надоедать
витать в облаках молчать
зарубить на носу мечтать
язык проглотить запомнить
мозолить глаза
бездельничать

ворон считать надоедать
витать в облаках молчать
зарубить на носу мечтать
язык проглотить запомнить
мозолить глаза
бездельничать
ворон считать надоедать
витать в облаках молчать
зарубить на носу мечтать
язык проглотить запомнить
мозолить глаза
бездельничать