Родительское собрание на тему Особенные дети


Особые дети
Не все дети способны полноценно включиться в современный образовательный процесс по различным причинам: состояние физического и психического здоровья, . Семья – первый и главный воспитатель ребенка. Воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания родителей
Актуальность данной разработки. Родителям младших школьников нужны простые советы в доступной и понятной форме. Одной из важнейших форм организации и проведения работы с родителями по праву является родительское собрание.
Цель: познакомить родителей с особенностями развития «особых» групп детей, информировать о навыках взаимодействия с этими детьми.
Задачи:
- предоставить родителям возможность проанализировать особенности развития своего ребенка;
- показать значимость взаимной работы семьи и школы.
Подготовительная работа
За неделю до собрания классный руководитель рассылает родителям пригласительные письма.
Классный руководитель обсуждает тему со школьным психологом.
Психолог планирует работу по изучению данной темы: тренинги с родителями и детьми, встречи с родителями.
Классный руководитель составляет мультимедийную презентацию.
Классный руководитель готовит памятку для родительской копилки, листы с описанием «портрета особого ребенка».
Оформление, оборудование, материалы:
- мультимедийное оборудование;
- раздаточный материал – карточки четырех цветов (синий, желтый, красный, зеленый);
- оборудованные столы для групп родителей;
- листы-карточки для коллективной работы;
- памятки для родителей;
- листы с описанием «портрета особого ребенка».
I. Организационный момент.Классный руководитель встречает родителей. Родителям предлагается выбрать себе карточку одного цвета из предложенных и занять место за столами с надписью этого цвета.II. Приветствие.
Упражнение «Здравствуйте, у вас, а у вас…» Родители с карточками синего и красного цвета встают во внутренний круг, а остальные – во внешний, разбиваются на пары. По сигналу ведущего участники по очереди приветствуют друг друга и восхищаются любым личностным качеством, присущим напарнику.
III. Мозговой штурм.
Цель: выяснить, какие чувства испытали родители за небольшой период обучения их детей в школе.
- Уважаемые родители, я знаю, что у вас сейчас нелегкое время, вы заново переступили порог школы. Подумайте минуту и ответьте, какие чувства и эмоции прочно поселились в вашем сердце?
Родители называют, учитель записывает на доске.
- Вместе с вами попытаемся обсудить проблемы и трудности, связанные со школьным обучением ребенка.
IV. Постановка цели собрания.
- В последнее время все чаще педагогам и психологам школ приходится отвечать на вопрос: что делать, если ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте 10 минут? Количество таких вопросов растет. Наверное, потому что в наше время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, и проблемы нарастают, как снежный ком. Сегодня мне хочется познакомить вас с критериями таких детей, которые часто беспокоят педагогов и родителей. Гласная цель – показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей.
V. Знакомство с группами «особых детей».Первая группа – агрессивные дети. Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее физический ущерб людям. А.А. Реан предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – намеренные действия, направленные на «причинение ущерба другому человеку, группе людей или животных». Агрессивность – свойство личности, «выражающее готовность к агрессии».
Выделяют следующие виды агрессии: доброкачественная – проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. Злокачественная – представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
Психологи отмечают, что если строго наказывать ребенка за любое проявление агрессии, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.
Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург и Поппер советуют родителям:
- уделять больше времени своим детям;
- стремиться к установлению теплых отношений со своими детьми;
- на определенных этапах развития проявлять твердость и решительность.
Психологи советуют педагогам:
- обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучать детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
- отрабатывать навыки общения в различных конфликтных ситуациях;
- формировать такие качества, как эмпатия, доверие к людям.
Эмпатия – нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, сопереживание.
Работая с агрессивными детьми, педагоги используют разные формы коррекционной работы:
- ролевые игры;
- перенос гнева на неопасные объекты (резиновые игрушки, стаканчики для крика, поролоновые шарики);
- создание и принятие решения в конфликтной ситуации;
- сочинение ребенком сказок, историй.
Любая коррекционная работа с детьми не будет успешна без поддержки родителей. Вы, как родители, должны знать, что прикасаться к ребенку в тот момент, когда вы злы – возбраняется. И поэтому предлагаем вам рецепты избавления от гнева, которые помогут решить часть вопросов в воспитании детей.
Памятка 1. Шесть рецептов избавления от гнева.
№ п/п Содержание Пути решения
1 Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно Слушайте своего ребенка. Проводите с ним как можно больше времени. Делитесь с ним опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах, неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
2 Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или вовсе отмените совместные дела с ребенком. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
3 Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии Говорите детям прямо о своих желаниях и потребностях:
«Я очень расстроена и хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, один» или «На работе дела вывели меня из себя. Я немного успокоюсь, а ты пока меня не трогай.»4 В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Сделайте «успокаивающую» маску для лица. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Послушайте любимую музыку.
5 Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев Не давайте ребенку играть с теми вещами, которыми вы дорожите. Не позволяйте выводить вас из равновесия. Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляйте собой и ситуацией.
6 К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям Изучайте силы и возможности вашего ребенка. Если вам предстоит визит к врачу, отрепетируйте все загодя. Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.
Вторая группа – гиперактивные дети. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующему возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Отмечают три основных блока проявления гиперактивности:
- дефицит внимания;
- импульсивность;
- повышенная двигательная активность.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются:
- патологии беременности, родов;
- инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
- генетическая обусловленность.
Памятка 2. Ошибки при воспитании гиперактивного ребенка.
№ п/п Содержание Пути преодоления
1 Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»
2 Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список того, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)
3 Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева»
Специалисты утверждают, что если придерживаться определенных условий, это приведет к положительному результату:
- благоприятная обстановка без интеллектуальных перезагрузок;
- соблюдение соответствующего режима;
- ровная эмоциональная атмосфера;
- желательно, обучение по специальной программе.
Педагоги осуществляют процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Учителя практикуют такие формы работы, как:
- коррекционные занятия;
- игры на развитие отдельных психических функций;
- вовлечение ребенка в групповые виды деятельности (игры и занятия).
Третья группа – тревожные дети. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Какой вид тревоги будет использовать человек, во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
- негативными требованиями, предъявленными к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители ил школа.
Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех направлениях:
- повышение самооценки ребенка;
- обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Со стороны педагогов продумана большая работа с тревожными ребятами. Для помощи им используются следующие методы работы:
- похвала ребенка в присутствии других детей и взрослых;
- визуальный контакт, т.е. общение «глаза в глаза»;
- беседы, в которых ребенку предлагается обсуждение проблем, схожих с его собственными;
- релаксационные упражнения и игры;
- ролевые и сюжетные игры;
- игры с куклами.
Памятка 3. Восемь рецептов повышения самооценки для родителей.
№ п/п Содержание Пути выполнения
1 Постарайтесь более позитивно относиться к жизни Используйте внутренний диалог ссобой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное
2 Относитесь к людям так, как они заслуживают Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества
3 Относитесь к себе с уважением Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые
4 Постарайтесь избавиться от того, что вам самим не нравиться в себе Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-нибудь изменить в себе. Если да, то не откладывайте
5 Начинайте принимать решения самостоятельно Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любое принятое решение вы можете оправдать и обосновать
6 Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние Приобретайте любимые книги, музыкальные записи. Имейте и любите свои «слабости»
7 Начинайте рисковать Принимайте на себя ответственность. Пусть доля риска сначала может быть невелика
8 Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства Помните, что вера во что-либо может помочь нам в решении трудных ситуаций. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите
Четвертая группа – аутичные дети. Аутизм – искажение психологического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ЦНС ребенка. Диагноз «аутизм» могут поставить только врачи. Основные клинические признаки аутизма:
- трудности коммуникации;
- побочные реакции на сенсорные раздражители;
- нарушения развития речи;
- стереотипность поведения;
- социальное взаимодействие.
В настоящее время рекомендуем проводить работу в следующих направлениях:
- развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации;
- навыков самообслуживания;
- речи и коммуникативных склонностей.
VI. Работа в микрогруппах.
Цель работы – закрепить на практике теоретический материал.
Школьный психолог:
- Уважаемые родителиЮ перед вами карточки «Портрет особого ребенка». Возьмите листок, на нем название одной из группы детей. В процессе коллективного обсуждения укажите характерные особенности ребенка этой группы, если хотите, можете подписать свои варианты.
Родители работают 5 минут. В это время играет музыка. Через определенное время каждая группа доказывает свой выбор характерных особенностей, идет обсуждение.
Портрет «особого ребенка»:
Слишком говорлив
Отказывается от коллективной работы
Продуктивно работает с пооперационными картами
Чрезмерно подвижен
Имеет высокие требования к себе
Не понимает чувств и переживает других людей
Ощущает себя отверженнымЛюбит ритуалы
Имеет низкую самооценку
Часто ругается со взрослыми
Создает конфликтные ситуации
Отстает в развитии речи
Чрезмерно подозрителен
Вертится на месте
Постоянно контролирует свое поведение
Сваливает вину на других
Беспокоен в движении
Имеет соматические проблемы: боли в голове, животе
Спорит со взрослыми
Суетлив
Кажется отрешенным, безразличным к окружающим
Любит заниматься головоломками, мозаиками
Импульсивен, часто дерется
Имеет отрешенный взгляд
Часто предчувствует «плохое»
Самокритичен
Не может адекватно оценить свое поведение
Имеет мускульное напряжение
Увлекается коллекционированием
Имеет плохую координацию движений
Опасается в новую форму деятельности
Часто специально раздражает взрослых
Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
Робко здоровается
Годами играет в одну и ту же игру
Мало и беспокойно спит
Толкает, ломает, рушит все вокруг
Чувствует себя беспомощно
VII. Итог собрания. Решение собрания.
Знания педагогов и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку – и в образовательном учреждении, и дома. Психологом школы разработаны четыре тренинга по взаимодействию с «особыми» детьми. Если кто-то обнаружит в своем ребенке схожие характерные особенности, кого-то заинтересовали сведения, сообщенные вам сегодня, мы предлагаем вам встречи с психологом. Это могут быть как индивидуальные встречи, так и групповые занятия.
- Чем полезна для вас данная встреча?
Решения собрания
Принять полученную информацию к сведению.
Провести собрание, посвященное еще одной группе «особых детей» - одаренным детям.