Презентация к родительскому собранию Наши трудные дети


«Трудные» - это обширная категория детей, демонстрирующих отклонение в личностном развитии, нарушение характера и поведения. Трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. В число «трудных» попадают дети неподдающиеся воздействию, неуспевающие и недисциплинированные школьники, с которыми взрослым трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений. Ребёнок, с которым трудно везде.С ребёнком не трудно дома, но трудно его окружению.Ребёнок, которому самому трудно. педагогическая запущенность;социальная запущенность;отклонения в состоянии здоровья. Неблагополучные семьи, в которых воспитываются эти дети. Неправильный подход к воспитанию детей со стороны родителей. Социально-опасная среда, в которой воспитываются дети. Отсутствие контроля за поведением ребёнка.Чрезмерная занятость родителей.Развод родителей. Несложившийся контакт «учитель»-«ученик». Низкая успеваемость. Причины соматического характера (слепота, физические недостатки, психическое развитие) и т.д Борьба за внимание. Непослушание – это возможность привлечь к себе внимание, которое необходимо для эмоционального благополучия ребёнка.Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным замечаниям, указаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.Желание мщения. Ребёнок может мстить:-за сравнение не в его пользу с братьями и сёстрами;-за унижение друг друга членами семьи;-за несправедливость и невыполненные обещания;-за развод и появление в доме нового члена семьи.Неверие в собственный успех. Причины – учебные неудачи, низкая самооценка, взаимоотношения в классе и с учителем. «Трудных» - 49,2 часа. Успешно успевающих - 13,2 часа. Каковы же конкретные действия, направленные на социализацию ребёнка? Определим последовательность шагов по изменению отклоняющего поведения:Восстановление у ребёнка доверия к себе и к миру. Анализ проблемы, источников и причин. Постановка цели, описание желаемого поведения. Построение шагов роста (достижения через день, неделю, месяц). Определение союзников – тех, кто поможет достичь цели. Проработка возможных рецидивов старого поведения. Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и последовательно.Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.Требования, запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.Запреты и требования должны ребёнку разъясняться.Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном. Правило1.Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, не перебивая, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.Правило2. Уметь говорить со своим ребёнком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.Правило3. Наказывать не унижая,а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.Правило4. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день. Правило5. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные поступки и действия, быть справедливым в оценке себя и других. Первый вариант - выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком? Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: «Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого». Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – «Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители».Второй вариант – выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой), либо готовы жертвовать собой «ради ребенка». Какова опасность такого поведения для ребенка? (трудности общения в коллективе).Третий вариант – выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и «Я – сообщение».Активное слушание – «возвращение» в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д.) «Я-сообщение» - говоря о своих чувствах ребенку, выступайте от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении. «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не может заставить её приносить жёлуди». В.Г.Белинский За каждый ответ «да» запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» - 1 очко, за ответ «нет» -0. 1. Следите ли Вы за статьями в журналах, передачами по телевизору, радио на темы воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему? 2. Ваш ребёнок совершил плохой поступок. Как Вам кажется, его поведение является результатом Ваших ошибок в воспитании или нет?  3. Единодушны ли Вы с мужем (женой) в воспитании детей? 4. Когда ребёнок предлагает Вам свою помощь, принимаете ли Вы её, несмотря на то, что дело от этого может задержаться? 5. Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо? 6. Считаете ли Вы, что окружение ребёнка оказывает на его воспитание решающее воздействие? 7. Признаёте ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка? 8. Считаете ли Вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов? 9. Можете ли Вы не приказать ребёнку, а попросить его сделать что-нибудь? 10. Бывает ли Вам стыдно, если Вы «отвязываетесь» от ребёнка фразой типа «у меня нет времени» или «подожди, пока я закончу работу»?  Меньше 6 очков. О настоящем воспитании Вы имеете нечёткое представление. Советуем Вам сразу заняться повышением своего образования в этой области. От 7 до 14 очков. Вы не допускаете больших ошибок в воспитании, но всё же Вам полезно задуматься. Начните с того, что очередной выходной день полностью посвятите детям, забудьте про друзей и рабочие проблемы. Будьте уверены, дети Вас за это вознаградят. Больше 14 очков. Вы целиком справляетесь со своими родительскими обязанностями. И всё же, возможно, что-то надо улучшить?  Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Список литературы:Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко,И.С.Артюхова СПРАВОЧНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ«ВАКО» Москва 2005г.Н.И.Дереклеева НОВЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ«ВАКО» Москва 2006г.