Открытый урок по ИЗО Колорит — душа живописи 2 класс ФГОС


Конспект урока ИЗО для 2 класса по теме: «Колорит – душа картины».
Автор: Губеева Елена Михайловна, учитель изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе МБУ лицея №19, высшей квалификационной категории, города Тольятти Самарской области.
Описание материала:
Предлагаю вам конспект урока для 2 класса по теме «Колорит – душа картины», по программе Куревиной О.А., Ковалевской Е.Д. «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). Учебник, 2-й класс. – М.: Баласс, 2011.
Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства. Это конспект урока, направленный на комплексное формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения техникой графического рисунка; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Уметь выполнять простейшие рисунки в определённом колорите. Овладеть приёмами работы в технике графического рисунка.
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения живописи, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Выполнять упражнения на штриховку.
Обязательный минимум содержания: колорит, графика (Н), тёплый и холодный колорит, тональный колорит, графический рисунок (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Задачи:Образовательные: - Расширить познавательную сферу обучающихся о различных видах изобразительного искусства, гармонии цветовых отношений и графических материалах.- Формировать информационные компетенции через работу с учебником.Развивающие: - Развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке;Формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.Воспитывающие:- развивать коммуникативные умения учащихся через организацию коллективной и индивидуальной деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:Личностные УУД:- умение использовать образный язык изобразительного искусства в графическом рисунке: цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов,- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.Познавательные УУД:- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи настроения в пейзаже средствами графики; - самостоятельное создание алгоритма деятельности;- выбор оснований и критериев для сравнения произведений живописи и фрагментов музыкальных произведений,- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.Коммуникативные УУД:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства,- уметь выказывать свое мнение,
- выслушивать мнение свих товарищейРегулятивные УУД:
- уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка,- обдумывание замысла, выполнение работы в материале,- оценивание результата своего труда. Материально-техническое обеспечение урока:
- учебник Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»), 2-й класс.- М.: Баласс, 2011;
- серия книг «Большая энциклопедия маленького мира» Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании. Большой лес» - М.: Сфера,2009.;
- презентация,
- репродукции пейзажей с изображением осени;
- таблицы по цветоведению;
- схемы построений и этапы выполнения рисунка;
- фрагменты из концерта фа мажор «Осень» соч. 8 №3 Антонио Вивальди (серия «Времена года») в исполнении Михаила Ваймана, скрипка, камерный оркестр Ленинградской филармонии; художественный руководитель Лев Шиндер: Allegro и Adagio molto;
- мольберты.
Вид занятия: рисунок по заданной теме – тематическое рисование; серия графических упражнений.Тип урока: комбинированный.Организация учебного пространства: пространство класса поделено на зоны для теоритической (парты) и практической (мольберты) работы.
План урока
Организационный момент.
Вводная беседа по картинам П. Кузнецова и М. Волошина.
Показ последовательности рисования осеннего пейзажа при помощи масленой пастели.
Самостоятельная работа учащихся. Изображение осеннего пейзажа в технике графического рисунка.
На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года».
Подведение итогов урока. Выставка, коллективное обсуждение детских работ.
Содержание урока
Организационный этапУчитель: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас в этом кабинете, прошу приготовить к уроку за мольбертами бумагу для пастели формат А №3,набор масляной пастели и занять свои места за партами.
Этапы урока Содержание Формирование УУД,
технология оценивания
1-й урок темы действия учителя действия учеников I. Создание проблемной ситуации.
Учитель записывает тему урока: «Колорит – душа картины», рассказывает сказку о двух братьях-близнецах и просит ответить на вопросы:
– Жили-были два брата-близнеца, внешне они были очень похожи, их никто не мог отличить. Но вот по характеру эти братья были диаметрально противоположными. Однажды пригласили они к себе гостей на день рождения, собрали всех в каминном зале за большим столом, но хоть друг другу и пообещали, что не будут спорить и ругаться, опять затеяли ссору.
– Надо разжечь камин посильнее, мне хочется тепла, – говорил один из братьев.
– А мне хочется прохлады, надо погасить камин, – отвечал другой.
Долго бы они спорили, если бы не вмешался в спор их друг художник. Достал он из своей папки две картины, одну подарил одному брату, а другую – второму. Братья успокоились, любуясь картинами. Один нашёл свою прохладу, другой – тепло.
– Как художнику удалось разрешить спор двух братьев?
– Как вы думаете, эти картины были одинаковые?
– Что удалось передать художнику в одной и другой картинах? Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):
– С помощью картин.
– Нет, разные.
– Прохладу и тепло Познавательные действия
1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.
3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.
2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.
3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
II.
Формулирование проблемы. – Какой вопрос возникает? – Как художникам удаётся передавать прохладу или тепло в своих произведениях?
Возможен другой вариант проблемного вопроса.
III. Выдвижение гипотез. Актуализация знаний. – Может быть, у вас есть какие-то предположения?
Предполагают. Вспоминают то, что знают о живописи и графике. IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 44, рассмотреть работы Павла Кузнецова «Натюрморт» и «Весна в Крыму» и ответить на вопросы:
– Чем отличаются эти картины?
– А теперь скажите, от какой картины веет теплом, а от какой – прохладой?
1. Дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы.
– На одной изображён натюрморт, на другой – пейзаж.
Одна картина написана жёлто-оранжево-розовыми цветами, а вторая – зелёно-голубыми.
– «Натюрморт» – тепло, «Весна в Крыму» – прохлада.
2. Учитель предлагает ребятам поработать с текстом на с. 44 учебника, используя технологию продуктивного чтения.
До чтения.
– Прочитайте заголовок текста, выделенные слова и скажите, о чём будет текст?
– Предположите, что такое колорит.
Во время чтения.
Хорошо читающий ребёнок читает вслух текст, учитель останавливает чтеца, чтобы задать вопросы автору, спрогнозировать ответ, комментирует по необходимости.
После чтения.
– Какие цвета используют художники, чтобы получить тёплый колорит? А холодный колорит?
– О колорите. О тёплом, холодном колорите.
- Колорит – система соотношений цветовых тонов и их оттенков. Он может быть теплым или холодным, ярким или блеклым.
Выполняют.
Перечисляют. 3. Учитель предлагает рассмотреть картину М. Волошина «Пейзаж».
– Обратите внимание на работу Максимилиана Волошина «Пейзаж»: какую особенность колорита вы замечаете?
– Да, и такой колорит называется тональным, так как насыщенность цвета (светлее, темнее) можно назвать тоном.
3. Выполняют.
– Здесь тёплый колорит,
и похоже, что в картине использован в основном один цвет, но разной насыщенности. V. Выражение решения проблемы.
Пластическое интонирование (олицетворение) Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.
-Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить, что мы осенние деревья. Под музыку А. Вивальди покажите с помощью рук и тела, как "живут" деревья:
- Как у дерева растут ветви?
- Как на них шелестят листочки, когда их трогает ветер?
- Вот ветер стал сильным, клонит все ветки в одну сторону.
- Разыгралась буря. Порывистый ветер налетает на деревья то с одной, то с другой стороны.
- Буря затихла. Снова подул лёгкий и тёплый ветерок, и листья закружились в воздухе.
Молодцы! Я надеюсь, что то, что вы сейчас почувствовали, поможет вам в выполнении ваших практических заданий.
Отвечают.
Выполняют. VI. Применение знаний (продуктивные задания).
Учитель предлагает ребятам выполнить за мольбертами рисунок деревьев в тёплом или холодном колорите.
Если ребёнок выполнил работу быстро, то можно предложить ему затонировать фон.
- Большое значение имеет выбор формата. Правильно выбранный формат создает нужное ощущение. Рисуя высокое дерево и желая подчеркнуть его высоту, устремленность вверх, следует выбрать вертикальный формат.
- Есть и выразительные возможности композиции. Предметы, удаленные от зрителя, кажутся меньше своих размеров. Используя это свойство, можно передать пространство в рисунке. Например, нужно нарисовать два дерева одной высоты, одно из которых ближе к зрителю, другое - дальше; первое рисуется крупнее, основание его опущено к нижнему краю листа бумаги, второе - меньше, основание выше по отношению к нижнему краю листа бумаги.
Выполняют. VII. Итог урока.
Рефлексия. Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:
– Что тебе нужно было сделать?
- Какие краски нам приносит осень?
- Как называют художника, которой изображает природу?
- Что означает слово «графика»?
- Что тебе помогло передать красоту осени, её настроение?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?

- Ребята, наш урок подходит к концу. В благодарность за работу дарю вам раскраски на тему осени, которые дома вы можете оживить с помощью цветных карандашей и фломастеров вместе с родителями.
Отвечают.
Варианты ответов:
Художники, которые своё творчество посвятили изображению природы, называют пейзажистами, а их картины пейзажами.
Слово «графика» происходит от греческого «пишу», «рисую».
Отвечают. VIII. Домашнее задание. Домашнее задание предполагает поиск зрительного ряда (фотографий, рисунков зимних деревьев) для коллективной работы к следующей теме «Выразительные возможности графических материалов». Знакомство с углем сангиной. Записывают. Литература:
1. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба, и игра: изобразительное искусство». Ярославль:1997.
2. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». М.: Просвещение, 1989.
3. «Энциклопедия художника». М.: Астрель, 2002.
4. Конева Л.С. «Пейзаж. Натюрморт». М.: Современный литератор,2002.
5. Алехин А.Д. «Когда начинается художник»: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, владос,1994.