Разработка урока по штукатурно-малярному делу Юные строители

Тема: Юные строители
Урок-игра.
Нахашев Алексей Владимирович учитель трудового обучения
Цели и задачи урока:
обобщить и систематизировать знания по предмету, формировать системно-информационный подход к анализу строительных работ.
повторить пройденный материал и способствовать раскрытию способностей обучающихся в усвоении материала.
развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничество, терпение по отношению к слабому ученику;
необычной формой урока продолжить формирование положительных мотиваций к учебе и повысить рост интереса к профессии; создать эмоциональные условия для самоутверждения личности и веры в свои собственные силы.
Оборудование: строительные материалы: цемент, песок, галька, вода, уровень, отвес, сито, правило.
Ход урока
Учитель. Добрый день ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас с вами будет не обычный урок, а урок-игра. Называется он «Юные строители». В ходе урока мы проверим полученные знания на уроках строительного дела. Строительство – одна из основных отраслей народного хозяйства, оно занимает ведущее место среди отраслей и по количеству используемых ресурсов и по числу работающих в ней специалистов и рабочих.
Если б строители не строили дома,
Чтобы все мы делали, когда придет зима?
Если бы строители не строили дорог,
Ездить в гости бы к друзьям никто из нас не смог!
А если бы строители не строили дворцов,
· Не отличили бы царей мы от простых глупцов!
А если бы не строили над реками мосты?
Для переправы были б нам тогда нужны плоты!
Одним словом без строителей - беда,
Мы без них прожить не сможем никогда!
У: Ребята, а какие строительные профессии вы знаете?
Дети:
***
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает рамы и полы.
Топором, рубанком выстругивает планки.
***
Вы видали штукатура?
Приходил он к нам во двор
И, поглядывая хмуро,
Он размешивал раствор.
***
Маляр.
Есть у мастера сноровка –
Водит кистью очень ловко.
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой.
Удивилась птичья стая,
Мимо дома пролетая:
«Вот так крыша – чудеса
– Голубей, чем небеса!»

***
Трудная и нужная профессия, Каменщик – основа всех основ. Стены замков защищали от захватчиков: Детишек, слабых, женщин, стариков.

Сегодня мы узнаем, кто из вас больше знает об этих профессиях.
Предлагаю сейчас разделиться на две команды.
1-е задание “Веришь – не веришь”
Я зачитываю утверждения, если команда согласна, то поднимает круг красного цвета, если нет – синего.
Отвес- инструмент для проверки горизонтальности поверхности.
Мастерок – инструмент для проверки качества.
Цемент заполнитель в растворе.
Песок - заполнитель в растворе.
Штукатурная лопатка называется кельмой.
Тёрка больше полутёрка.
Штукатурка- это смесь вяжущего раствора и воды.
Правило - инструмент для измерения качества поверхности стены.
А сейчас я предлагаю Вам пройти тестирование: перед Вами пять вопросов, в каждом вопросе четыре варианта, вам нужно выбрать правильные ответы.
2-е задание. «Выбери правильный вариант ответа»
1. Штукатур использует инструменты: А. тёрка В. сокол.
Б. валик Г. полутерок.
2.3убило, которое имеет на конце три зубца называется
А. бучарда В. отвертка.
Б. зубчатка Г. троянка
3. Состав, состоящий из воды и мела называется
А. клейстер В. побелка.
Б. краска , Г. раствор.
4. Цементно - песчаный раствор состоит из. А. песок. В. пигмент
Б. мел Г. цемент
5. Шпатлевка - это густая, вязкая смесь, состоящая из А. воды и клея В. пигмента и наполнителя
Б. воды и цемента Г. пигмента и олифы
Следующий тест по проверки знаний необходимых при выполнении окрасочных работ.
Резиновые перчатки

Перчатки из ткани

Рукавицы

Головной убор

Респиратор

Защитные очки

Отметь стрелкой средства индивидуальной защиты, которыми надо пользоваться при работе с окрасочными составами.
Средства индивидуальной защиты






Физ. минутка
Показать движения, которые выполняет маляр, столяр, плотник, каменщик.
Для следующего конкурса одеваем фартуки .
3 –е задание. “Найди нужное решение”
На столе находятся материалы, которые используются для приготовления строительных растворов. Найдите необходимый материал для приготовления одной команде штукатурки, другой шпатлевки.
Песок, цемент, гипс, известь, вода, галька, глина.
Песок, цемент, гипс, известь, вода, галька, глина.
Шпатлевка, 2. Штукатурка
4–е задание. Следующее задание. Экспериментальные задания “Сообразилки”
Командам даются одинаковые задания. Каждая должна найти как можно больше решений и при проверке продемонстрировать их.
Используя данное приспособление, установите правильно ли стоит парта.
Используя данный инструмент, найдите угол стола на полу.
Используя данный инструмент, определите длину и ширину стола.
Используя данный инструмент, отделите песок от примесей.
Варианты решения
Парту правильно установить при помощи уровня.
Угол стола на полу можно найти при помощи отвеса.
Длину и ширину измеряем рулеткой.
Песок отделить при помощи сита.
И конечно каждый плотник, и просто любой мужчина должен уметь забить гвоздь. С соблюдением мер безопасности, нужно забить гвоздь так, чтобы не согнуть его. ( доска с гвоздями).
Заключительным заданием мы закрепим, как вы усвоили технологию приготовления строительных смесей.
5-е задание «Приготовь цементный раствор»
Командам раздаются карточки с названиями материалов. Необходимо выбрать подходящие для цементного раствора.
Слово предоставляется жюри.
Ребята, как вам понравился сегодня наш урок-игра.

6. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы убедились в том, что вы эрудированны, любознательны, смекалисты, хотя и не всё знающие. У вас есть прекрасная возможность познать секреты мастерства строителей. Вы достойны звания “Юных строителей”