Урок по штукатурно-малярному делу

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОРЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА














УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


«Оштукатуривание деревянных поверхностей»




Составила: Сапожникова Н.А.



















Белорецк, 2015 г.

Тема: Оштукатуривание деревянных поверхностей.
Цели: Углубить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках по выполнению нанесения раствора на деревянную поверхность.
Задачи: Формировать умения самостоятельного выполнения операций в комплексе набрасывания и разравнивания раствора.
Развивать: научить учащихся рационально организовывать, планировать свой труд.
Развитие мелкой моторики кистей рук.
Воспитать аккуратность, терпеливость, бережное отношение к инструментам, ответственное отношение к правилам техники безопасности.

Материально-техническое оснащение урока:
учебные кабины, полутёрки, тёрки, мастерки, правило, ящики для раствора, кисти, ведро, песок, вода.

Ход урока.
I. Орг. момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вводный инструктаж:
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Проверка знаний ранее изученных тем:
а) опрос (№3)
б) вычисления: площади, объёма раствора, расценки.
3. Объяснение нового материала:
а) разравнивания поверхности.
б) самоконтроль качества оштукатуривания поверхности.
в) охрана труда и техника безопасности при выполнении работ.
г) предупреждения возможных ошибок.

III. Текущий инструктаж:
Целевые обходы учителем рабочих мест:
Первый обход с целью проверки содержания рабочих мест, соблюдения техники безопасности и трудовой дисциплины.
Второй обход с целью проверки – правильности выполнения технологического процесса и правильности выполнения трудовых приемов.
Третий обход – проверка правильности введения самоконтроля.
Четвертый обход – проверка правильности соблюдения условий в работе и оценки.
IV. Заключительный инструктаж:
Подведения итогов урока.
Достижения целей урока.
Оценка качества каждого учащихся по показателям.
Отметить правильно выполнение работы.
Разобрать работы выполненные с ошибками и указать их причину.
Оценки.




Сегодня ребята, мы продолжим углублять и закреплять полученные знания на предыдущих уроках по выполнению нанесения раствора на деревянную поверхность. Но сегодня мы еще должны выполнить не только набрасывание, но и разравнивание раствора.
С малого начинай, чтобы высоко достичь.
Никто не родился мастером.
Так и мы. Сначала мы научились правильно приготавливать раствор, изучили все инструменты применяемых для штукатурных работ. Научились набрасывать на каменную и деревянную поверхность. Теперь мы должны также научиться разравнивать поверхность. Но давайте сначала коротко повторим пройденный материал (карточка №3).

Повторение пройденных тем.

№3
№ п/п
Вопросы:
Ответы:

1.
Основные инструменты применяемые при оштукатуривании?
Мастерок, сокол, полутёрок, тёрка.

2.
Первый ряд драни?
Простильной

3.
Второй ряд драни?
Выходной

4.
Толщина простой штукатурки?
12 мм

5.
Сколько слоев у улучшенной штукатурки?
3

6.
Толщина улучшенной штукатурки?
15 мм

7.
Деревянные поверхности при оштукатуривании смачиваются или нет?
Нет

8.
Подготовка деревянных поверхностей к оштукатуриванию
Набить дрань под углом 45 градусов по отношению к полу, концы наращиваемых драниц соединяют не впритык, а с зазором 2-3 мм.

9.
Подготовка каменных поверхностей к оштукатуриванию
Очистить поверхность металлической щеткой и смочит водой.

10.
Как должен приготовлен раствор для обрызга?
Более жидким.

11.
Толщина обрызга?
3-5 мм

12.
Как прибиваются драни по отношению к полу?
45 градусов

13.
Сколько слоев у простой штукатурки
2

14.
Размер ячеек в дранях?
45 х 45 мм

15.
Толщина грунта?
5-7 мм

16.
Толщина накрывки?
2 мм

17.
Размеры ячеек сита для просеивания песка для накрывки?
1,5 х 1,5 мм

18.
Основные требования при выполнения штукатурных работ?
Работать в спецодежде, в перчатках, очках с исправными инструментами, рабочее место должно соответствовать работе, ничего лишнего.


В основном вы вопросы отвечаете правильно, но иногда путаетесь в толщине штукатурки: если штукатурка простая, то она имеет два слоя (намёта) и толщина 12 мм; если улучшенная, то соответственно и слоёв (намётов) будет больше т.е три и толщина – 15 мм.
Давайте мы теперь вычислим какую площадь мы будем оштукатуривать, затем узнаем сколько раствора израсходуем и как оценится ваш труд (карточка №1).

№ 1. Расчёт объёма работ и расход материала:

Вычислить площадь поверхности для оштукатуривания;
Рассчитать сколько потребуется раствора для этой поверхности;
Высчитать стоимость работы.

12 мм = 0,012 м – толщина простой штукатурки
15 мм = 0,015 м – толщина улучшенной штукатурки
20 мм = 0,02 м – толщина высококачественной штукатурки

1 м2----- простой штукатурки стоит - 150 рублей
1 м2----- улучшенной штукатурки - 200 рублей
1 м2----- высококачественной штукатурки - 250 рублей

Выполнять мы будем простую штукатурку.

а
в





Длина поверхности: а – 6 м
Высота поверхности: в – 3 м Решение:

Вычислить: S – площадь поверхности; S= 6 х 3 = 18 кв.м
V – расход раствора; V= 18 х 0,012 = 0,216 куб. м
P – стоимость работы. P = 150 х 18 = 2700 руб.

Изучение темы урока.
Теперь давайте приступим к изучению новой темы.
Мы научились набрасывать раствор слева направо и справа налево. Но теперь мы должны научиться разравнивать его. Разравнивать его можно соколом, полутёрком и правилом. Но мы будем учиться разравнивать полутёрком. Во-первых, надо уметь правильно держать полутёрок. Держать его двумя руками за ручку ладонями кверху, т.к. мы его будем водить снизу вверх.
Сначала я вам покажу технологию выполнения на чистой поверхности:
Берем полутёрок двумя руками за ручки, приставляем полутёрок к поверхности. Верхнее ребро полутёрка поднимают от поверхности и с нажимом ведут его снизу вверх зигзагообразными движениями. Там, где раствора много, он срезается и собирается на полотне полутёрка. Там, где его не достает, снятый излишний раствор намазывается. Если вы неравномерно набросали раствор на поверхность, приходиться наносить раствор дополнительно. Чтобы точнее выправить раствор, иногда поступают так, сначала полутерок ведут на стенах в вертикальном направлении, затем в горизонтальном. Ровность получаемой штукатурки зависит от того, с каким усилием производится нажим на полутёрок. Там, где сильнее нажим, тоньше слой раствора, и наоборот.
Но перед тем, как вы приступите к работе, вспомним технику безопасности:
- Работать только в спецодежде, в резиновых перчатках, очках.
- Инструменты должны быть в исправном состоянии, крепко насажены на прочные ручки и хорошо закреплены.
- На рабочем месте должны находиться те инструменты, которые соответствуют данной работе.
- Под ногами ничего не должно валяться.

Для того, чтобы толщина штукатурки соответствовало заданной (например, простая штукатурка) нужно правильно приготовить раствор для обрызга. Как мы уже вспомнили, он более жидкий, т.к. он должен заполнить все шероховатости, ямки. Грунт, он более густой, и наносится он не сразу на обрызг, а только тогда, когда обрызг немного схватится. Штукатурка должна прочно сцепляться с поверхностью, не отслаиваться; иметь хорошую затертую поверхность, без лишних дефектов.
Точность выполняемой штукатурки проверяется правилом (рейкой) длиной 2 м.
Для этого правило укладывают к поверхности в разных направлениях: вертикально, горизонтально, по диагонали. Если отклонения оказываются больше норм, приведенных в таблице №1, их нужно устранить (срезают лишний раствор или дополнительно накладываются).





Точность выполнения штукатурки.

Показатели
Допускаемые отклонения по качеству штукатурки


простой
Улучшенной

Неровности поверхности (обнаруживаются при накладывании правила или шаблона длиной 2 м)
Не более трёх неровностей глубиной или высотой до 5 м
Не более двух неровностей глубиной до 3 м

Отклонения поверхности от вертикали.
15 мм на всю высоту помещения
2 мм на 1 м высоты, но не более 10 мм на всю высоту помещения

Отклонения поверхности от горизонтали
15 мм на всё помещения
2 мм на 1 м длины, но не более 10 мм на всю длину помещения или его часть, ограниченную прогонами, балками

Отклонения лузг, усенков, оконных и дверных откосов, пилястр, столбов от вертикали и горизонтали
10 мм на весь элемент
2 мм на 1 м высоты или длины, но не более 5 мм на весь элемент

Отклонения радиуса криволинейной поверхностей от проектной величины, мм
10
7

Отклонения ширины оштукатуренного откоса от проектной, мм
Не проверяются
3

Отклонения тяг от прямой линии в пределах между углами пересечения и раскреповками, мм
6
3


Мы повторили пройденный материал, прослушали объяснения нового, теперь мы должны отработать приемы разравнивания штукатурки полутерком.

Расстановка учащихся по рабочим местам.
У каждого учащегося на рабочем месте должен быть мастерок, полутерок, кисть для смачивания поверхности, ящик с раствором (в данном случае раствор – учебный песок + вода), ведро с водой, правило – для проверки качества оштукатуренной поверхности.
Сейчас я снова покажу как правильно пользоваться правилом уже на рабочем месте. Следите внимательно, как я держу полутёрок, какими движениями его вожу по поверхности. В том месте, где раствор толстый я стараюсь нажать, чтобы убрать лишний раствор, где слой тонкий нажим ослабеваю. Теперь каждый из вас проделает эту операцию эту операцию, но сначала надо набросать правильно раствор на поверхность.
Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся становятся на рабочие места и приступают к работе.

Целевой обход по рабочим местам:
Первый обход по рабочим местам, для проверки рабочих мест, соблюдают ли учащиеся технику безопасности и трудовую дисциплину
Второй обход – правильно ли выполняют технологический процесс и трудовые приемы.
Третий обход – проверка правильности самоконтроля.
Четвертый обход – для проверки правильности соблюдений условий в работе и оценки.

- «Ребята заканчивайте работу. Уберите рабочее место: соберите раствор в ящики, вымойте и уберите инструменты, уберите рабочее место. Можно переодеться, вымыть руки».

Заключительный инструктаж:
Сегодня мы освоили ещё одну операцию: разравнивания раствора полутёром.
Не у всех сразу всё получилось. Есть ребята, которые выполнили работу хорошо. Но есть, которые не смогли справиться с заданием. Ошибка в основном у всех одна – это не внимательность учеников при показе учителем данной операции и нет сил, т.к. при разравнивании раствора нужно применять небольшое усилие. Наследующем занятии мы продолжим учиться выравнивать раствор на поверхности, как на каменной, так и на деревянной.

Оценки.

15