Консультация для родителей ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ-БУДУЩЕЕ РОССИИ

ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ-БУДУЩЕЕ РОССИИ
Гатина Айгуль Гумеровна
МБДОУ «Детский сад №9 «Ёлочка»
г. Нурлат, Республика Татарстан
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно. Именно в дошкольном возрасте у ребенка складываются, закрепляются и часто остаются на всю жизнь устойчивые навыки и привычки. Эти привычки могут быть полезными и вредными для всестороннего развития личности ребенка. А одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение его физического развития. Мы, педагоги дошкольных образовательных учреждений, делаем все необходимое для выполнения этой задачи. Прежде всего соблюдение гигиенического режима т.е. рациональное в соответствии с возрастными особенностями детей распределение времени для сна, еды, различных видов деятельности, отдыха в течении той времени в которой ребенок пребывает в дошкольном учреждении. Надо чтобы и в семье, так же как и ДОУ выполнялось основное требование режима – точность во времени и правильное чередование режимных процессов. Но, к сожалению, во многих семьях это не так. Неравномерная занятость взрослых членов семьи, зависящая от характера работа (сменная, суточная, сезонная, ненормированная) создает дополнительные трудности в организации и постоянном выполнении режима жизни детей. Ведь большинство родителей после тяжёлого, трудного, рабочего дня вечером забирая своего ребенка из детского сада и приводя домой, включают ему телевизор или компьютер и усаживают его перед экраном, а сами идут заниматься домашними делами. Удобно - же не правда - ли, ребенок сидит тихо, никому не мешает, особенно тогда если ему купили сегодня новый диск с новыми сериями мультфильмов.
Да, телевидение, компьютер, видео давно и прочно вошли в обиход малышей начиная с первых лет жизни. Покупая малышу видео-кассеты или компьютерные игр, родители безусловно , заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако если взрослые не будут активно включатся в совместный просмотр телепередач и в компьютерные игры и тем более ограничить время просмотра, это может повлечь за собой весьма печальные последствия, причем не только для физического здоровья ребенка(нарушение зрения, дефицита движения, испорченная осанка) ,но и для его психического развития.
В нашем детском саду проводится огромная работа для сохранения психического и физического здоровья детей и семьи. Работая в средней группе с сентября 2011 по май 2012 года, мною было проведено 3 родительских собрания, 3 интегрированных занятия для детей и их родителей совместно с психологом, инструктором по физическому воспитанию и с педагогом по художественно-эстетическому воспитанию. Тема родительских собраний напрямую касается воспитания здорового поколения - как будущего России.
В первом собрании: «За здоровьем в детский сад» была проведена предварительная работа:это подготовка комплекса игровой утренней гимнастики, предложено была родителям сделать небольшое сообщение о семейных способах закаливания ребенка в домашних условиях, было дано практическое задание приготовить салаты из продуктов с большим содержанием витаминов.
Вторая совместная встреча с родителями называлась «Босиком к здоровью», которая включала выступление старшей медсестры детского сада о способах закаливания детей в зимнее время. В свою очередь родители обменялись семейным опытом по использованию разных методов закаливания дошкольников.
Тема третьего родительского собрания посвящалась « В поход всей семьей», где доминировала пропаганда активной формы отдыха на природе всей семьей. Родители поделились своим опытом организации отдыха на природе с детьми, организовали фото-выставку, сделанную из фотографий отдыха на природе каждой семьи.
Интегрированные занятия также все проходили с участием родителей. Спортивно-развлекательное занятие, которое называлось: «Всей семьей на старт» проводилось на спортивной площадке детского сада, где мы совместно с инструктором по физическому воспитания и родителей- активистов составили и провели занятие из двух частей: игры нашего детства (для родителей), игры для всей семьи (командные).
«Страна вообразилия» - занятие проводилось совместно с психологом, в проведении которой используются опорные картинки, подбирается материал для теста, который проводится с родителями, в итоге результаты ими же и проанализируются. Дети и родители по отдельности выполняют рисунки на тему « Что приснилось муравью?». По окончании работы, каждый родитель сравнивает свою работу с работой своего ребенка и психолог делает оценку об уровне развития воображения и эмоционально-психического состояния ребенка. На конкретных примерах педагог –психолог разъясняет отражение самочувствия ребенка и его взаимоотношение с окружающими.
Занятие, с использованием нетрадиционной методики рисования пальцами «Опускаем руки в краску», проведенное совместно с педагогом по художественно-эстетическому воспитанию, содержал мастер класс для родителей и детей. Дети рисовали портреты своих родителей, а родители - своих детей. По завершению работы, дети объясняют о выбранных цветах красок для рисования маминого портрета.
Все эти мероприятия были проведены с целью решения главной задачи, которая стоит перед нами сейчас: здоровая семья – будущее России. Действительно, информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить игнорируя их невозможно. К тому же семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев предпочитает. Однако бессмысленно исключать телевидение и компьютеры из жизни и воспитания  дошкольника, но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, экраном ноутбука, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Дошкольник, сидящий перед компьютером, телевизором постоянно видит картинки и слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков. Следовательно, ребенка можно заинтересовать информационной техникой только тогда, когда он готов использовать её по назначению, как средство получения нужной информации. Гармоничное и полноценное развитие ребёнка возможно только в интенсивном и постоянном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками. Ведь именно в живом общении, а не просмотре теле- передач, именно в непосредственном общении, когда малыш не только слушает другого человека, но и сам отвечает ему, происходит овладение речью у детей.
Таким образом, состояние здоровья детей, факторы риска развития заболеваний и рекомендации по их профилактике, вопросы правильного психического и физического воспитания, организации жизни детей, роль семьи и детского учреждения в гармоничном развитии ребёнка и сохранение его здоровья- вот главные задачи, которые не безразличны для будущей России.




15