Родительское собрание Идеальный ребёнок


КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ№5
Родительское собрание
Тема: «Идеальный ребёнок»
Автор: Педагог – психолог Н.С. Коротенко
Тема: Идеальный ребёнок.
Цель: дать понятие идеальный ребёнок; развитие понимания личностных и возрастных особенностей ребёнка.
Задачи:
 - подчеркнуть ценность уникальности внутреннего мира ребёнка;
 - подчеркнуть ответственность  человека за свои чувства;
- укрепление сотрудничества между психологом и родителями в решении проблем, связанных с воспитанием.
Форма проведения: обучающий тренинг родительской эффективности.
Оборудование, оформление, инвентарь :- интерактивная доска;
- рабочие места для трёх микрогрупп родителей (столы с табличками: «младший школьник», «подросток», «юношеский возраст», портфельчики из бумаги, ручки, чистая бумага).
- цитаты, афоризмы о воспитании
Ход занятия:
Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я обращаюсь к вам именно так, потому что дело воспитания – наша совместная работа. И хочу начать наше родительское собрание с показа видеоролика. (видеоролик «Идеальный ребёнок»).
- Как вы думаете о чём пойдёт речь сегодня, на нашем родительском собрании?
Ответы родителей
- Да, сегодня тема нашего занятия «Идеальный ребёнок».
2. Работа в группах.
- У Вас на столе лежит бумага формата А3 и ваша задача:
- Составить кластер и защитить выбрав спикера группы. – Какой по вашему должен быть идеальный ребёнок?
Каждая группа делает кластер соответственно названию своей группы («младший школьник», «подросток», «юношеский возраст») .- Давайте посмотрим правы ли вы были?
Слайд (идеальный ребёнок это…)
Вывод: Т.е для каждого родителя его ребёнок идеален в любом возрасте. Это правильно.
Упражнение «Идеальный родитель»
- Каждому из вас необходимо написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своём супруге как в родителе? У кого список будет самым большим и полным, получит приз.
- Прошу к доске того у кого самый большой «список ожиданий».
Обращение ко всем родителям: «Вы ждёте этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами – такие?!».
- Так как же воспитать идеального ребёнка?
- Чтобы правильно предъявлять своим детям требования, нужно знать возрастные особенности детей.
Возрастные психологические особенности школьника.
Возрастные психологические особенности младшего школьника:
1. Новая социальная ситуация с центром-учителем.
2.Ведущая деятельность - учение.
3. Доминирующая функция - мышление.
4.Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому (теоретическому) мышлению.
5.Проявляются индивидуальные различия: «теоретики» или «мыслители», «практики», и «художники».
6.Переход от анализирующего к синтезирующему восприятию.
7.Память становится произвольной и осмысленной.
8.Развивается произвольное внимание.
9.Ведущий мотив обучения - получение
высоких отметок.
ПОДРОСТОК от 10-11 до 13-14 лет:
Особенности физиологии подростка:
1.Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, вызывающая интенсивное физическое и физиологическое развитие.
2.Увеличение роста и веса.
3.Изменение пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги – и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
3.Трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Отсюда - изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря, неуравновешенность.
4.Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания
Социальная ситуация развития подростка
1.Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
2.Эмансипация от взрослых и группирование.
3.Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
Роль общения в развитии подростков и их социализации :общение является очень важным информационным каналом;
общение - специфический вид межличностных отношений, оно формирует навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;
общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Общение удовлетворяет две противоречивых потребности:
потребность в принадлежности к группе
потребность в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность
остаться наедине с собой).
Психические особенности подростка
1.Конформность - склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности.
2. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление, возрастает критичность мышления, формирование самоанализа.
3.Растет потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
4.Появляются мужской и женский взгляды на мир. 5.Активно развиваются творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе, а для некоторых учеба вообще отходит на второй план.
6.Для многих характерна личностная нестабильность (сияющий оптимизм или мрачный пессимизм). Противоположные черты, стремления борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
7.«Чувство взрослости»- отношение подростка к себе как к взрослому выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
8.Желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками и даже учебы.
9.Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Это формирует особую подростковую субкультуру.
10.Развивается самосознание (формирование «Я-концепции», системы внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»), а также возникновение внутреннего мира, стремление познать себя через друзей, ведение дневников.
Виды воздействий на подростка
Убеждение – логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение взглядов, оценок, установок.
Внушение- системное, методическое воздействие на сознание ученика.
Заражение - бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию сверстников. Заражение осуществляется через передачу психологического настроя.
Подражание – способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, или социального лидера, в частности его движений, манер, действий и т.д.
Юношеский возраст 15 лет и старше.
Ведущие новообразования юности
1.Формирование жизненных планов.
2.Появление жизненных планов как совокупности намерений становится жизненной программой.
3.Желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду.
4.Профессиональные планы недостаточно корректны: реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, юноши и девушки чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши
Основные психические новообразования ранней юности – это готовность к самоопределению и самосознание, которое складывается из:
-13716073025открытие своего внутреннего
мира во всей его индивидуальной
целостности и уникальности;
открытие своего внутреннего
мира во всей его индивидуальной
целостности и уникальности;

-927735-567690формирование
личной идентичности, чувства индивидуальной
самотождественности, преемственности и единства;
формирование
личной идентичности, чувства индивидуальной
самотождественности, преемственности и единства;

805815267335становление личностного способа
бытия, когда во многих жизненных
коллизиях юный человек может
сказать: «Я - лично отвечаю за это!».
становление личностного способа
бытия, когда во многих жизненных
коллизиях юный человек может
сказать: «Я - лично отвечаю за это!».

-927735-1811020формирование
личной идентичности, чувства индивидуальной
самотождественности, преемственности и единства;
формирование
личной идентичности, чувства индивидуальной
самотождественности, преемственности и единства;

212979035560самоуважение, стремление
к самопознанию.
самоуважение, стремление
к самопознанию.

Упражнение «Вредные срветы»
- Выполнив упражнение «Вредные советы» в группе, проверим как вы усвоили возрастные особенности детей?
- На основе вредных советов в отношении детей определить последствия неправильного воспитания и определить оптимальные стратегии поведения с ребёнком.
Младший школьник
Вредные советы
или Как нельзя вести себя с ребенком трех лет Негативные последствия подобного воспитания Полезные советы
или как надо вести себя с ребенком трех лет
Наказывайте ребенка за капризы и истерики, ругайте, отчитывайте его, читайте нотации. Поведение усугубится, ребенок не исправиться, станет раздражительным, гневливым. - Помните, что ребёнок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов.
- Отвлеките внимание ребенка, схитрите: «Посмотри, что у меня есть», «Ой, посмотри, какая большая птица летит» и т.д.
- Постарайтесь смягчить конфликтную ситуацию, используя шутку, юмор, небольшие хитрости.
Если у ребенка что-то не получается, говорите ему, какой он «неумеха», «растяпа», «криворукий» и т.д. Сравнивайте неудачи ребёнка с успехами других детей. Ребенок станет ощущать себя плохим и нелюбимым, бунтовать против этого.
Появится неуверенность в себе, недобрые чувства к сверстникам, погаснет любознательность. - Поддерживайте общее положительное самоощущение ребёнка, чаще говорите о своей любви к нему.
- Одобряйте, поддерживайте все успехи малыша.
- Оценивайте только действия и поступки ребёнка, но не унижайте его личность, не обижайте его.
- Достижения малыша сравнивайте с его собственными: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера».
Подросток
Вредные советы
или Как нельзя вести себя с ребенком трех лет Негативные последствия подобного воспитания Полезные советы
или как надо вести себя с ребенком трех лет
Никогда не сдерживайте себя, не задумывайтесь долго над тем, что вы говорите ребенку, не бойтесь выражать свой гнев и презрение в открытую. Бестактность, грубость в отношении детей повышает их тревожность Будьте тактичны по отношению к ребенку (не вступайте в конфликт, не проявляйте грубость в их отношении),
Самое главное – создайте неблагоприятный психологический климат в семье, понижайте самооценку ребенка, отвергайте его достижения. Постарайтесь создать в семье атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом ваш ребенок сможет чувствовать себя спокойным и уверенным в себе.
Юношеский возраст
Вредные советы или Как нельзя общаться с тревожным ребенком Негативные последствия подобного воспитания Полезные советы или Как нужно общаться с тревожным ребенком
1.Старайтесь предъявлять ребенку как можно больше завышенных требований. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок был неудачником. Непосильная деятельность приведет к истощению нервной системы ребенка. Ребенок станет неуверенным в себе. Принимайте ребенка таким, какой он есть, не давайте отрицательных оценок.
3.Регулярно сравнивайте ребенка с другими более успешными детьми, чтобы видел, на кого надо равняться. Ребенок станет еще более неуверенным в себе. Не сравнивайте ребенка с окружающими (сравнивается только его настоящая деятельность относительно прошлых успехов и неудач).
Упражнение «Ребенок-статуя»
Что, значит, принимать ребенка безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется — это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.
Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.
Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, я ему предлагаю выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем я прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.
Затем я раздаю присутствующим родителям фразы, которые они будут произносить по моей команде.
Ты — моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.
— Мама, а что там такое, посмотри! — говоришь ты.
— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! — я тебе отвечаю.
И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама. (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.) И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
— Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.
— Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что...
— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!
(Я завязываю рот еще одним шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:
— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
(Завязываю руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:
— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(И в этот раз я завязываю ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:
— Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!
(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:
— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня!
(На этих словах я очень сильно перевязываю живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.
Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.
Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.
 И, когда все уже развязано, я спрашиваю ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?
Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который я просила произносить громко определенные фразы. Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.
 «Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»
Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»
Эссе
- Ваши рекомендации:
Как себя вести?
Что предпринять?
Как вырастить идеального ребёнка учитывая его возрастные особенности?
Десять ключей успешного воспитания
Раздача памяток.
Упражнение «Портфельчик»
- У Вас на столах лежат портфельчики. Скажите, чем он наполнился в ходе нашей встречи? Что вы заберёте сегодня с собой?