Конспект логопедического занятия для детей старшей группы Путешествие в зоопарк на закрепление звука Р


Конспект занятия по теме: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».
(Индивидуальное логопедическое занятие с подгруппой детей старшей группы).
Цель: закрепить звук «Р» в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- продолжать работу по развитию качеств голоса (сила, высота);
-продолжать формировать фонематический слух и восприятие;
- развивать связную речь;
- развивать мышление, внимание, наблюдательность;
- развивать зрительное внимание и навыки узнавания;
- развивать общую и тонкую моторику.
Образовательные:
- Автоматизировать звук «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, в тексте;
- упражнять детей в выделении звука «Р» из слов;
- совершенствовать четкость дикции и интонационную выразительность, используя потешки, стихи-загадки со звуком «Р» по теме «Дикие животные»;
- упражнять в употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа по теме «Дикие животные»;
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию, желание научиться правильно произносить звук «Р»;
- воспитывать самоконтроль за собственной речью;
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование и материалы: разрезанное на части изображение медведя; письмо от медвежонка; игрушка медвежонок; изображения диких животных, в названии которых есть звук «Р»; картина медведя с медвежонком в вольере; картинки для артикуляционных упражнений; шапочки медведей; картинка рыбы для слогового упражнения; мяч; игра «Звуковая дорожка»; кубик с точками; аудиозапись «Звуки шума колес», голос медвежонка, сигнальные карточки, наклейки (призы), презентации.
Речевой материал к занятию.
1. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии.
Сегодня я получила письмо. А от кого, вы догадайтесь сами. У вас на столе картинки. Сложите части картинки правильно, и вы узнаете, от кого оно.
Дети собирают разрезную картинку и узнают медведя.
Правильно, это письмо от маленького медвежонка. Он пишет: «Помогите мне, пожалуйста, научиться рычать как мой папа-медведь».
2.Сегодня мы с вами отправимся в зоопарк, в гости к медведю, где будем продолжать учиться правильно произносить звук «р».
(На экране картина вольера, где находится медведь с медвежонком).
Вот мы и в зоопарке. А что такое зоопарк?
Дети отвечают, что зоопарк - это зоологический парк.
Где находятся медведи?
Дети. Медведи находятся в вольере.
А что такое вольер?
Дети. Вольер-это площадь для содержания животных, огражденных металлической сеткой.
Ребята, поможем малышу, научим его рычать?
Но сначала медвежонок предлагает выполнить нам артикуляционные упражнения.
Повернитесь к зеркалу и выполним знакомые нам упражнения: «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Индюк».
Отправляемся в зоопарк. Закрываем глаза и представляем, что едим в автобусе.
(Звучит аудиозапись «Звуки шума колес»). Открываем глаза. Вот мы и приехали.
Аудиозапись голоса медвежонка. Здравствуйте, ребята! У меня для вас задания. Если вы выполните их, то я научусь рычать, как папа-медведь.
Задание первое. «Поймай звук».
Я буду произносить звуки, а вы поднимите сигнальную карточку, когда услышите звук «р»:
- проговаривание звуков: Р Р Н Г З Р Р Р В Д Р Ж М Р Р Р;
Я произнесу слоги, когда услышите слог со звуком «р», поднимите сигнальную карточку:
- проговаривание слогов: РА-ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР;
Я буду произносить слова, если в слове услышите звук «р», поднимите карточку.
-проговаривание слов: арбуз, кефир, окно, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
3.Ребята, давайте объясним медвежонку, как нужно поставить язычок, чтобы произнести звук «р».
(Дети объясняют).
А сейчас научим медвежонка рычать.
Раз, два, повернись и в медведей превратись! (Дети надевают шапочки медведей).
Порычите, как папа-медведь, - громким низким голосом: р, р. р-и покажите, как он ходит.
Порычите, как медвежонок, высоким голосом: р, р, р –и покажите, как он ходит.
Раз, два, повернись и в детишек превратись.

Упражнение «Поймай рыбку».
Дети, дотроньтесь до маленькой рыбки и тихо произносите слог «ра».
Дотроньтесь до большой рыбки и скажите громко слог «ра».
Дидактическая игра «Звуковая дорожка».
Ребята, выберите себе фишку. Кидайте кубик по очереди: сколько точек будет на кубике столько картинок проходит ваша фишка. Вы называете картинку, на которой окажется ваша фишка, слово повторяете 2 раза.
Мети играют и произносят слова.
Молодцы! С заданием справились.
А сейчас повторите за мной предложения, длительно произносите звук «р»:
Рысь и рысёнок умеют рычать. Бобры на пруду строят хатку.
(Дети произносят каждое предложение по2 раза).
Аудиозапись, где медвежонок зарычал: р-р-р.
Игра «В лесу много…».
Я буду называть одно животное, а вы говорите, кого в зоопарке много.
Дети произносят: тигр- много тигров, крот-много кротов, жираф- много жирафов, носорог- много носорогов, гепард-много гепардов.
Пальчиковая гимнастика с проговариванием потешки:
(Хлопают ладонями и ударяют кулачками)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
(Загибают по одному пальцу на обеих руках)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Хлопают ладонями и ударяют кулачками)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Медвежонок, ребята приготовили для тебя загадки про лесных зверей. Послушай их.
Дети загадывают загадки:
Есть на речке лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (бобры)
Меньше тигра,
Больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду котик, но не верь-
Страшен в гневе этот зверь. (рысь)
Роет, роет,
Ход подземный строит,
Роет, строит ловко спальню
И кладовку. (крот).
Медвежонок благодарит детей за то, что они научили его рычать.
Дети возвращаются мысленно в группу. Звучат звуки шума колес.
4.Итог занятия.
Куда мы сегодня с вами путешествовали?
Какому звуку научили медвежонка?
А как мы его учили?
Дома, пожалуйста, расскажите родителям, как мы научили медвежонка рычать.
Оценка деятельности детей. Вручение детям подарков от медвежонка (наклейки).