Разработка урока по окружающему миру на тему Берегись простуды! (2 класс)


Окружающий мир
2 класс
Тема урока: Берегись простуды!
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
УМК «Перспективная начальная школа»
Планируемые результаты:
Предметные: получат первоначальные знания о причинах простудных заболеваний, их признаках и мерах их предупреждения.
Метапредметные:
Регулятивные: под руководством учителя организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, преобразовывать практическую задачу в познавательную, оценивать результат своей работы, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.Познавательные: добывать и выделять информацию, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения, осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи.
Коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников, следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мягкие игрушки зверей, мультимедийный проектор, презентация, толковый словарь, градусник, раздаточный материал.Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Настроенье, каково! - Во!
Все такого мнения? - Все без исключения!
Может Вы уже устали? - Мы- с собой таких, не брали!
Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы урок начнем!
Все за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели,
Посмотрели на гостей, Улыбнулись поскорей,
пожелали друг другу удачи. II. Выявление места и причины затруднений.
1.Создание проблемной ситуации.
Слайд (весна)
- Ребята, какое время года сейчас?
-Почему нас радует весна? (Весной становится тепло, прилетели перелётные птицы, можно играть: пускать кораблики).
Слайд (грустное лицо)
-Что огорчило мальчика?
(Можно и простудиться.)
- Мы долго её ждали. Вот… даже выучила небольшое стихотворение о весне, которое хочет вам рассказать.
Выступление ученицы:
Весна всем улыбалась,
И мы весело смеялись.
Столько игр во дворе,
Столько развлеченья…
Но чего – то грустно мне,
Пришло вдруг огорченье…
Что-то руки мёрзнут, голова болит
Мама опечалилась, доктор к нам спешит…
-Спасибо…!
-Определите его тему. (Весна)
-В чём заключается основная мысль стихотворения?
(весна – развлечения весна – огорчения)
-Что вы обнаружили? (возникло противоречие, которое надо разрешить)
-Подтвердите его словами из текста. (Текст стихотворения на столе)
Весна
Развлеченья Огорченья
Весело Грустно
Смеялись Опечалились
-Как в русском языке мы называем слова противоположные по смыслу? (антонимы)
-Как разрешить это противоречие? (узнать, что мешает испытывать радость)
-Предлагаю построить проект выхода из этой ситуации.
III.Построение проекта выхода из затруднения
1.Постановка учебной задачи (работа в группах)
Появляется карточка: Берегись…
- Работая в группах, соберите из букв слово и узнайте, что мешает испытывать радость.
(появляются рассыпанные буквы слова: ПРОСТУДА)-О чём пойдёт речь на уроке?
-Откройте учебник на странице 77 и озвучьте тему урока.
-«БЕРЕГИСЬ ПРОСТУДЫ»
-Назовите цель урока: Как уберечься от простуды?
На урок приходит «простуда» (одна из учащихся с красным носом, на одежде нашиты рецепты, носовые платки, под мышкой большой картонный градусник).
- Вот и к нам на урок заглянула простуда.
- Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы прогнать простуду и не заболеть?
-Выяснить причины появления простуды;
-Выявить признаки простудных заболеваний;
-Узнать способы борьбы с ней;
-Познакомиться с профилактикой простудных заболеваний .-Важна ли для нас эта тема и почему?
IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1.Работа с Толковым словарём.
- Ребята, кто помнит значение слова простуда. Давайте уточним в толковом словаре?
ПРОСТУДА – болезнь, вызванная охлаждением организма.
-Чего боится простуда?
-В моем медицинском сундучке лежит то, чего очень боится простуда. Но пока это секрет. Я надеюсь, что в конце занятия вы сможете его раскрыть.
2.Работа по карточкам (в парах)
- Чтобы узнать, какие заболевания относятся к простудным, возьмите, пожалуйста , рабочий лист №1.Внимательно с соседом по парте прочитайте задание.
-В словах зачеркнуть лишние буквы и назвать простудные заболевания.
Г А Р А И А П А П А — гриппА О Н О ГО И О Н О А — ангинаСТРК ВОСПАЛЕНИЕ СТРК ЛЁГКИХ СТРК — воспаление лёгкихБУ РУ ОУ НУ ХУ ИУ Т У — бронхит
-Проверим. (самопроверка)
-Какие болезни относятся к простудным? (Ангина, воспаление лёгких, бронхит, грипп.)
-Часто простудные заболевания возникают по вине человека, если знать эти причины, то можно не заболеть! С некоторыми мы уже познакомились.
-Кто помнит, сколько раз в параграфе «Расти здоровым» авторы упоминают о причинах простудных заболеваний?(4раза)
-Кто не помнит, откройте учебник на стр. 56-59 и посчитайте.
-С какими причинами простудных заболеваний вы уже знакомы?
Дети называют причины простудных заболеваний:
1.Мокрая одежда и обувь
2.Слишком тёплая одежда
3.Сквозняки
4.Холодная вода
V. Реализация построенного проекта
1.Работа с учебником. Работа в парах.
- Откройте страницу 78 учебника. Обратите внимание на условное обозначение. (Учебник предлагает поработать в парах)
- Рассмотрите рисунки на страницах 78-79, обсудите в парах: Какие запрещающие знаки можно создать?
-Какие запрещающие знаки вы могли бы предложить? (Картинки поместить в красный кружок и перечеркнуть)
-Нельзя произносим хором, а один ученик отвечает:
Ответы детей:
Нельзя: ходить по улице в дождь без головного убора и без сапог.
Нельзя: кататься на коньках в расстегнутой куртке.
Нельзя: в расстегнутой куртке есть мороженое.
Нельзя: сидеть в электричке у настежь открытого окна и читать.
Нельзя: ходить босиком по кафельному полу бассейна.
Нельзя: чихать, не прикрывая рот платком. Можно заразить соседку по парте.
2.Работа в рабочей тетради. Самостоятельная работа.
-Откройте тетрадь для самостоятельных работ на странице 47.
- Прочитайте внимательно причины простудных заболеваний, которые возникают по вине человека и запишите правило, которое вы нарушали до этого урока.
ПРОВЕРКА:
-Какие причины ещё могут вызывать простудные заболевания?
(поедание снега, сосулек, мороженого, прогулки без шарфа и шапки).
- А какое правило вы нарушали?
–А кто не нарушал? Поднимите руки.
-А теперь откройте с.48 (по вариантам)
1 вариант: Выбрать предметы, которые могут стать причиной заболевания.
2 вариант: Выбрать предметы, которые предохраняют от болезней.
ПРОВЕРКА:
-Какие предметы могут стать причиной заболевания? (Открытое окно, мороженое, сосульки, мокрые валенки, больной товарищ.)
-Какие предметы предохраняют от болезней? (Марлевая повязка, сапоги, шапка, зонтик, рукавицы, шарф.)
Вывод:
-Какие новые знания открыли? ( Мы выяснили причины простудных заболеваний.)
-МОЛОДЦЫ!!!
VI.Физкультминутка «Будь здоров!»
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1.Работа по карточкам (в группах)
- Ребята, поднимите руку, кто из Вас простужался в этом году?
-А вы помните, что у вас болело при простуде?
Поработаем в группах. Возьмите рабочий лист№2, и постарайтесь подчеркнуть красным карандашом признаки, по которым мальчик понял, что он заболел. Кто больше?
(Текст на карточках и на слайде)У меня печальный видГолова с утра болит,Я чихаю, я охрип.Что такое? Это грипп!Не румяный гриб в лесу,А поганый грипп в носу!В пять минут меня раздели,Стали все вокруг жалеть,Я лежу в своей постели.Мне положено болеть.Поднялась температура.Я лежу и не ропщу –Пью соленую микстуру.Кислой горло полощу.Ставят мне на грудь горчичник,Говорят: «Терпи, отличник!»После банок на бокахКожа в синих пятаках.День лежу, второй лежу.Третий – в школу не хожу.И друзей не подпускают, -Говорят, что заражу.
Проверка.
- температура;
-насморк;
-голова болит;
-чихаю, охрип.
Вывод:- Что мы с вами называли? (признаки простуды)
2.Работа с учебником.
-На странице 78учебника внимательно прочтите текст о признаках простуды и посмотрите, все ли признаки простуды мы назвали?
Проверим, какие признаки простуды мы ещё не называли? (Кашель, быстро устаёшь, хочется спать, болит горло, мёрзнут руки и ноги.)
Назовём теперь все признаки простуды.
Признаки простуды: насморк, кашель, болит горло, поднимается температура, краснеют и слезятся глаза, быстро устаёшь, хочется спать.
Задача: ученик простужен, что ему нельзя делать?
-Внимательно прочтите текст на странице 79 и подумайте: Какие правила должен соблюдать ученик при простуде?
-Почему же нельзя гулять, ходить в школу и смотреть телевизор, если ты простужен?
(Ответы детей: организм при простуде ослаблен. Организм становится беззащитным перед опасными микробами. Простуда может дать осложнение, т.е. вызвать другое заболевание.)VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1.Работа в группах: игра «Что? Где? Когда?»
Сегодня в викторине « Что? Где? Когда?» участвуют 4 команды. Это наши «знатоки». Против вас сегодня играют родители и гости.
Начнем игру. Капитаны команды по очереди вращают волчок и определяют задание (в конвертах).
Капитан вращает волчок.
1 группа. Конверт под № 1. Против вас играет Карлсон.
2 группа. Конверт под № 2. Против вас играет Надежда Никитична.
3 группа. Конверт под № 3. Против вас играет Доктор Айболит.
4 группа. Конверт под № 4. Против вас играет Марина Вячеславовна.
Решение задачи обсуждает вся команда, а ответ на вопрос даёт один из игроков. На обдумывание – одна минута.
Проверка.
Внимание на экран.

Здравствуйте, ребята.
Очень ждал встречи с вами, но серьёзно заболел.
Ничего не помогает. Даже лекарство из конфет, плюшек и варенья, которое приготовил Малыш.
Диагноз очень страшный ПРОСТУДА. Ребята, помогите!
Из набора предметов, выбрать только те, которые предлагает природа для борьбы с простудой.
Лимон карамельки, машинка, наклейки
Чеснок
Липовый цвет
Лук
Внимание правильный ответ: Карлсон поправится не скоро, если будет лечиться таким лекарством.— В борьбе с простудой помогут: чеснок, липовый цвет, лук.
-Давайте узнаем лечебные свойства ещё одного растения. Чем оно поможет Карлсону?
Сценка «Разговор растений»
Настя: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.
Карина: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?
Злая, как волчица.Жжется, как горчица.Что это за диво? Это же …
Настя: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?
Карина: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.
Крапива : Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая, Все знают, что крапива – лекарственное растение.
Настя: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны?
Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить вкусные щи.
Карина: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.
Настя: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно.
-С каким лекарственным растением познакомились? Чем оно может Карлсону?
-Но почему всё-таки крапива обжигает? (На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.)Внимание на экран - следующий вопрос. Его для вас подготовила бабушка Дианы – Надежда Никитична.
Вы заболели. Установите последовательность ваших действий.
-Сообщить взрослым
-Вызвать врача-Ничего не делать-Лечь в постель
-Пить холодную воду-Принять лекарство
Внимание правильный ответ:
1.Сообщить взрослым.
2.Вызвать врача.
3.Лечь в постель.
4.Принять лекарство
Доп. Вопрос: — Почему нельзя ничего не делать? Пить холодную воду?
Коллективная работа
-Ребята, самостоятельно прочитайте текст, заключенный в рамочку на странице 78.
-Подумайте, о чём предупреждают Вас авторы учебника?
ПРОВЕРКА
-Так о чём мы должны помнить? (Если заболел, надо сразу сообщить взрослым о своих недомоганиях, чтобы болезнь не успела нанести большого вреда организму).
-Можно ли принимать лекарства без ведома взрослых?
- Вы справились и с третьей поставленной задачей.
Внимание, против знатоков играет Доктор Айболит.
Предлагаю поиграть в больницу и вылечить больных зверей.
- На парте у вас неслучайно стоит игрушка, она заболела.
1.У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение?
2. А у нашей лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?
3. Как жалко бедного ослика: его так знобит. Наверное, он простыл. Что ему нужно дать, чтобы он пропотел?
Внимание правильный ответ:
1. Если болит горло, рекомендуем отвар календулы и крапивы, мёд.
2.При простуде и сильном кашле полезно будет пить отвар мать – и – мачехи.
3.Ослику советуем пить чай из липы и из малины.
Вывод: Я думаю, нашим зверюшкам будет намного легче. Молодцы!
Внимание на экран. Для вас свой вопрос подготовила мама Гольцовой Марии, Марина Вячеславовна, инструктор по физическому воспитанию.
-Здравствуйте, уважаемые знатоки, я предлагаю Вам выбрать одежду для прогулки сегодня после уроков.
Внимание правильный ответ: ….
Коллективная работа
Задача: В семье кто-то простудился, какие правила гигиены надо соблюдать?
-Откройте страницу 77 учебника и рассмотрите рисунок.
(Ответы детей: необходимо проветривать и делать влажную уборку помещения, носить марлевые повязки).
IX. Включение в систему знаний повторение.
-Как нужно вести себя, если всё-таки заболел?
Коллективная работа.Дети встают.
-Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами.-Если у тебя простуда, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись.-Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей.-Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом.-Надо лечь в постель.-Если заболел, ешь мороженое.-Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке.-Принимай лекарства, назначенные врачом.-Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру.-Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны.-Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу, ты так давно у него не был.
-Болезнь легче предупредить, чем лечить. Что же нам надо делать, чтобы не заболеть?
(Чтобы не заболеть простудой и гриппом, нужно проводить профилактические меры. Первое – употреблять в пищу продукты, которые содержат витамин С. Он укрепляет организм и помогает бороться с вирусами).Учитель достаёт из медицинского чемоданчика лимон, клюкву, апельсин, киви.Но я знаю еще одно средство. В моем медицинском сундучке лежит то, чего очень боится вирус простуды. Догадались, чего боится простуда? (лук и чеснок)Учитель достаёт из сундучка лук и чеснок.Чеснок и лук выделяют особые летучие вещества -  фитонциды, которые убивают микробы.
Вы справились с последней поставленной задачей.
- Посмотрите, что произошло с простудой? (Простуда исчезла)
X. Рефлексия УД на уроке.
-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.
-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?
-Удалось ли нам её достичь?
-Что нового узнали?
-Чему научились?– Когда мы заболеваем, то идем к врачу, который выписывает рецепт для получения лекарства. На рецепте врач обязательно поставит печать. На рецептах (у каждого ученика на столе), которые лежат перед вами, печатей нет. Закрасьте печать в виде треугольника одним из трех цветов. Если вам было интересно, комфортно на уроке, эта печать должна быть зеленого цвета. Если что-то не понравилось – синего, а если вам было неинтересно и ничего полезного вы не узнали, печать должна быть черного цвета.
171450156210
Рецепт
Ф.И.О_________________
Название__________________
печать
571589535
Рецепт
Ф.И.О_________________
Название__________________

печать
XI.Домашнее задание
-Ребята, прочитайте домашнее задание про себя.
Выберете себе домашнее задание по интересам.
1.Закрепить изученное по учебнику на странице 77-80
2. Сочинить сказку по теме «Берегись простуды»
3. Подобрать пословицы и поговорки по теме урока.