Рабочая программа Обычаи и традиции русского народа (5 класс)



1. Пояснительная записка
Курс факультатива «Обычаи и традиции русского народа» дает детям среднего школьного возраста представление о духовно-нравственных традициях России, социальном опыте, исторических представлениях наших предков, их хозяйственных знаниях, семейном укладе, круге чтения, праздниках и буднях.
Народная культура сегодня оказывает значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников.
Здоровые основы жизни россиян неразрывно связаны с духовными сокровищами Православной Церкви. Православие было самой сутью мировосприятия россиян и образом их жизни.
Нравственные понятия и соответствующие нормы поведения традиционно прививались детям в семье с малых лет. Поэтому особое внимание уделялось семейным традициям. Именно в семье решались все проблемы: экономические, духовные, нравственные, социальные и др. Содержание программы методически распределено по основным семи проблемно-тематическим разделам, что даст педагогу возможность последовательно знакомить школьников с богатым и многогранным миром наших предков.
Программа предназначена для обучения обучающихся 5 класса. рассчитана на 34 часа в год, 1 ч. в неделю.
2. Результаты освоения курса – внеурочной деятельности
Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей обучающихся 5 класса. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Формирование универсальных учебных действий.
1. Личностные результаты.
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Обучающиеся получат возможность для формирования:внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
установки на здоровый образ жизни;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.Обучающиеся получат возможность для формирования:в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
проявлять познавательную инициативность;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
различать способ и результат действия;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Обучающиеся получат возможность для формирования:осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать;
устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Выпускник получит возможность научиться:
правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
задавать вопросы;
владеть диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
2. Метапредметные результаты.
В результате освоения курса обучающиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Обучающиеся научатся:
организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
реализовывать свой творческий потенциал;
воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона;
готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте.
3. Предметные результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа;
- организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
- определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
- пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Календарно-тематический план
Наименование раздела Кол-во часов Проект
Раздел 1. Языческие корни русского народа 2 1 проект в течение года (защита в конце года)
Раздел 2. Традиционный уклад жизни русского человека 6 Раздел 3. Сельский храм 4 Раздел 4. Духовный облик русского человека 4 Раздел 5. Русские семейные обряды 3 Раздел 6.Русские календарные обряды и праздники 5 Раздел 7. Традиционное образование русского народа 10 Итого: 34 Краткое содержание учебного раздела (темы)
Раздел 1. Языческие корни русского народа
Тема 1.1. Славянское видение мира. Традиционный уклад жизни русского народа (1 час)
Сварог — это олицетворение неба, верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Стрибог — бог ветров. Дажьбог — бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая. Семаргл (Симаргл) — крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. Лада — богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ладу называли «матерью Лелевой». Леля — богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. К древнейшему земледельческому культу. Макошь (Мокоши) — богиня земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Велес — владыка мира мёртвых.
Тема 1.2. Существа и духи славянской мифологии (1 час)
Водяные культы славян. Население воды многочисленными божествами — русалками, водяными, в честь которых устраивались специальные праздники — русалии. Символом воды в искусстве - утки и гуси. Почитание леса и рощи как жилища богов. Хозяином языческого леса - Медведь — самый сильный зверь. Почитание Волка божеством. Почитание Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Среди домашних животных славяне более других почитали Коня. В облике золотого Коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Домашние духи: домовой, кикимора, дворовой, банник и т.п.
Раздел 2. Традиционный уклад жизни русского человека
Тема 2.1. Домашний быт, семейный уклад наших предков. Традиции русского гостеприимства (1 час)
Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня. Игры и забавы детей. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях и с ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели. Учёба Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек).
Тема 2.2. Крестьянская усадьба. Характерный облик избы. Внутреннее убранство. Мебель, посуда, предметы быта семьи (1 час)
Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема. Светёлки. Крытые галереи. Изготовление макета избы, домашней утвари.
Тема 2.3. Внутренний строй русской сельской семьи. Внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг (1 час)
Крестьянская община и семья. Сельский мир. Взаимопомощь. Артельный труд. Ответственность крестьянина перед миром. Духовно-нравственный облик крестьянина. Трудолюбие. Вера. Покаяние. Милосердие. Честь и достоинство. Побратимство. Отношение к старшим.
Тема 2.4. Одежда. Традиционный костюм русских крестьян (1 час)
Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).Роль орнамента-оберега (вышивка).Особое значение пояса (кушака).Головные уборы девушек и женщин, украшения. Лапти, баретки, онучи. Традиционный костюм бояр. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
Тема 2.5. Память о предках. Кладбища и поминовения усопших на Руси. Семейный помянник (1 час)
Устроение русского кладбища. Поминания усопших. Память об усопших в канун праздника Святой Троицы. РАДОНИЦА (вторник второй недели по Пасхе) – день поминовения усопших. Посещение могил своих умерших родственников. Причитания женщин по усопшим в древние времена. Смысл приношения на могилы еды и питья: кутьи, пирогов, калачей, блинов, сырников, крашеных яиц, вина, пива. Деление едой с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли там. Обряд «мертвым на еду» (на могилы лили масло, вино, пиво). Помянник (синодик) – небольшая книжка или тетрадка с записанными в ней для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Помянник – это связь между живыми и мертвыми, нет разделения и различия между живущими на земле и теми, кто находится под землей, чьи тела пребывают в могилах, как на своих ложах до воскресения из мертвых.
Тема 2.6. Внутрисемейный строй городской семьи. Связи горожан: бытовые, родственные, приходские, соседские, производственные, по интересам (1 час)Знание моральных и правовых норм – основа внутрисемейных отношений. Важное значение литературных произведений середины XVI в. «Домострой» как свод правил поведения горожанина, которыми он должен был руководствоваться в отношении к светским властям, церкви и семье, и Уложение 1649 г., регламентировавшее внутрисемейные отношения. Ограничения для горожанок. Публичный характер внутрисемейных отношений среди городских сословий. Отдельные семьи не представляли из себя крепости, куда запрещен был вход посторонним лицам. Напротив, каждая семья находилась, с одной стороны, в тесном контакте с родственниками, с другой стороны - с соответствующей корпорацией: мещанская семья - с мещанским обществом, купеческая - с купеческой гильдией, ремесленная семья - с цехом. Семья являлась как бы продолжением, проекцией корпорации, и наоборот - корпорация была проекцией и продолжением семейных отношений.
Раздел 3. Сельский храм
Тема 3.1. Сельский храм. Архитектурный облик и внутреннее устройство (1 час)
Сельские церкви - это особый класс памятников архитектуры, с особой судьбой, с особым значением  для народа и территории России. Строительство храма всем миром: привоз крестьянами леса, кирпича, песка, глины. Льняное масло и яйца собирали по дворам. Закупка на пожертвования краски, плит чугунных, половой плитки. Изготовление вручную кирпича. Крестообразная и корабельная архитектура храма. Символика храма.
Тема 3.2. Приходская жизнь поселян. Богомольцы и странники. Благочестие русского крестьянина (1 час)
Прихожане. Богомольцы – набожные люди, ходящие на богомолье, т. е. на поклонение к святыням. Богомольцы и странники как люди, любящие молиться за кого-нибудь Богу. Благочестие как положительное качество русского человека, крестьянина.
Тема 3.3. Домовая церковь. Семейные праздники в крестьянской семье (1 час)
Домо́вая церковь — в православной церкви освященное помещение в жилище частного лица (в узком смысле слова) или учреждении (в широкомсмысле слова). Имеет собственный антиминс, используется для совершения богослужения. Крестовая церковь в архиерейских домах или резиденциях епископов как особые виды домовой церкви. Расположение домовой церкви в больнице, доме престарелых, детском доме, приюте, ином социальном (благотворительном) учреждении, а также учебном заведении. Предназначенность домовой церкви для участия в богослужении лиц, постоянно или временно пребывающих или обучающихся в этих учреждениях. Основные события семейной жизни, вязанные с проведением обрядов, ритуалов.
Тема 3.4. Крестьянская община и семья. Сельский мир. Взаимопомощь (1 час)
Сельское общество («сельская община», «крестьянская община», «мир») как единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Объединение нескольких сельских обществ в волость. Управление сельских обществ сельскими сходами, избиравшими сельских старост. Сельские общества являлись коллективными владельцами земли селений (улицы, проезды). Также сельские общества могли являться коллективными владельцами надельной земли, предоставлявшими их отдельным крестьянам во временное пользование.
Раздел 4. Духовный облик русского человека
Тема 4.1. Артельный труд. Ответственность крестьянина перед миром (1 час)
Артель как добровольный союз равноправных работников, решавший производственные и хозяйственные задачи на основе самоуправления, взаимопомощи и взаимовыручки. Связь членов артели круговой порукой (то есть каждый из них ручался солидарно за всех остальных, все же вместе — за каждого отдельно). Общинные и артельные формы народной жизни и хозяйствования, их взаимосвязь. Проявление в артели лучших качеств человека. Самоуправляемый характер артели в равном праве для всех выразить свои способности вне зависимости от социального положения. Руководители артели: атаманы, старосты, большаки. Широкие права руководителя артели. Ответственность артельных людей перед руководителем.
Тема 4.2. Духовно-нравственный облик крестьянина. Трудолюбие. Вера (1 час)
Уважением к крестьянскому труду в произведениях Ермолая-Еразма (ХУI в) «Правительница и землемерие». Связь Труда на Руси с делом защиты и приумножения славы Отечества, выполнением святого долга перед ним, с воспитанием юношества, милосердием и другими ценностями. Праведный труд как воплощение Русской идеи, мечты о справедливости и равенстве всех сограждан. Ремесленные производства на Руси.
Тема 4.3. Покаяние. Милосердие. Честь и достоинство. Побратимство. Отношение к старшим (1 час)
Милосердие – готовность помочь кому либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Это желание приносить пользу другим людям, не задумываясь о вознаграждении. Милосердие как традиционная черта россиян. В конце девятнадцатого века в России насчитывалось более трех тысяч благотворительных обществ, попечительств. Первые медицинские сестры, которых называли сестрами милосердия.
Тема 4.4. Святые и праведники на Руси. Их всенародное почитание (1 час)
Надежды русского человека на божественную помощь в своих делах. Языческие боги как покровители различных сторон деятельности человека, хранители его здоровья и семейного благополучия. С приходом на Русь христианства эти обязанности языческих богов в народном сознании были распределены среди христианских святых, в которых люди Древней Руси продолжали видеть своих небесных помощников. Особенности почитания святых основывались, как правило, на отдельных сюжетах их житий, порой даже на незначительных эпизодах. «Обязанности» святых были строго распределены. Многие из них покровительствовали крестьянскому труду, оберегали урожай и скот. Особо чтился пророк Илия, унаследовавший функции языческого Перуна-громовержца. От него ждали избавления от засухи и защиты от пожаров. Святой Георгий считался покровителем не только воинов, но и землепашцев, и даже невест, поскольку он спас от дракона царевну. Другие почитаемые святые.
Раздел 5. Русские семейные обряды
Тема 5.1. Семейные обряды русского народа. Обряды, связанные с рождением ребенка (1 час)
Обряды, обычаи, приметы, связанные с беременностью. Предохранительные обряды беременной женщины. Обряд «бабина каша». Обряд «припекание ребенка». Предохранительные обряды новорожденного ребенка.
Тема 5.2. Традиционный русский свадебный обряд (1 час)
Свадебный обряд как целостный ритуал. Составные части традиционного свадебного обряда: сватовство, рукобитье, девичник, венчание, княжий стол. Свадебные чины: большой и малый бояре, тысяцкий, дружки. Роль жениха и невесты в свадебном обряде.
Тема 5.3. Русский похоронный обряд (1 час)
Представление русского народа о смерти. Уважительное отношение к смерти. Составные части обряда похорон: допогребальные обряды (бдения, омовение, обряжение, закрытие зеркал, вынос тела и т.п.), погребальные обряды (положение во гроб, несение на полотенцах, ставление креста, учет стороны света и т.п.), послепогребальные обряды (поминальная трапеза, поминальные дни и т.п.).
Раздел 6. Русские календарные обряды и праздники
Тема 6.1.Календарь русской природы и православный месяцеслов. Праздники и календарные обряды русского народа (1 час)
Русский крестьянский календарь. Обрядовые и ритуальные действия крестьян, связанность их с природным календарем. Взаимосвязь семейных обрядов и календарных обрядов.
Тема 6.2. Календарные обряды и праздники зимнего цикла (1 час)
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Рождество Христово. Рождественские колядки
Тема 6.3. Календарные обряды и праздники весеннего цикла (1 час)
Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции обряды. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символздоровья, силы, красоты.). Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование.
Тема 6.4. Календарные обряды и праздники лета (1 час)
Троица – переходный праздник весны и лета. Троицкие обряды, Троицкая неделя. Гадание девушек в Троицу. Иван Купала. Смысл праздника. Магический смысл праздника. Приметы, связанные с папоротником. Петров день в разгар лета. Ильин день.
Тема 6.5. Календарные обряды времени уборки урожая (1 час)
Отсчёт осенних дней в августе. Главная забота земледельца – уборка хлебов. ЗВыполнение обрядового зачина женщиной, хорошей работницей. Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября – первый праздник встречи осени – первые осенины. В восьмой день – вторые осенины, а третьи – на Воздвиженье, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлёт пошла (двинулась). Осень-пора молодёжных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы. Семенов день. Первый спас. Второй спас. Третий спас. Преображение. Успение.
Раздел 7. Традиционное образование русского народа
Тема 7.1. Народная школа. Традиционные формы воспитания крестьянских детей (1 час)
Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — начальные школы при церковных приходах. Программа обучения в школах: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. В двухклассных школах преподавались также начала русской и церковной истории. Все предметы, кроме арифметики, рассматривались как развитие и дополнение Закона Божьего. Руководил обучением священник. Бюрократизированная система духовного ведомства стесняла самостоятельность священников и учителей; отсутствие приходского самоуправления не позволяло обеспечить церковные школы за счет общественных средств, в то время как казенных ассигнований явно недоставало. Качество преподавания, образовательный уровень учителей в церковных школах были ниже, чем в светских.Тема 7.2. Молитва (1 час)
Большое число определений молитвы, которые не во всем совпадают друг с другом. Молитва как «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме. Подразделение молитвы «на славословия, прошения и благодарения». Общественные и частные молитвы. Внутренняя и наружная молитва. Хвалебные, благодарственные, просительные и другие молитвы. Роль молитвы для русского человека. Молитва в воспитании.
Тема 7.3. Формы и методы обучения детей на Руси (1 час)
Кормильство – социально-педагогическое явление на Руси, форма домашнего воспитания детей феодальной знати. «Дядьки» - институт воспитания детей у родственников. Воспитание и обучение детей на основе традиций. Открытие школ «мастеров грамоты». Обучение в церковно-приходских школах и монастырях.
Тема 7.4. Традиционный круг чтения на Руси (краткий обзор) (1час)
Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Славянская азбука (кириллица) содержала 43 буквы и в их составе 28 букв, соответствующих греческому алфавиту. Каждая буква древнерусской азбуки имела свое на звание: А – «аз», Б – «буки» и т. д. Отсюда и синонимичное название алфавита – азбука. Кожаные книги. Кодекс. Рукописные книги. Чтение на Руси: Библии, летописей, Евангелия, Слово о полку Игореве и др. Остромирово Евангелие. Азбуковники.
Тема 7.5. Русские народные сказки (1 час)
Виды сказок. Генезис жанра. Педагогическая функция русских народных сказок. Герои, темы русских народных сказок. Сказки-импровизации. Чтение сказок. Разыгрывание в лицах русской народной сказки.
Тема 7.6. Малые жанры русского фольклора: народные пословицы, поговорки, загадки (1 час)
Пословицы, поговорки как жанр русского фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме. О термине «пословица». Признаки фольклора в половицах: коллективность, традиционность, устность. Малые жанры как совет или поучение, имеющие явный моральный аспект. Роль малых жанров. Познавательная ценность. Пословица и поговорки как отражение жизни, богатого трудового опыта народа, явлений действительности. Разнообразие  тем пословиц, поговорок, загадок.
Тема 7.7. Русские народные игры (1 час)
Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальными яйцами. Игры без поэтически организованного текста. Игры с игровыми припевами. Хороводные игры. Разучивание игр. Ролевые игры с игровыми приговорами. Игры, заимствованные от взрослых.
Тема 7.8. Русские народные песни (1 час)
Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Безавторность народной песни. История русской народной песни, ее неясность. Гипотезы о форме и содержанию русских народных песен. Упоминание о шутливых песнях в Домострое. Признание песнопений церковных (псалмы, тропари, акафисты. Изменение тематики русских народных песен. Эстетическая красота и цельность русской песни.
Формы занятий:
Учебно - теоретическиеПрактические
Изучение литературы, работа с документацией Экспедиции по сбору материала
Рассказ педагога Обработка собранного материала
Беседа Научно – исследовательские работы
Учебная игра Экскурсии
Презентация Виртуальное посещение выставок, музеев (интернет)
Игровые занятия Творческие конкурсы
Рукоделие и художественная деятельность
Творческие проекты
Защита проектов
(2часа)
Возможные темы проектов для учащихся:
- Традиционная русская изба.
- Деревенская церковь.
- Пантеон славянских богов.
- Вера в нечистую силу русского народа.
- Традиционный русский свадебный обряд.
- Обычаи Пасхи.
- Рождественские традиции.
- Пословицы и поговорки русского народа.
- Загадки русского народа.
- Русские народные подвижные игры.
4. Тематическое (календарно-тематическое) планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/пТема урока Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихсяДата проведения КорректировкаРаздел 1. Языческие корни русского народа (2 ч)
Личностные УУД:
чувство гордости за свою Родину;
восприятие образа мира как единого
уважение к истории и культуре своего народа;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Предметные УУД:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций русского народа;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
1 Славянское видение мира. Традиционный уклад жизни русского народа. 1 Ознакомление с богами славянской мифологии, умение различать их, подготовка иллюстраций и сообщений о славянских богах 2 Существа и духи славянской мифологии 1 Ознакомление с существами и духами славянской мифологии, умение различать их, прочтение отрывков из сказок, где встречаются славянские духи и существа. просмотр документального фильма Раздел 2. Традиционный уклад жизни русского человека (6 ч)
Личностные УУД:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные УУД:
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные УУД:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций русского народа;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
3 Домашний быт, семейный уклад наших предков. Традиции русского гостеприимства. 1 Знакомство с бытом крестьянской и городской семьи, распорядок дня. Игры и забавы детей. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки (презентация). Учёба Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). 4 Крестьянская усадьба. Характерный облик избы. Внутреннее убранство. Мебель, посуда, предметы быта семьи. 1 Знакомство с обустройством крестьянской усадьбы, обликом избы, внутренним убранством, мебелью, посудой, предметами быта семьи (презентация). Изготовление макета избы, домашней утвари. 5 Внутренний строй русской сельской семьи. Внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг. 1 Рассказ учителя, знакомство с домостроем, создание собственных правил внутрисемейных отношений. 6 Одежда. Традиционный костюм русских крестьян 1 Знакомство с особенностями крестьянской одежды;
с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером, создание собственных эскизов, моделей крестьянских костюмов. 7 Память о предках. Кладбища и поминовения усопших на Руси. Семейный помянник. 1 Рассказ учителя. Создание семейного помянника. 8 Внутрисемейный строй городской семьи. Связи горожан: бытовые, родственные, приходские, соседские, производственные, по интересам. 1 Знакомство с внутрисемейным строем городской семьи, сравнение с внутрисемейным строем крестьянской семье (сопоставительная таблица) Раздел 3. Сельский храм (4 ч)
Личностные УУД:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные УУД:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
9 Сельский храм. Архитектурный облик и внутреннее устройство. 1 Знакомство с историей возникновения храма.
Знакомство с архитектурным обликом и внутренним устройством сельского храма (презентация), правилами поведения в храме 10 Приходская жизнь поселян. Богомольцы и странники. Благочестие русского крестьянина. 1 Знакомство с понятиями прихожане, богомольцы – набожные люди, ходящие на богомолье, т. е. на поклонение к святыням, благочестие (богомольцы и странники как люди, любящие молиться за кого-нибудь Богу. Благочестие как положительное качество русского человека, крестьянина) 11 Домовая церковь. Семейные праздники в крестьянской семье. 1 Знакомство с понятием домо́вая церковь, расположением домовой церкви в больнице, доме престарелых, детском доме, приюте, ином социальном (благотворительном) учреждении, а также учебном заведении. Знать о предназначенности домовой церкви для участия в богослужении лиц, постоянно или временно пребывающих или обучающихся в этих учреждениях, об основных событиях семейной жизни, связанных с проведением обрядов, ритуалов.
12 Крестьянская община и семья. Сельский мир. Взаимопомощь. 1 Знакомство с понятием «сельское общество» («сельская община», «крестьянская община», «мир») как единицей административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Знать об управлении сельских обществ сельскими сходами, избиравшими сельских старост. Раздел 4. Духовный облик русского человека (4 ч)
Личностные УУД:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные УУД:
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.
Предметные УУД:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
13 Артельный труд. Ответственность крестьянина перед миром. 1 Знакомство с понятием «артель». Знать о связи членов артели круговой порукой. Общинные и артельные формы народной жизни и хозяйствования, их взаимосвязь. Руководители артели. Ответственность артельных людей перед руководителем. 14 Духовно-нравственный облик крестьянина. Трудолюбие. Вера. 1 Уважением к крестьянскому труду в произведениях Ермолая-Еразма (ХУI в) «Правительница и землемерие». (Чтение произведения) Ремесленные производства на Руси (просмотр презентации) 15 Покаяние. Милосердие. Честь и достоинство. Побратимство. Отношение к старшим. 1 Знакомство с понятием «милосердие», «честь», «достоинство» (работа с толковым словарём». Создание современных правил отношения к старшим.
16 Святые и праведники на Руси. Их всенародное почитание 1 Работа с толковым словарём (понятия «святой», «праведник». Знакомство со святыми и праведниками (презентация). Подготовка сообщений Раздел 5. Русские семейные обряды (3 ч)
Личностные УУД:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные УУД:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные УУД:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
17 Семейные обряды русского народа. Обряды, связанные с рождением ребенка 1 Знакомство с семейными обрядами русского народа (обряды, обычаи, приметы, связанные с беременностью. Предохранительные обряды беременной женщины. Обряд «бабина каша». Обряд «припекание ребенка». Предохранительные обряды новорожденного ребенка)18 Традиционный русский свадебный обряд 1 Знакомство с проведением свадебного обряда на Руси и его составными частями. Разучивание свадебных песен и частушек-дразнилок. 19 Русский похоронный обряд 1 Знакомство с похоронным обрядом. Чтение похоронных песен. Раздел 6. Русские календарные обряды и праздники (5 ч)
Личностные УУД:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
Метапредметные УУД:
- организация собственной деятельности, выбор и использование средств для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
- применение полученной информации при выполнении заданий;
- проявление индивидуальных творческих способностей.
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные УУД:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
20 Календарь русской природы и православный месяцеслов. Праздники и календарные обряды русского народа. 1 Знакомство с праздниками и обрядами русского народа, создание иллюстрированного народного календаря русской природы 21 Календарные обряды и праздники зимнего цикла. 1 Разучивание некоторых колядок, рождественских и новогодних стихов; знакомство с пословицами и поговорками о праздниках. 22 Календарные обряды и праздники весеннего цикла. 1 Знакомство с праздниками весеннего цикла, просмотр презентации, сообщение о празднике (на выбор) 23 Календарные обряды и праздники лета. 1 Знакомство с обрядами и праздниками лета, разучивание обрядовых песен 24 Календарные обряды времени уборки урожая. 1 Знакомство с календарным обрядом времени уборки урожая. Инсценирование обряда, разучивание обрядовых песен. Раздел 7. Традиционное образование русского народа (10)
Личностные УУД:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные УУД:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Предметные УУД:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
25 Народная школа. Традиционные формы воспитания крестьянских детей. 1 Сравнение народной школы и современной школы, форм воспитания детей в старину и в современном мире. 26 Молитва. 1 Чтение и разучивание детских молитв 27 Формы и методы обучения детей на Руси. 1 Сравнение учебы детей в старину с современной школой;
(букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги).
28 Традиционный круг чтения на Руси (краткий обзор). 1 Знакомство с книгами, которые традиционно читали на Руси и прочтение отрывков 29 Русские народные сказки 1 Просмотр русских народных сказок 30 Малые жанры русского фольклора: народные пословицы, поговорки, загадки 1 Составление электронного сборника пословиц, поговорок, загадок, создание собственных иллюстраций к ним 31 Русские народные игры 1 Разучивание русских народных игр 32 Русские народные песни 1 Разучивание русских народных песен 33 Защита проектов 1 Создание и защита проектов 34 Итоговое повторение 1 Викторина, презентации