План-конспект мероприятия Обычаи и традиции нашего народа


КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
План-конспект общегруппового мероприятия на тему «Обычаи и традиции нашего народа»
Воспитатель:
Исмаилова А.В
Тема: Обычаи и традиции нашего народа
Цели:
Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.
Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Укреплять интегрированные связи предмета технологии с другими науками – историей, МХК.
Оборудование: репродукции картин, энциклопедии, рисунки.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Постановка проблемы и задач занятия
Учитель: Почему русский народ бережно хранит свои традиции?
– Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения7– К концу урока мы должны ответить на вопрос, какие черты характера в человеке воспитывают традиции и праздники русского народа?
III. Открытие новых знаний
Каждая группа заранее получает задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа.
Учитель: История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.
Первая группа
Праздник урожая
Первой заботой крестьян в их повседневной жизни и во время праздников был урожай. Недаром главным обрядовым блюдом и во время новогодних праздников, и на свадьбах был хлеб – каравай. На каравае лепили из теста важнейшие символы – плуг и миртовое дерево. На рождество хозяин дома прячется за пирогами и желает, чтобы на будущий год их было еще больше. Этот обряд был очень древним. Весь год земледельцев делился на две половины: летнюю – время пахоты, сева, обеспечения урожая, его сбора, и зимнюю – время подготовки к новому урожаю. Лето было главным сезоном, недаром слово "лето” означает и "год” в целом.
Вторая группа
Новый год и святки
В 1700 г., во времена Петра Великого, было установлено считать началом Нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше.
Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год. После принятия христианства этот праздник совпал с праздником Рождества и святками, которые следовали за Рождеством. В течение 12 дней праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. По древним верованиям, в эти дни определялась судьба будущего урожая, возрождения всей природы. В это время, самое темное в году, нечистая сила вырывалась с того света и угрожала всему мирозданию. Поэтому на святки бывали "святые вечера” и "страшные вечера”. Во время праздников по улицам ходили не только колядующие с благопожеланиями – колядками, но и ряженые в образе чертей и прочих демонов. Само слово "колядка” – песенка-благопожелание восходит к временам Византии и Древнего Рима: календами там называли начало месяца, нового календарного цикла. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки. Ряженые, облаченные в звериные шкуры, со страшными масками, изображали не только нечистую силу, но и животных , олицетворявших плодородие: козу, коня и т.п. "Где коза ходит, там жито родит”,- пели ряженые. Они разыгрывали смешные сценки, во время которых коза или конь умирали, а потом вновь оживали: жизнь торжествовала над смертью. В нечистую силу рядились специально для того, чтобы показать ее смешной и нестрашной для людей всего мира. На святках гадали на будущий урожай и судьбу. Девушки пытались узнать имя своего "суженого”, будущего мужа. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, игр и представлений.
Третья группа
Крещение (19 января)
Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются "Орешки” или "В жребий”. Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.
Масленица
Самым веселым праздником можно считать праздник проводов зимы, который у русских называется масленицей, в честь древнего обрядового блюда – масленого блина. Масленица – это время блинов. Оладий, сырников, хвороста, пирогов и пышек. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась. Масленица сопровождалась обильными пиршествами и гуляниями: катанием с гор, ряженьем, кулачными боями и другими потехами. Кульминацией праздника были костры. Пока горел костер, кричали: "Молоко сгорело” или "Масленица сгорела, в Ростов полетела!”. Наряжали чучело, которое должно было воплощать Масленицу. Его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с Масленицей сгорала и зима. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, – Прощеное Воскресение. По обычаю все "прощались”, то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид.
Четвертая группа
Благовест (22 марта)
День весеннего солнцестояния 22 марта, когда день был равен ночи, считался днем пробуждения земли. Он совпадал с праздником Благовещения. До Благовещения спящую Мать-землю нельзя было тревожить полевыми работами: пахать, вбивать в нее колья и т.п. в противном случае наступят засуха и неурожай. Считалось, что змеи земные выходят в этот день из земли. Не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки, печенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящен Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сoроками. Говорят, что на Сoроки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.
Пасха
Пасху называют в православии праздником праздников. Пасха – самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и крестный ход. После этого семьями встречали восход солнца, наблюдая, как оно "играет”. Символ Пасхи – крашеное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами – красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день – 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых – способствовать возрождению и расцвету природы.
Пятая группа
Праздник Ивана Купала
День летнего солнцеворота,22 июня, также был одним из главных праздников. В самую короткую ночь устраивались гуляния с купанием и прыжками через костер. Этот день был близок дню Иоанна Крестителя. Церковь запрещала праздновать Купалу: народные праздники считались "бесовскими игрищами”. Считалось, что травы в ночь на Купалу приобретают чудодейственную целебную силу. Поэтому их собирали ведуньи. Нечистая сила также была особенно опасна в этот день. Ее воплощения: чучела Мары, Купалы, ведьмы – сжигали на купальских обрядовых кострах.
Шестая группа
Праздник жатвы. Воздвижение. (27 сентября)
Считалось, что к этому сроку весь урожай с полей сдвинулся на гумно и в амбары. Во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Считалось, что в нем воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая. Иногда на полях из последних колосьев плели ритуальную ржаную "бороду”, которую называли бородою Бога или Ильи. А иногда приписывали древнему славянскому божеству – Волосу. Осеннее солнцестояние 22 сентября, близкое христианскому празднику Воздвижения, замыкало годовой цикл древнего календаря. Земля на Воздвижение отходила к зимнему сну. Это был срок окончания летовки для лягушек, змей и разных букашек. Змеи и птицы "двигались” на тот свет, в иной мир, в страну тепла, которая называлась "Вырей”, "ирей” или "рай”. В старину не советовали 27 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со "змеиной свадьбой” – клубком катящимися к зимним норам змеями.
Таким образом, обычаи и праздники русского народа всегда отражали суть времени и образ жизни людей.
IV. Закрепление пройденного материала
Учитель: Используя репродукции картин, определите, какие праздники на них запечатлены. Составьте из предложенных репродукций коллаж годового цикла русского народа.
V. Итог занятия
Учитель: С какими народными традициями и обрядами вы познакомились?
– Как исторические события влияют на культуру человеческого бытия?
– Что воспитывают в людях народные традиции?