Урок для кружков: Изучение ономастики в кружковых занятиях по русскому языку


Руководитель кружка русского языка ДТШ г.Жанаозен Жанатилеуова К.А.
Изучение ономастики в кружковых занятиях по русскому языку
Основной задачей учителей русского языка в кружках является привитие любви к русскому языку, развитие их устной и письменной речи, а на уроках литературы сближение их духовного мира с произведениями великих классиков.
Изучая русский язык, прочитывая страницы любимых книг наряду с именами нарицательными очень часто ученики встречают имена собственные. Иногда учащиеся задают вопросы: что означает данное имя или прозвище? Почему одно и то же имя встречается сразу у нескольких народов? Такие случаи могут встречаться в практике многих учителей.
Разрешит данную педагогическую ситуацию учитель сможет с помощью толкования русских имен. Для этого он должен хорошо знать данный материал. Методически будет правильным, если учитель сделает обьяснение на научной основе. Данную работу он должен начать с того, что обьяснит ученика о том, что имеется специальная лингвистическая наука, занимающаяся всесторонним изучением собственных имен. Она называется ономастикой (с греч. «искусство давать имена»).
Имена собственные используется для обозначения широкого и разнообразного круга предметов, явлений, понятий.
Человек имеет имя, отчество, фамилию, может прозвище, псевдоним. Это антропонимы (греч.antropos, «человек» и onyma «имя, название»). Совокупность антропонимов анторопонимия того или иного языка. Наука, изучающая антропонимию,-антропонимика.
Географические объекты (реки, моря, горы, проспекты, дороги и др.( также имеют собственные имена топонимы (греч .topos «место» и onyma «имя, название»).
Совокупность топонимов образует топонимию. Наука, изучающая топонимию называется топонимикой.
Название объектов космического пространства (звезд, созвездий, планет, комет, стероидов) космоноимя (греч.kosmos «мироздание», «мир», «небесный свод» onyma «имя, название»).
Они образуют космонимию, которая изучается в особом разделе ономастики космонимии.
Собственные названия (клички) животных, чаще всего домашних собак, лошадей,икоров и др., составляют зоонимов (греч.zoon «животное», onyma «имя, название»); их совокупность зоономия изучается в зоономике.
Собственные имена нередко получают и предметы материальной культуры, науки и техники ) музыкальные инструменты, ювелирные изделия, пароходы, космические корабли), а также произведения духовной культуры (книги, журналы, оперы, музыкальные передачи и т.п.). Для их обозначения пока нет общепринятого термина; их называют ктематониями (совокупность ктематонимов ктематономия, наука о них ктематономика (от греч. Ktematos «дело» и onyma «имя, название»).
Анторопникика, топонимика, космонимика, зоонимика, ктематонимика и др. Входят в состав ономастики как его разделы.
Мы знаем, что ономастика как раздел русского языка в школьном курсе не изучается. Как можно обогатить знание учащихся ономатическими понятиями. Все разделы ономастики полностью можно изучить только на факультативных и кружковых занятиях. На занятиях кружка по русскому языку учащимся целесообразно предложить работу по ономастике во время работы с отдельными текстами. Для этой работы отводится часть урока. Ее можно проводит в следующем порядке:
а) определение количества антропонимов, топонимов, космонимов, зоонимов, ктематонимов в данном тексте;
б) определение их грамматических показателей;
в) работа по их правонаписанию;
г) примеры из текста (с толкованием).

Как мы провели работу по ономастике с учениками старших классов при прохождении рассказа К.Г. Паустовского «Остановка в пустыне». Ученики легко определяют, что в данном тексте следующие топонимы: Мугоджар, Азия, Мангышлак.
Топоним Мугоджар обозначает название небольшой горы, которая находится на севере западе Казахстана. Слово тюркского происхождения, оно состоит из двухоснов мугод и жар.
Слово Азия название части света возниклово времена греческой культуры. Первоначально им называли не всю азиатскую часть огромного материка, а весьма ограниченную территорию.
Сейчас Азией мы называем обширную чсть суши земного шара, однако поначалу римляне называли Азией только малоазиатское государство Пергам (ІІІ-ІІ века до нашей эры). По своему происхождению топоним Азия связан ассирийским словом асу, имевшим значение «восток, восход».
Топоним Мангышлак обозначает название нашей области. По древним источникам эта земля принадлежала когда-то древним огузам. Современные ученые дают толкование на казахском «мың қыстау», на туркменском языке «мың қышлақ».
На следующий урок ученики самостотельно подготовили следующий материал по ономастике из данного рассказа.
Млечный путь - это птичья дорога. Тысячи лет птицы летят каждую осень на юг по этому пути, и после их перелета в небе остается светящийся след. Ученики приводят примеры космонимов (Большая Медведица, Созвездие Ариона, Андромеда).
Шевченко - это типичная украинская фамилия. В основном все украинские фамилий оканчиваются на -ко. Ученики приводят другие примеры (Стеценко, Фоменко, Еременко и др.)
Испендияр слово арабского происхождения, в переводе оно имеет значение благородной. Возможно, это имя появилось у казахов вместе с исламской религией. Ученики приводят другие примеры на казахские имена с арабским происхождением (Ахмет, Данияр, Мадина и др.)
Более серьезную работу ученики могут выполнить в форме рефератов и небольших научных работ (исследований). В конце каждой четверти члены кружка, а также слушатели факультативных занятий защищают свои работы.
Из реферата одного из членов кружка, который выполнил работу по вопросам русской антропонимии учащиеся узнают следующие факты.
«Если мы проанализируем весь русский именник, все личные имена, которые распространены сейчас у русских, то установим парадоксальный факт: большинство русских личных имен по своему происхождению не исконно русские. В чем тут дело?
Церковь, обладающая монопольным правом нарекать младенца именем, запрещала древнерусские имена как языческие и заменяла их христианскими. Почти все личные имена, входящие в русский именник, бытующие у русских, принесены христианством на Русь через Византию. Поэтому они восходят к греческому, латинскому и некоторым восточным языкам.
Обратите внимание на краткие сведения о происхождении и значении некоторых наиболее распространенных у русских личных имен.
Анна (древнееврейское) - милость.
Елена (гереческое) - солнечная, светлая.
Зоя (греческое) - жизнь.
Маргарита (гречесоке) - жемчужина, жемчуг.
Ксения (греческое) - гостеприимсво.
Виктор (греческое) - победитель.
Петр (греческое) - камень.
Таким образом, ученики убеждаются в том, что религия сыграла главенствующую роль в становлении русской и казахской антропонимии. Ведь многие имена, которые встречаются у казахов не исконно казахские. Они восходят к арабскому языку. Это такие имена как Абдулла, Абыл, Ахмет, Әбдіжамил, Ғали, Ғазиз, Керім, Нығмет, Әнипа и т.д. Они проникли в казахскую степь через исламскую религию. Исходя из этих фактов, можно сделать вывод, что история появления заграничных имен у русских и казахов имеют определенные сходства.
Работа над ономастикой мы начали недавно с 2015-2016 учебного года. В дальнейшем, наша работа будет направлена на изучение таких разделов ономастики, как космонимика, зоонимика, ктематомика.
Что же дает изучение ономастики? Ономастика имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, что обусловлено ее объектом; имя собственное может быть предметом изучения разных наук языкознания, истории, географии, астрономии и ряда других. Это обстоятельство позволяет в процессе кружковых занятий на материале ономастики органически осуществлять межпредметные связи. Ономастическая лексика, знакомство с нею, делает возможным увязывать изучение русского языка с литературой, с историей русского народа. Занятия ономастикой решают также задачи, как развитие учащихся логического мышления, стилистического чутья, эстетического вкуса.