«Культуротворческий подход в образовании как механизм становления духовно-нравственного воспитания младших школьников»

«Культуротворческий подход в образовании
как механизм становления духовно-нравственного воспитания младших школьников»
Авторы: Е.И.Гусева – зам.директора по УВР ГБОУ Лицей № 101,
учитель, член-корреспондент МАНЭБ,
И.Г.Салова – к.п.н., заслуженный учитель РФ, методист, член-корреспондент МАНЭБ
В настоящее время современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, меняются традиционные моральные нормы и нравственные установки. Без изменений духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. В этой ситуации возвращение духовности как основы воспитания подрастающего поколения в образовательную практику является актуальным. «Только одухотворенное образование может заложить основы национального воспитательного идеала и основы базовых национальных ценностей, дать веру в жизнь, глубоко осмысленное отношение к ней, определить траекторию человеческой жизни, предохранить душу человека от зла, открыть доступ к совести, чувство долга перед семьей, Родиной» - Образовательная инициатива «Наша новая школа». Не случайно данному вопросу уделяет большое внимание Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) в разделе «Социализация и воспитание». Исходя из требований Нового стандарта в Программе развития Лицея 2011 – 2020 гг определены основные пути создания системы духовно-нравственного пути школьника, обозначены комплексы мер по обеспечению взаимодействия процессов духовно-нравственного воспитания различных структур лицея, и в этом большая роль принадлежит модели культуротворческой школы, которая реализует ГБОУ Лицей № 101. В основе этой модели лежит культуротворческая концепция доктора философских наук, профессора РГПУ имени А.И.Герцена А.П.Валицкой. В соответствии с концепцией А.П.Валицкой Лицей призван воспитывать человека которому свойственно гуманность, духовность, жизнетворчество; человека относящегося к жизни и творчеству как к наивысшим ценностям.
Основными задачами культуротворческой концепции являются:
координация деятельности всех субъектов образовательного процесса по проблеме;
развитие совершенствование форм и методов духовно-нравственного воспитания учащихся на основе современных подходов к организации воспитательных процессов;
научно - методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания школьника;
создание культуротворческой образовательной среды Лицея для самореализации личности, приобщение к духовно-нравственным ценностям традиционной отечественной культуры;
подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по проблеме культуротворческих подходов в обучении и воспитании школьников;
распространение опыта работы по реализации культуротворческой концепции;
Лицей № 101 более 15 лет реализует культуротворческую концепцию в образовательном процессе, является коллективным членом Ассоциации культуротворческих школ России, а также опытно-экспериментальной площадкой Международной Академии Наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) по данной проблеме. Являясь членом ассоциации культуротврческих школ, педагогический коллектив Лицея активно участвует во всех программных мероприятиях Ассоциации, ежегодно посещает культуротворческие практические семинары школ-партнеров не только в своем городе, но и в регионе, где знакомится с опытом коллег и делится своим. А также большое значение для повышения квалификации учителей имеют семинары и консультации профессора А.П.Валицкой.
Коллектив начальных классов полностью принял данную концепцию и поставил перед собой задачу, создать такие условия для развития личности ребёнка, в которых школьник сам начинает действовать творчески, культурно, выбирая и используя на практике моральные и нравственные ценности.
Изучение культуротворческих универсалий (метапредметных понятий) осуществляется учителями начальных классов на уроках, во внеурочной деятельности, на фольклорных занятиях дополнительного образования, во внешкольных мероприятиях (посещение музеев, театров, выставок, встречи с писателями, поэтами, артистами). Культуротворческую концепцию мы широко реализуем через проектную деятельность. В этом помогает нам курс Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Реализация культуротворческой концепции начальной школы, на наш взгляд, повлияло на выбор 70 % родителей учащихся 4-х классов модуля «Основы православной культуры». Вести этот предмет – очень большая ответственность, преподавать его может тот учитель, который не просто обучался на курсах, а почувствовал необходимость поделиться своими важными мыслями с детьми. Это учитель, который поможет ребятам ответить на вопрос, над которым задумывается каждый, - в чем смысл жизни? Особенностью всех модулей ОРКСЭ, является то, что они группируются вокруг трех базовых ценностей: Отечество, семья и культурные традиции. Модуль «Основы православной культуры», как и все остальные модули, это культурологические курсы предшествующие предметам, которые будут изучаться детьми с 5-11 класс.
Коллективом начальных классов ежегодно реализуются культуротворческие проекты в которых участвуют не только учащиеся и учителя, но и их родители:
2012 – 2013 уч.г. - «Что за прелесть наши сказки»;
2013 – 2014 уч.г. - «По тропинкам народной мудрости (Кладовая народного творчества)»;
2014 – 2015 уч.г. - «Там, на неведомых дорожках» (по творчеству А.С.Пушкина);
2015 – 2016 уч.г. - «Русские народные праздники»;
Коллектив начальной школы в марте 2016 г представлял секцию межрегионального культуротворческого научно-практического семинара «Мы славяне» - «Русь – душа России», на этом семинаре присутствовало более 100 человек, среди них были заместители директоров УВР, ВР, а также представители органов управления Выборгского и других районов, среди которых было 15 кандидатов наук. На этой секции творческая группа начальной школы представила один из продуктов культуротворческого проекта «Русские народные праздники» - праздник «Масленица», т.к. он совпал с днем проведения семинара. Отзывы о семинаре и празднике можно найти на сайте Лицея.
Обращение учителей начальной школы к фольклору имеет глубокий смысл и является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания. Народное творчество – неотъемлемая часть жизни, одна из форм культуротворческой деятельности помогающая от занятия к занятию, от праздника к празднику выстраивать внеурочную и урочную деятельность в единую линию педагогического воздействия.
Дети настолько прониклись этой темой, что для исследовательской работы берут изучение русской истории, используя в своей работе пособие, «Я исследователь», написанное учителями нашего лицея. Например, в этом году такие проекты как «История забытого вкуса (пастила)» «Фразеологизмы», «Хлеб - всему голова», «Жизнь музыкальных инструментов», «Пластилиновая сказка» - стали победителями городского конкурса исследовательских работ в номинации «Культуротворчество».
В 2016 – 2017 учебном году планируется работа по следующему проекту «Фестиваль семейного творчества». Проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать у учащихся метапредметные умения и навыки, что является условием реализации ФГОС.
Результат культуротворческой деятельности методического объединения начальных классов выражается в следующих достижениях:
повысилась профессиональная активность учителей – многие стали победителями, лауреатами различных районных, городских и Всероссийских профессиональных конкурсов;
50 % учителей начальных классов имеют высшую квалификационную категорию, 50 % - первую квалификационную категорию;
в этом учебном году 7 учителей начальной школы участвовали и получили призовые места в районных и городских педагогических конкурсах;
в районном конкурсе методических объединений учителей начальных классов был представлен культуротворческий проект «Русские народные праздники». В результате МО начальных классов стали победителями конкурса.
почти все учителя имеют (93 % учителей) высшее образование, причем у 8 учителей по 2 диплома (психолог, учитель-логопед, дефектолог);
за последние три года около 50 учителей выступили на городских, российских научно-практических конференциях, опубликовано 60 статей в различных научно - методических журналах, методических сборниках и пособиях.
учащиеся нашего лицея принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Культуротворческий подход в обучении выступает как активный способ сохранения ценностного аспекта образования, его мировоззренческой цели, духовно-нравственного воспитывающего потенциала. Это продолжительная работа, над которой мы будем работать, согласно нашей Программе Развития.

Литература:
А.П.Валицкая «Новая школа: культуротворческая модель в контексте задач духовно-нравственного воспитания», Вестник Герценовского университета, выпуск № 2/2010.

Kђ Заголовок 115