Методическая разработка урока по немецкому языку Праздники в Германии


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Орский медицинский колледж»


Методическая разработка по теме
«Традиции и обычаи Германии»
по дисциплине «Иностранный язык» (ОГСЭ.03.Немецкий язык)
(для специальности 34.02.01 Сестринское дело)

РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК
общегуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин
Протокол №8
от 16 марта 2016 г.
Председатель ЦМК:
___________Губская Т.В.
СОСТАВИТЕЛЬ
Преподаватель иностранных языков: ____________Губская Т.В.


2016 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка основана на Рабочей программе (ФГОС, специальности 34.02.01 Сестринское дело), по которой на изучение темы «Традиции и обычаи Германии» отводится 4 часа практического занятия. В рамках темы рассматриваются основные фонетические, лексические и грамматические структуры.
В ходе освоения темы «Традиции и обычаи Германии» студенты получат начальные знания о традициях и обычаях Германии, ее культурных особенностях, праздниках.
При изучении данной темы прослеживается связь с предметом история, философия, которые студенты изучают на младших курсах и углубляют свои знания.
Лексическая тема «Традиции и обычаи Германии» является одной из центральных и основных тем при освоении иностранного языка. Лексико-грамматический материал данной темы встречается на каждом этапе изучения иностранного языка. Особенностью этого материала, является работа со страноведческим материалом.
С начального периода обучения ИЯ, происходит знакомство с базовыми единицами данной темы (наименование объектов окружающей среды, их характеристика на основе элементарных грамматических структур), в дальнейшем знакомый материал не только повторяется, но и «обрастает» новыми лексическими слоями (добавляются наименования дополнительных страноведческих единиц, их характеристика с различных точек зрения, новые грамматические структуры). Так или иначе, дальнейшее знакомство с различными тематическими аспектами ИЯ связывается языковыми и речевыми видами деятельности, закрепленными при изучении данного лексико-грамматического материала.
Представленная методическая разработка является вариантом промежуточного этапа при овладении темы «Традиции и обычаи Германии». Она содержит разнообразные по виду и характеру упражнения и задания, направленные на развитие навыков чтения, говорения (монологического и диалогического характера), письма и аудирования. На основе подобранных упражнений отрабатываются фонетические, лексические и грамматические аспекты речевой деятельности. Формируются устойчивые знания и умения, способствующие дальнейшему развитию и совершенствованию языкового навыка.
Методическая разработка занятия по теме
«Традиции и обычаи Германии»
(для преподавателя)
Тема: «Традиции и обычаи Германии»
Курс: 2 курс по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Вид занятия: практическоеТип урока: комбинированный.
Продолжительность: 90мин.
Цель: развитие навыков монологической и диалогической речи по теме «Традиции и обычаи Германии».
Задачи:
Обучающая:
- совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
- обучить монологическим и диалогическим формам речи по теме «Традиции и обычаи Германии»;
- активизировать использование лексики по теме в речи,
- развитие навыков представления результатов работы
речевая компетенция: развивать навыки восприятия аудиоинформации с пониманием основного содержания прочитанного;
языковая компетенция: практиковать в употреблении лексических единиц по теме «Традиции и обычаи Германии»;
Развивающая:
- развитее самостоятельности, совершенствование коммуникативных умений в говорении, чтении, письменной речи и языковых навыков;
- развитие учебно– познавательной компетенции у учащихся и самостоятельности в решении задач;
- развивать у учащихся познавательный интерес к культуре других стран;
социокультурная компетенция: познакомить студентов с особенностями праздников в Германии;
компенсаторная компетенция: развивать языковую догадку, память; мотивировать к выполнению творческих заданий, к расширению кругозора обучающихся с помощью информации, полученной из дополнительных источников; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; работать в парах, осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, самооценку; принимать и придерживаться цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять эффективные способы достижения результата.
Воспитательная: содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории и духовной культуре человечества; воспитание чувства уважения к культуре другого народа; формирование социокультурной компетенции и интереса к культуре и традициям Германии.
Методы обучения: объяснение, беседа, сообщения, элементы проблемного и игрового обучения, фронтальный и индивидуальный опрос, работа малыми группами.
Междисциплинарные связи: русский язык, литература, история, философия, психология, культурология.
Оснащение: методическое обеспечение темы (раздаточный материал, лото, карточки-ассоциограммы, открытки для оформления, листы самооценки), презентация, мультимедийное оборудование (проектор, экран), тексты о праздниках Германии.учебник Басова Н.В. Немецкий для колледжей, 2005. – с.189-209
Требования к освоению данной темы (ОК 2-10):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Использованная литература:
Кравченко А.П. Немецкий язык для колледжей: учебное пособие/ А.П. Кравченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 462с. – (Среднее профессиональное образование)
Басова Н.В. Немецкий для колледжей – Н.В. Басова, Т.Г. Коноплева. – 8-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416с. – (СПО)
Миллер Е.Н. Здравствуйте, доктор! учебник немецкого языка для средних и высших медицинских учебных заведений. – Ульяновск: Язык и литература, 1998. – 372 с., илл.
Миллер Е.Н. Учебное пособие по грамматике немецкого языка (с упражнениями на закрепление и повторение). – Ульяновск: ООО «Язык и литература», 2-е издание, стереотипное, 2001. – 174 с., илл.
Обучающий видеокурс «Hallo Berlin»
Материал с сайта Start Deutsch
План проведения занятия
Этапы занятия Содержание учебного материала Методы, формы работы Средства обучения Время Цель этапа занятия
Организационный момент (Речевая зарядка) Приветствие, проверка готовности студентов к занятию, вхождение в языковую среду Монологическая речь, беседа, фронтальная работа Слайд 1 5 мин.
Активизация учащихся к уроку, готовность к восприятию иноязычной речи, развитие мотивов учебной деятельности
II. Фонетическая зарядка
Работа над произношением
Формулировка темы
фронтальная работа
Слайд 2
5 мин.
Развитие фонетического слуха и произносительных навыков, развитие языковой догадки
III. Проверка домашнего задания Инсценировка пасхальной сказки Ролевая игра Слайд 3 5 мин. IV. Основная часть
1. Входной контроль (повторение лексико-грамматического материала)
Повторение изученного ранее лексико-грамматического материала
Упражнения (подстановочные, тестовые), фронтальная работа, работа в парах, групповая, поисковая работа, игровое обучениеСлайды 5-25, раздаточный материал
Рабочий лист 30 мин. Активизация лексико-грамматических умений и навыков в устной и письменной речи.
Развитие творческой активности, самостоятельности, навыков контроля познавательной деятельности.
2. Введение лексического материала.
2.1Аудирование
2.2 Чтение
2.3 Письмо Работа по освоению использованию нового материала
Фронтальная работа. Самостоятельная работа .Слайды 26-30
Видеоролик
Раздаточный материал
Рабочий лист 25 мин. Развитие навыков аудирования, чтения и письма. Активизация познавательной поисковой и творческой работы.
3. Контроль усвоения лексического материала Выполнение упражнений Фронтальная работа. Самостоятельная работа .Индивидуальная работа Раздаточный материал Рабочий лист 10 мин. Контроль усвоения материала
V. Заключительная часть:
1. Рефлексия Монологическая речь студентов Беседа, анализ Слайд 32
Листы самообследования 8 мин. Развитие умений
коммуникативных: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
личностных: уметь проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности
регулятивных:
оценка своих действий
2. Домашнее задание Сообщение и разъяснение домашнего задания Разъяснение Слайд 33 2 мин. Ориентация студентов на самостоятельную работу

Ход занятия:
I. Организационный момент:
Guten Tag!
Wir beginnen unsere Stunde. Bringet euch in Ordnun! Setzt euch.Sagt bitte:
Der wie vielte ist heute?
Welcher Tag ist heute?
Sind alle da?
Wie ist das Wetter?
Scheint die Sonne?
Wie ist die Temperatur draußen?
Also gut. Sehet bitte an die Leinwand. Hier sehet ihr den Plan unserer Stunde. (Слайд 1) Wir machen zuerst Mundgymnastik, dann prüfen eure Hausaufgabe und machen einige Übungen, wiederholen was ihr schon kennen und erfahren natürlich noch mehr Neues und Interessantes. Und am Ende analysieren wir eure Arbeit und ihr erfahr, was ihr u Hause machen werdet.
Ihr könnt auch sehen solche Büchlein, machet sie bitte auf und sehen welche Ziele und Aufgaben hat unsere Stunde. Ist alles klar?
Und auch solche Arbeitsblätter, wo ihr schreiben musst und eure Noten notiert.
II. Фонетическая зарядка: (Слайд 2)
Jetzt seht an die Leinwand und sprecht nach.
Geburtstag
Silvester
Weihnachten
Muttertag
Valentinstag
Tag der Vereinigung
Frauentag
Ostern Karneval
Erntedankfest
Oktoberfest
Drei Könige
der Erste Schultag
AdventNikolaustagHeiligabendWie meint ihr was für ein Thema besprechen wir heute? (Слайд 3) Richtig „Feste und Feiertage in Deutschland “
III. Проверка домашнего задания (Слайд 4)
Zu Hause bereitet ihr die Rollenspiel über Ostern. Geht an die Tafel und zeigt es.
Основная часть.
Входной контроль.
Проверка грамматических знаний.
Wir wiederholen jetzt , was wir in der vergangenen Stunde gemacht haben. Macht die erste Aufgabe, setzt die richtige Pronomen Im oder Am. (Слайд 5) Ihr habt 2 Minuten. Beginnt die Aufgabe auf euren Blättern zu machen!
Üb. 1 Im oder Am
… Mai ist in Deutschland Muttertag
… 6. Dezember kommt der Nikolaus.
… Februar ist Karneval.
… April feiern die Deutschen Ostern.
… 25. Dezember ist Weihnachten.
… 7. Januar hat er Geburtstag.
… Morgen liegen dort Geschenke.
… Abend gehen sie in die Kirche.
… 1. September gehen wir in die Schule.
… 1. Januar feiern Deutschen Neujahr.
… Valentinstag schenken die Männer Blumen.
… Ostersonntag bringt der Osterhase Ostereier.
Die Zeit ist weg. Taucht ihr eure Blätter mit den Nachbarn und prüft sie (Слайд 6), stell die Noten einander nach den Kriterien. Schreibt eure Note ins Notenblatt.
Проверка экстралингвистических знаний.
Sehr schön. Ihr habt heute uns über Ostern eine Szene präsentiert und jetzt prüfen wir was ihr darüber wisst. Testet euch (Слайд 7) und prüfen selbst (Слайд 8)
Üb. 2 Testen Sie sich
1.Wann feiern die Deutschen Ostern?
a) im Januar oder im Februar;
b) im September oder im Oktober;
c) im Marz oder im April.
2. Was bringt Osterhase?
a) Osterhefte;
b) Ostereier;
c) Osterbonbons.
3.An welchem Tag bringt Osterhase Ostereier?
a) am Ostersontag;
b) am Ostermontag;
c) am Ostermittwoch/
4.Wohin gehen die Menschen?
a) in die Kirche;
b) indie Schule;
c) in das Kaufhaus.
5.Was haben die Kinder?
a) die Osterferien;
b) die Sommerferien;
c) die Winterferien.
Проверка речевых умений
Ihr wisst natürlich, dass nicht nur Ostern in Deutschland gefeiert wird, sondern auch die andere Feste. Seht an die Leinwand und beantwortet die Frage – Wann feiert man dieses Fest? Arbeiten wir die Reihe nach, nach dem Muster. (Слайд 9)
Üb. 3 Arbeiten der Reihe nach.
Muster: A. Wann feiert man Erntedankfest ? B. Erntedankfest feiert man im Herbst?
Festen und Feiertage Daten
Weihnachten
Silvester
Muttertag
Valentinstag
Tag der Vereinigung
Frauentag
Oster
Karneval
Erntedankfest
Oktoberfest
der Erste Schultag
Advent
Nikolaustag
Heiligabend Am 8. März
Am 24. Dezember
Der zweite Maisonntag
Im Herbst
Am 1. September
Im Frühling
Am 25. Dezember
Seit vier Wochen vor Weihnachten
Am 14. Februar
Am 6. Dezember
Am 1. Januar
Am 3. Oktober
Im Februar
Im Oktober
Проверка лексики.
Die nächste Aufgabe ist sehr leicht. Hier sind die Fotos und ihr soll nennen welches Fest ist es. (Слайд 10-22) Приложение 1
Работа малыми группами
Словарное лото (Слайд 23) Приложение 2
Und jetzt spielen wir ein wenig. Ich brauche zwei Mannschaften. Jede bekommt solche große Karte mit Festensymbole und kleine Kärtchen mit ihren Benennungen. Wer als erster die große Karte richtig bedeckt. Der Gewinner ist. Fertig? Beginnt!
Составление ассоциограмм. (Слайд 24) Приложение 3
Also und jetzt nehmet diese Karte hier gibt es auch die Feste. Auf der Leinwand sind die Wörter zu diese Feste (Слайд 25), schreibt die passende Assoziationen in die Lücke. Macht das!
Es läutet. Die Pause beginnt. Erholet euch.
2. Введение лексического материала.
2.1Аудирование (Слайд 26)
Wir setzen unsere Arbeit fort und lernen noch ein Fest kennen. Darüber sehen wir eine Episode, aber zuerst seht an die Leinwand und lest neue Wörter . (Слайд 27)
Merken Sie die Wörter zur Episode
vergehen (verging, vergangen) – проходитьglücklich sein – быть счастливымdie Kirche – церковьder Altar – алтарьgratulieren zu + Dat. – поздравлять
die Geschenke bekommen – получать подаркиSeht aufmerksam und danach versucht die Aufgabe machen - die Lückentext erfüllen und die Frage beantworten (Слайд 28- Episode)
Wer kann Üb. 7 machen? Bitte. (Слайд 29)
Üb. 7 Füllen Sie die Lücke
Heute …ein Festtag.
Ich …heute meine Konfirmation.
Das … unsere Kirche.
Ich …heute ganz glücklich.
Wir…in die Kirche.
In der Kirche …wir uns neben den Altar.
Alle Leute …mir.
Und jetzt …wir ein Fest.
Ich …viele Geschenke.
Wer möchte die Frage beantworten? (Слайд 30)
Üb. 8 Beantworten Sie die Frage
1. Was für ein Fest hat Jessica?
2. Wo vergeht das Fest?
3. Ist Jessica glücklich?
4. Wohin setzen sich die Mädchen in der Kirche?
5. Wer gratuliert Jessica draußen?
6. Was machen Jessicas Freunde und Verwandte nach dem Kirchenbesuch?
7. Was bekommt Jessica zu Hause?
2.2 Чтение
Und jetzt erfahren wir noch mehr über die Konfirmation. Lest den Text phonetisch richtig und übersetzt.
Die Jugendweihe ist ein Feiertag der Jugendlichen. An diesem Tag werden die Jugendlichen in die Gemeinschaft der Erwachsenen aufgenommen. Er wurde früher Konfirmation genannt. Es war Aufnahme der Jugendlichen in die Gemeinschaft der Erwachsenen. Die Jugendweihe fand in der Zeit der Aufklarung ihrer Ausdruck. Heute ist es nicht nur kirchliches Fest.
Gefällt euch dieses Fest? Warum?
2.3 Письмо
So jetzt wisst ihr viele verschiedene Feste und Feiertage. Welche gefällt euch am besten? Ihr bekommt solche Ansichtskarten und wählt die Beglückwünsche für eure Freunde. Ihr seht sie an der Leinwand (Слайд 31)
Wie kann man gratulieren.
Ich gratuliere Dir zum _____________ und wünsche Dir …
Herzlichen Glückwunsch zum …. ! (Сердечные пожелания на…!)
Alles Gute! (Всего наилучшего !)Alles Liebe! (Любви!)
Viel Glück! (Много счастья)
Freude! (Радости)
Gesundheit! ( Здоровья)
Erfolg! (Успехов!)
Zufriedenheit und viel Sonnenschein (удовлетворения и много солнечного света)
Wohlergehen (благополучия)
viel Schaffenskraft (творческих сил)
große Erfolge beim Studium (больших успехов в учебе)
Unterschreibt sie einander. (Приложение 5)
V. Заключительная часть:
Рефлексия
Unsere Stunde geht zu Ende. Denkt, wie war heutige Stunde und eure Arbeit? Wie köntet ihr diese Frage beantwortet? (Слайд 32)
War die Stunde interessant?
Verbessern Sie Ihre Kenntnisse?
Erfahren Sie etwas Neues?
Arbeiten Sie gut?
Was hat euch gefallen?
Was hat euch nicht gefallen?
Wer hat am besten gearbeitet?
Домашнее задание
Schreibt die Hausaufgabe. Zu Hause werdet ihr die Episode (youtube) „Особенный КАРНАВАЛ в Германии - Octoberfest отдыхает! Вокруг Света“ sehen und nennt alle Symbole des Oktoberfestes. (http://slowgerman.com/category/feiertage/) Bis bald! Auf Wiedersehen!






ADVENTS
KALENDER
WEIHNACHTS
BAUM ADVENTS
KRANZ WEIHNACHTS
MANN
WEIHNACHTS
STERNE
GESCHENKE KNECHT RUPRECHT SACK
WEIHNACHTS
KARAMELLE
PLÄTZCHEN STERN KRIPPE



EIER
OSTER
BAUM
OSTER
KRANZ OSTER
HASE
OSTER
GEBÄCK OSTER
NEST OSTER
PLÄTZCHEN OSTER
KARTEN
OSTER
GLÖKCHEN
OSTER
LAMM OSTER
KERZE OSTER
SCHOKOLADE







________________________________ __________________________________

________________________________ __________________________________

________________________________ __________________________________

________________________________ __________________________________

________________________________ __________________________________

________________________________ _______________________________
Лист самооценки 
Ф. И. _____________________
Моя успешность на уроке
Arbeit Soll sein Ist
Hausaufgabe Üb.1Im/Am Üb.2Ostertest Üb.3 Daten Üb.4 Feste Üb.5Lotto Üb.6 Assoziogramme Üb. 7Lückentext Üb. 8 Fragen an Video Text lesen Ansichtskarten Total На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой я доволен/недоволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал/устал
Материал урока мне был понятен/непонятен
Полезен/бесполезен
Интересен/неинтересен
Домашнее задание легкое/трудное
Интересное/неинтересное
Достигли ли мы цели?___________________________________________
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
__________________________________________________________________