Открытый урок Три «кита» в музыке (2 класс)


Открытый урок «Три кита в музыке» для детей с ограниченными возможностями здоровья (3 класс)    
Учитель Первухина Лариса Владимировна                               
Тема :  Песня, танец, марш – музыкальные жанры.
Тема урока: Три «кита» в музыке.
Цель: обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных  учащимися  на уроках в первой  четверти.
 Задачи:
Образовательная -  формирование целостной системы ведущих знаний по теме
I четверти - осознанного представления о музыкальных  жанрах – песня, танец, марш.
Воспитательная -  воспитание  музыкального вкуса, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение.
Развивающая - развитие умения определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); развитие вокальных умений и навыков, внимания, памяти, мышления.
Коррекционная - корригировать отклонения в интеллектуальном развитии,  нарушения звукопроизносительной стороны речи, развивать слуховое и зрительное восприятие музыки. 
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-путешествие, игра.
        Методы и приёмы: словесный, наглядный, пластического интонирования, эмоциональной драматургии, контрастных сопоставлений, перспективы и ретроспективы, игры.
        Музыкальный материал:
Попевки: М.Ю.Картушина, "Здравствуй, друг", "Весёлый урок", "До свидания".
Песни: М.Л.Лазарев, "Катерок", Р.н.п. "Во поле берёза стояла", М.Л.Лазарев, "Барабан".
Музыкальные произведения для слушания: С.В.Рахманинов "Итальянская полька", П.И.Чайковский "Вальс" из балета "Спящая красавица".
Музыкальные произведения для игры на музыкальных инструментах: С.С.Прокофьев "Марш".
        Мультимедийное оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
Дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик".
Музыкальное приветствие: 
-Здравствуйте ребята!
-Здравствуйте учитель!
Настрой на урок: Хорошее настроение (дуем на ладошку)
Дыхательная гимнастик: Трубочка (дуть медленно)
Распевка: У моря
К берегу бежит волна – ш-ш-ш
Ударяется она – бум-бум-бум
Чайки над морем летают – аа-аа-ааПоднимается волна – у-у-у-
Падает на берег – ух-ух-ух  
Учитель - Ребята, уже традиционно, встретила нас на уроке...? (дети договаривают - "музыка"). И сегодня мы вновь отправимся в путешествие по океану музыки. С чего же всё начиналось?
 (слайд №2).
Учитель - Давайте вспомним легенду о сотворении нашей земли и о трёх китах. В старину люди думали, что наша земля плавает в огромном океане и держат её три кита.
 (слайд №3).
 О том как появилась музыка, тоже есть легенда. Придумали её учёные-музыканты. Музыка тоже держится на трёх китах и плавают они в океане музыки. Как их зовут?(дети называют - " танец, марш, песня").
(слайд №4). 
Учитель -  А мы с вами уже знаем, как появляется музыка? Кто её создаёт? (дети отвечают - "композитор").
(слайд №5).
Учитель - Что же с ней происходит дальше? Что нужно сделать, чтобы музыка ожила? (дети отвечают - "её нужно исполнить, нужен исполнитель").
(слайд №6).
Учитель - А исполняется музыка для тех, кто её будет...? (дети договаривают - "слушать").
Учитель - Как мы называем таких людей? (дети отвечают - "слушатели").
(слайд №7).
Учитель - Итак, ребята, без кого не может музыка жить?  (дети отвечают - "без композитора, исполнителя, слушателя").
Учитель - Молодцы! Вы уже много знаете о музыке. Ну а сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие по океану музыки. Вы готовы? (дети отвечают - "да").
(слайд № 8).
Учитель - Тогда садитесь поудобнее. Чтобы было веселее, будем передавать настроение музыки и своё настроение движениями рук, корпусом тела в такт звучащей музыки. Итак, в путь! (звучит музыкальная заставка телепередачи "В мире животных", дети выполняют плавные движения руками и телом).
Учитель - А сейчас отгадаем загадку.
 (слайд № 9).
Если слова соединить с мелодией,
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто...(дети отвечают - "песня"). 
Учитель - Ребята, чтобы наше путешествие было приятным и интересным,  давайте споём песенку "Новогодний хоровод", автор М.Л.Лазарев.
Учитель - Ребята, какая по характеру эта песенка? Как мы её исполнили? (дети отвечают - "весело, легко").Подумайте, а какие бывают ещё песни по характеру? Вот вам подсказка. (исполнение мелодии р.н.п. "В лесу радилась елочка" на фортепиано, дети отвечают - "плавная, медленная"). А ещё под такую песню можно водить хоровод. Давайте все встанем кружком и исполним песню "В лесу родилась елочка".
 (слайд № 10).
Р.н.п. " В лесу родилась елочка". (дети поют и водят хоровод).
Учитель - Молодцы, ребята, вы настоящие артисты! А какие киты помогли нам исполнить эту песню? (дети отвечают - "песня и танец").
(слайд № 11).
Учитель - Правильно. А как мы водили хоровод, в каком характере? (дети отвечают - "плавно, медленно"). И что же, все танцы плавные и медленные? Сейчас мы узнаем ответ на этот вопрос.
Учитель - Ребята, послушайте очень внимательно незнакомую нам музыку. Подумайте, какая она по характеру, как её исполнял музыкант? (дети слушают музыку  С.В.Рахманинова "Итальянская полька"). 
Учитель - Ребята, понравилась вам музыка? Какая она, как можно под неё танцевать? (дети отвечают - "музыка быстрая, лёгкая, весёлая"). 
Учитель -  Молодцы. Такой быстрый, весёлый танец называется - полька.
 (слайд № 12).
Учитель -  Ну что, ребята, продолжаем наше путешествие по океану музыки. И сейчас мы отправимся в сказку. А вы должны угадать, какой кит приведёт нас туда? Слушайте внимательно. И все вместе будем передавать настроение музыки движениями рук и корпусом тела в такт звучащей музыки.
 Слушание музыки П.И.Чайковского  "Вальс" из балета "Спящая красавица". (дети во время слушания музыки выполняют плавные движения руками и телом).
Учитель - Как красиво получилось! Молодцы, все старались. Какие движения у нас были?  Как мы их исполняли?(дети отвечают - "движения были плавными, исполняли мы их легко").
(слайд № 13).
Учитель - Правильно, ребята. А какой кит помогал нам исполнить эту музыку? (дети отвечают - "кит танец").
Учитель - Молодцы. Такой плавный, лёгкий и кружащийся танец называется - вальс.
Учитель - Наш друг, кит хочет загадать нам загадку.
 (слайд № 14).
Вместе, в ногу: раз, два, три!
Как шагают, посмотри!
Не поют и не танцуют,
Строем дружно... (маршируют).
Учитель -  Ребята, как зовут этого кита? (дети отвечают - "кит марш"). И сейчас на уроке звучит музыкаС.С.Прокофьева "Марш". Какой характер у марша? Как звучит такая музыка? (дети слушают музыку и после слушания отвечают на вопросы - "характер весёлый, бодрый, музыка звучит чётко").
Учитель - Ребята, как вы думаете, какой музыкальный инструмент может помочь нам исполнить марш? (дети отвечают - "барабан").
Учитель - Молодцы, верно. А мы знаем с вами песню про барабан. Давайте её исполним. Кто будет барабанщиком?(дети исполняют песню М.Л.Лазарева "Барабан", солисты играют на барабанах).
Учитель - Молодцы, ребята, вы настоящие певцы и музыканты!
Учитель - Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось? (дети отвечают - "да!").
Учитель - А кто помогал нам путешествовать? (дети отвечают - "музыкальные киты: песня , танец и марш").
(слайд № 15).
Учитель - Вы все сегодня очень хорошо работали и получили оценку "5". Спасибо за урок. А сейчас мы споём  нашу любимую попевку про урок музыки.
Мы танцуем, маршируем,
Дружно песенки поём.
Никогда мы не скучаем,
Очень весело живём!
(дети и учитель исполняют попевку "До свидания" и выходят из класса). (слайд № 16).