Разработка трёх уроков музыки по теме: Детская опера Волк и 7 козлят М.Коваля

. в классе
Базовой общеобразовательной школы
Филиала СГПИ в г. Железноводске
студентки группы
..факультета
Ф. И. О. (полностью в Р.п.)



Конспект заверен

учителем /_______________
подпись Ф.И.О.

методистом /_______________
подпись Ф.И.О.



Дата проведения урока – Отметка за урок - _______________ __________
подпись

Тема Знакомство с оперой. Опера «Волк и семеро козлят» Мариана Коваля.

Цели урока: познакомить обучающихся с жанром детской оперы; развивать у детей познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала; воспитывать положительное отношение к музыкальному театру.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
2. Принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
3.Оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные:
1. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме;
2. Знать названия видов музыкального театра, понимать особенности музыкального жанра оперы;
3. Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;

Коммуникативные:
1. Отвечать на поставленные вопросы полно и грамотно;
2. Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
3. Осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учено – познавательных задач.

Планируемые результаты:
1. Предметные:
- различать понятия опера и балет;
-осваивать правила поведения в театре.
2. Личностные:
-проявлять положительное отношение к изучению предмета музыки;
-испытывать чувство ответственности за выполнение своей работы.
3. Метапредметные:
-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Ресурсы:
1. Основные: программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной;
2. Дополнительные: фортепиано, компьютер, проектор, экран, презентация.


Ход урока.
Этап урока,
виды работ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Организационный этап
1. Приветствие
2. Представление



-Здравствуйте ребята. Садитесь.
-Меня зовут Мария Анатольевна.



-Здравствуйте.




Мотивация к учебной деятельности.
Чтение стихотворения.



























































-Как думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение и вы, ребята, попробуете ответить - где можно встретиться с чудесами!

Народу-то! Народу! Куда ни кинешь взгляд, По каждому проходу Идет волна ребят.

Сажают их на стулья И просят не шуметь, Но шум стоит, как в улье, Куда залез медведь.


Из длинного колодца Невидимо для глаз, То флейта засмеется, То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы, Настала тишина, И впереди за рампой Раздвинулась стена.

И увидали дети Над морем облака, Растянутые сети, Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка Пискливым голоском Заговорила рыбка На берегу морском.

Все эту сказку знали О рыбке золотой, Но тихо было в зале, Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал, Когда зажгли огонь. Стучат ногами об пол, Ладонью о ладонь.


И занавес трепещет, И лампочки дрожат Так звонко рукоплещет Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко... Но вот пустеет дом, И только раздевалка Кипит еще котлом.

-О чём нам рассказывает автор в стихотворении? Куда мы попали?

-Всё верно! И сегодня на уроке мы будем говорить о театре.
-Наш урок сегодня не простой, а экскурсия в театр. Не простой, а музыкальный театр.
-Есть.




Прослушивание стихотворения.



















































-О театре.











Р2

Актуализация опорных знаний.
1.Демонстрация видеофрагмента оперы
2.Демонстрация видеофрагмента балета


- Итак, в путь!
-Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(Демонстрация видеофрагмента оперы).
-Что же мы с вами увидели на экране?

- А вы знаете, как называется спектакль, где все герои поют?
-Правильно!
(Демонстрация видеофрагмента балета).
- А сейчас что мы посмотрели?

- А Вы знаете, как называется спектакль, где все герои танцуют?
- Правильно, мы увидели фрагменты спектаклей. Ребята, скажите, а что объединяет эти два отрывка? Что в них было общего?
-Просмотр видеофрагмента оперы.


- Мы увидели отрывок спектакля, где все герои пели.
-Музыкальный спектакль, где все герои поют, называется опера.

-Просмотр видеофрагмента балета.
- Мы увидели отрывок спектакля, где все герои танцевали.
- Музыкальный спектакль, где все герои танцуют, называется балет.

-Эти отрывки объединяет то, что они оба сопровождались музыкой.


Изучение нового материала.















1.Демонстрация презентации.





2.Прослушивание Колыбельной мамы Козы.































Прослушивание Темы Малыша.










Прослушивание военного марша.


























Прослушивание хора « Семеро козлят».










Разучивание хора «Семеро козлят» (с помощью учителя).









- Молодцы! Очень хорошо! А если спектакли сопровождаются музыкой, то это означает, что они музыкальные. И экскурсия у нас не просто в театр, а в музыкальный театр! И сегодня в нашем музыкальном театре показывают сказку «Волк и семеро козлят».
Ребята, а кто помнит героев этой сказки?
- Молодцы, помните. А Вы знаете, что по сюжету русской народной сказки «Волк и семеро козлят» поставлен кинофильм и снят мультфильм ? А кто же является главными героями этой сказки?
- Итак, мы вспомнили главных героев сказки и теперь готовы отправиться в путь. Предлагаю Вам открыть двери, и мы уже в театре!
Слайд (Тема урока на фоне театра) .
-Посмотрите, всё готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации и артисты, наверняка, уже готовы к выступлению.
- И первым персонажем, с которым мы сегодня познакомимся, будет Мама Коза.
Слайд (Изображение Мамы-козы)
-Сейчас мы послушаем её песню.
-Как можно назвать эту песню?
-А как вы узнали, что именно колыбельная песня?

- А какой вам представилась Мама Коза?

-Ребята, а кто-нибудь услышал имена козлят?


Слайд (имена козлят).
- Какие необычные имена, правда, ребята?
- А почему мама дала им такие имена?


-Правильно! Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какой из козлят здесь изображён? Слайд (Изображение козлёнка с большими рожками, сердитого).
-Как зовут этого козлёнка?
- А как же Вы догадались?

-. А как же этого козлёнка зовут? Слайд (Изображение козлёнка с палитрой, кистями).
-А это кто?
- Молодцы, какие – правильный ответ! А ещё я хочу познакомить Вас сегодня с самым маленьким козлёнком. Слайд (Изображение маленького козлёнка)
-Его зовут
-Правильно – Малыш.
-Послушайте музыкальную характеристику Малыша. Определите, какой он по характеру?

- Каким же перед нами предстаёт Малыш?


- Ребята, скажите, а почему композитор включил в характеристику этого козлёнка марш?



-А давайте представим себе, ребята, что мы вместе с Малышом оказались на параде и вместе с ним и козлятами промаршируем под эту музыку.
(Звучит Военный марш).


-Молодцы, очень хорошо получилось – мы с вами вместе с героями этой сказки побывали на сказочном военном параде и помогли Малышу почувствовать себя настоящим командиром. А теперь, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
-Ребята, а ответьте мне на такой вопрос – как общались с нами герои сказки?

- Верно, значит, мы можем сказать, что сказка «Волк и семеро козлят» - это
-Молодцы, правильный ответ!
- Итак, мы познакомились с музыкальными характеристиками козлят. А теперь я предлагаю вам поучаствовать в музыкальном спектакле. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?
- Правильно, козлята живы, радуются и поют финальную песню все вместе, т. е
-Правильно! Послушайте, как они поют.
(Прослушивание заключительного хора «Семеро козлят»).
- Какое настроение у козлят в этом хоре?


-Ребята, а имена каких героев услышали в музыке?
(На экране появляются имена козлят, участвующих в хоре).
-Приглашаю Вас поучаствовать в спектакле: представить себя в роли главных героев – козлят и разучить заключительный хор.
(Разучивание хора «Семеро козлят»).
(Исполнение хора «Семеро козлят».)
-Ребята, скажите мне, а в роли кого мы с вами оказались , когда исполняли этот хор?

- Правильно, мы оказались с вами в роли артистов музыкального театра и смогли сами исполнить хор из детской оперы.
- Ребята, а чем же отличается детская опера от оперы?

- Правильно! Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить, что мы с Вами сейчас и сделали.








-(Дети вспоминают героев русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).

-Да, знаем! Мама Коза, козлята и Волк.











Прослушивание колыбельной песни.
-Колыбельная.
-Там были слова: «Спи», мягкая, покачивающаяся мелодия, песня звучала тихо.
- Мама Коза добрая, нежная, любит своих козлят.
- Да – Бодайка, Болтушка, Топтушка, Всезнайка, Мазилка, Дразнилка и Малыш.
Читают имена.
- Да, очень необычные имена.
- Мама Коза дала им такие имена, потому что имена козлят отражают их характер.




- Это Бодайка.
- У него большие рожки, значит, он любит бодаться.



- А это Мазилка. У него в руках кисти, палитра, значит, он любит рисовать.



- Малыш.


(Прослушивание темы Малыша и Военного марша).
-Бодрым, энергичным, заводилой, построил всех козлят и дал команду маршировать.

-Потому что Малышу хочется поскорее вырасти и он представляет себя командиром на параде, и вместе с козлятами шагает под звуки военного марша.




(Дети, стоя около своих мест маршируют, повторяя движения за учителем).







-Герои сказки общались с нами с помощью музыки.

-музыкальная сказка.




- Козлята живы, они радуются.


- Поют хором.



- У козлят приподнятое, весёлое настроение, они рады тому, что остались живы.







(Разучивание хора «Семеро козлят»).
(Исполнение хора «Семеро козлят».)

- Мы оказались в роли артистов музыкального театра.



- Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить.


IV. Первичное закрепление.
Фронтальный опрос




















-Итак, ребята! Где же мы сегодня побывали?
( На доску выносится понятие
« Музыкальный театр»)
- Правильно. А что такое музыкальный театр, какие спектакли мы можем там увидеть?
(На доску выносится понятие «Музыкальный спектакль»).
- Всё верно. А что же такое опера?
(На доску выносится понятие «Опера»).
Правильно! А что же такое балет?
(На доску выносится понятие «балет»).
- Очень хорошо, правильно. А с какой оперой сегодня знакомились мы?
(На доску выносится понятие «Детская опера»)
- А чем детская опера отличается от оперы?



- Молодцы, очень хорошо!
-А что же объединяет все эти спектакли?
- Правильно!


-В музыкальном театре.

-Музыкальный театр – это театр, в котором показывают музыкальные спектакли – оперы и балеты.


-Муз. спектакль, в котором артисты поют.
- Муз. спектакль, в котором артисты танцуют.

-«Волк и семеро козлят».


-Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить, что мы с Вами сейчас и сделали.

-Музыка.


V. Информация о домашнем задании
-Ребята попробуйте дома создать афишу к детской опере, фрагменты которой сегодня звучали у нас на уроке.
Записывают домашнее задание. (На перемене).


Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
Оценивание обучающихся.
Ответы детей.
















15