Конспект урока по музыке на тему Три кита в музыке (обобщение)


Тема: Три «кита» в музыке.
Цель: закрепить полученные знания на прошлых уроках.
Задачи: продолжить работу над развитием вокально-хорового навыка, над развитием музыкальных способностей; прививать любовь к музыкальной культуре, классической музыке.
Тип урока: обобщение.
Оборудование: музыкальные инструменты, портреты композиторов, магнитофон, аудиозаписи, карточки-помощники, наглядности.
План урока:
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Актуализация знаний.
Основная часть:
П.И. Чайковский «Вальс» из «Спящей красавицы» – слушание, анализ;
Итальянская «Полька» С. Рахманинов – слушание, анализ;
«Танец молодого бегемота» Д. Шестакович – слушание, анализ, МРД;
«Государственный симфонический оркестр РТ Марш Красной Армии» С. Кудашев – слушание, анализ;
«Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский – слушание, анализ, игра на ДМИ;
«Сурок» Л. Бетховен – слушание, анализ;
Разучивание песни «Кәрия-Зәкәрия»
Подведение итогов. Оценивание.
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
- Встали, выпрямились. Все необходимое приготовили, создали тишину. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.
Актуализация знаний.
- Ребята, скажите пожалуйста, о чем вы говорили на уроках в этой четверти?
- Вы узнали, что музыка основывается на трех жанрах, на трех «китах». Какие это жанры («киты») (танец, песня, марш)
Основная часть.
-Сейчас мы прослушаем одно музыкальное произведение и определим, какой «кит» звучит. (Чайковский Вальс из Спящей красавицы)
- Итак, кто скажет, это какой «кит» прозвучал? (танец)
- Почему ты так думаешь? (под эту музыку можно делать танцевальные движении;, можно представить бал, в красивых нарядах танцуют танец, который называется вальс)
- Молодцы ребята. Мы прослушали П. И. Чайковского вальс из «Спящей красавицы».
- А что такое вальс? Где он возник? (это парный бальный танец. Возник он в Германии. Он пишется в трехдольном размере. Когда танцуем, мы считаем 1-2-3, 1-2-3. Звучит как бы по кругу, кружащаяся музыка. В переводе с немецкого слова «вальцен» означает кружиться.)- А какие танцы вы еще знаете?
- Хорошо, вы знаете много танцев. А это что за танец? (звучит итальянская «Полька» Сергея Рахманинова»)
- Что за танец прозвучал? (полька)
- Правильно ребята. Это была итальянская полка Сергея Рахманинова.
- Где возник этот танец? (в Чехии)
- Правильно ребята, это чешская полька. Танцуют его во всем мире. В переводе с чешского пулка означает пол шага.
- А кто угадает, кто танцует под эту музыку? (звучит танец «Молодого бегомота» Дмитрия Шестаковича)
- Кто танцует под эту музыку? (бегемот)
- Какие были здесь звуки (низкий, грубый)
- В каком темпе звучит? (медленно)
- Мы сейчас изобразим этого молодого бегемота. (выполняем движения бегемота)
- Молодцы ребята. Вы хорошо усвоили что такое танец. Прежде всего, танец – это движения под музыку, через которые выражаются чувства, настроение, характер.
- Послушайте следующее произведение и определите, какой «кит» здесь проигрывается. (звучит государственный симфонический оркестр РТ Марш Красной Армии Сайфи_Сайдашева )
- Какой «кит» прозвучал? Кого представили? (марш; представили как на параде идут солдаты. Звучит торжественно, празднично, мужественно)- Правильно ребята.
- Что такое марш? (это ходьба, движения под музыку)
- Какие бывают маршы? Всегда ли под марш маршируют солдаты? (маршы бывают военные, детские, спортивные, игрушечные, свадебные, траурные)
- Сейчас прозвучит один марш, надо будет вспомнить как он называется, кто его автор. (звучит марш деревянных солдатиков. П. Чайковский)- Правильно ребята. Это прозвучал марш деревянных солдатиков.
Повторное слушание, игра на ДМИ.
- Молодцы ребята. А теперь вспомним, что за произведение прозвучит сейчас и кто его автор. (звучит «Сурок» Л. Бетховен)
- А какой «кит» прозвучал сейчас? (песня)
- Почему мы говорим, что это песня? (потому что мелодия напевная, поется со словами)
- Песню «Сурок» кто написал? (Бетховен)
- Значит, мы эту песню называем какой? (композиторской)
- Мы знаем, что есть композиторские песни и еще какие песни есть? (народные)
- Что характерно народным песням? (у них не известен автор, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
- А какую народную песню на прошлом уроке вы начали разучивать? (Кәрия-Зәкәрия)
- О чем в ней поется? (о девочке, которая хорошо учится, поет, танцует и нам всем надо разняться на нее, брать с нее пример)
- Давайте вспомним и повторим слова песни. Слушание песни
- Что вы заметили? Как поется запев? (запев начинается в медленном темпе, а в припеве – быстром)
- Хорошо, вспомнили, а теперь давайте споем первый куплет который вы уже знаете.. Пение первого куплета и припева.
- Молодцы! Давайте разучим и остальные куплеты. Чтение слов песни хором
- Давайте споем второй куплет. Пение второго куплета и припева
- Отлично! Остался третий куплет. Давайте разум его. Пение третьего куплета и припева
- Молодцы ребята! Давайте теперь поем всю песню. Встали, приготовились петь. Исполнение под минус
Подведение итогов, рефлексии.
У вас на парте лежит солнышко. Изобразите условно ваше настроение на уроке. Дорисуйте у солнышка очертания рта: радость, грусть, безразличие.
Чтобы сказки не обидеть -Надо их почаще видеть:Их читать и рисовать,Их любить и в них играть!Сказки всех отучат злиться,А научат веселиться,Быть добрее и скромнее,Терпеливее, мудрее.Спасибо за урок! До свидания!