Особенности общения с ребенком в семье


Особенности общения с ребенком в семье
А.С. Макаренко писал: “Школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей”.
 
Если дети живут в обстановке критики они учатся
критиковать и осуждать других людей;
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они
учатся быть злыми, учатся драться;
Если дети живут среди насмешек, они становятся
нерешительными и излишне скромными;
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
                                                                  Дороти Нолт Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое:
Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка. Принятие ребенка — это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребенка — значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, зависящее от поступков, — это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными.    Игровое принятие имеет искусственный привкус, в основе которого — безразличие и обман.
В основе Настоящего или истинного принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка — это признание его значительности в существовании семьи.
  Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.
Признание — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание — это еще в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, и чтобы отец и мать были рядом и поддерживали его
Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Абсолютно позитивно относясь к факту существования собственного ребенка и признавая его, некоторые родители предполагают, каким они хотели бы его видеть. При этом многие из них рисуют некий идеализированный образ, который складывается порой из желаемого и далек от реальной действительности, И как только идеальные родительские представления расходятся с действительностью, во многих семьях это приводит к проблемам в общении между родителями и детьми.
Иначе говоря, если ты хорош по моим родительским представлениям, значит, ты любим, принят, признан. Если нет, это приводит к стойкому родительскому раздражению и проявляется в конфликтных ситуациях, принимающих самые разнообразные, а порой и безобразные формы.
Ребенок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно это необходимо в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятельности, половое созревание, поиск жизненного пути.
Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Признание невозможно без таких приемов родительского воспитания, как одобрение и похвала. Ребенок вынес мусор, убрал свою комнату или квартиру, помог по хозяйству — все это и многое другое должно быть одобрено и отмечено родителями.
Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребенка, и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребенка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Иногда  родители  не знают интересы собственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха.
Признание родителями собственного ребенка — это создание в собственной семье таких ситуаций, когда ребенок имеет возможность не только отвечать на вопросы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не отмахиваются, на которые они дают ответ уважительно и серьезно.
Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4—5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.
Проведен опрос в нашей школы учащихся 2 групп: 8-10 лет и 11-15 лет. Было опрошено ______ учащихся соответственно.
На вопрос «Как часто ласкают и говорят тебе ласковые слова родители?»
 
Среди детей 12-15 лет ответы были следующими: 7 детей (43%) ответили, что родители ласкают их и говорят ласковые слова
__ детей– только иногда
___ ребенок – очень редко
___ детей - никогда
  А ведь именно в этот период жизни детям необходима ласка и любовь как никогда ранее. В подростковом возрасте идет формирование себя как личности, формируется самооценка, осознание своего внутреннего мира и, самое главное, проектируется собственное видение своей будущей жизни, мера жизненных ценностей.
Из 7 малышей - начальная школа лишь ____ ребят с уверенностью сказали о том, что родители постоянно их ласкают и говорят ласковые слова,
____ детей – только иногда
_____ детей – очень редко – так  отвечали дети, которым только 8-10 лет.
 
Учащимся 3 класса было предложено назвать ласковые слова, которыми пользуются их родители в общении с ними детей из 3
с уверенностью называют ласковые слова, с которыми к ним обращаются родители
детей не могут вспомнить ласковые слова, обращенные к ним
 
подростков 13-15 лет из 8
с уверенностью называют ласковые слова, с которыми к ним обращаются родители
К детей с ласковыми словами не обращаются 
Эти факты красноречиво свидетельствуют о том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения со своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Родители учащихся, у которых в воспитании детей наблюдаются определенные трудности, иногда  просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям — но ведь без семени цветок не вырастет!
Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом, пожнешь сполна в старости, — она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.
В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом.
Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности, говорит сам за себя. Учащимся было предложено ответить на вопрос о том, как часто они проводят выходной день с родителями. Из 7 опрошенных младших детей 8-10 лет
детей – только иногда
детей– очень редко
Из 12 старших -
детей – только иногда
детей– очень редко
 
На вопрос: «Кто из родителей чаще всего проводит свое свободное время с вами?» — учащихся  из всех опрошенных ответили: мама и папа; детей — мама; ребенок ответил – папа, и учащийся ответили, что у родителей нет времени на совместные развлечения. Данная статистика говорит сама за себя. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.
Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком, это не значит без конца читать ему мораль иди делать, сидя с ним, уроки. Быть доступным для ребенка — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным — это значит иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину на улице, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность.
Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи. При перечислении своих личностных качеств многие учащиеся  ставят ответственность и обязательность на последнее и предпоследнее место.
На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Это не значит, что родители должны отчитываться за прожитый день или за свои поступки, хотя демонстрировать собственный пример ошибок и проблемных ситуаций не так уж и плохо. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что они выполняют всегда то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не произошло, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний собственного ребенка. Если каждый день отец обещает приходить домой трезвым, но этого не выполняет, если мама обещает чему-то научить, что умеет сама, но этого не делает, — рано или поздно это вызовет протест ребенка и во что он выльется — трудно предсказать. Ответственное поведение родителей дается непросто, требует выдержки и волевых усилий, иногда ставит родителей в затруднительное положение, но именно оно формирует у ребенка привычку соблюдения ответственности и самодисциплины.
Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом, родителям нужно проявлять терпимость и терпение. Если в обязанность сына или дочери входит уборка дома или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность ребенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда больше такого не совершать. Миссия родителей в данной проблеме — научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность все поступки и проступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы в воспитании своих детей. Принятие родителями ответственности за поступки собственных детей порочно уже потому, что не ставит ребенка в ситуацию выбора, не учит ребенка осмысливать свои действия, не дает возможности распоряжаться собственной жизнью.
Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку «нет». Родители должны помнить, что умение говорить «нет» — это обоюдное решение родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребенку в его .неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере собственного уважения в глазах ребенка, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета.
Авторитет родителей важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.
Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.
Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.
Еше одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей, — это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.
Меняется мир, дети  имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они означают, — это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка. Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.
Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.
Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я ее иметь вообще?
Советы родителям по общению с ребенком
Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки.
Уважаемые родители, не кричите на детей и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать.
Помните от того, как Вы разбудите вашего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка.
Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами
Советы родителям по общению с ребенком
Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки.
Уважаемые родители, не кричите на детей и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать.
Помните от того, как Вы разбудите вашего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка.
Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами