Интеллектуальная игра Брэйн-ринг для начальных классов национальной школы


Интеллектуальная игра «Брэйн-ринг» - игра для знатоков русского языка (начальные классы)
Цели игры: - проверка знаний учащихся по русскому языку;
- развитие речи и кругозора обучающихся, наблюдательности, любознательности;
- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;
Оборудование: 2 сигнальные карточки, звонок, жетоны для победителей
Ход игры:
Объяснение о правилах игры
- Играют две команды. В каждой команде 6 человек. У вас сигнальные карточки. Я задаю вопрос, вы совещаетесь, потом, кто готов ответить, та команда поднимает сигнальную карточку. Если ответ правильный, то это команда зарабатывает жетон. Если ответ неправильный, то вторая команда дает свой ответ. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков. Команды готовы? Начинаем игру (звонок).
2. Игра (вопросы)
Это слово образовано от тюркского кара, что означает «чёрный», и таш – «камень». Свой путь он начинал от свинцовых палочек, служивших для письма. След от него оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились палочки, стали готовить для них одежду – кожаную, металлическую и наконец, деревянную. Теперь стерженек может быть разного цвета, но мы все равно пользуемся этим словом. О чем идёт речь ? (Карандаш)
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».
Из какой сказки взяты эти строки? Кто автор сказки? (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Этому киножурналу уже 36 лет. За эти 36 лет показал детям и их родителям много смешных историй. Слово имеет тюркское происхождение и означает «суета, суматоха». Как называется этот киножурнал? (Ералаш)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
Что за цветок? (Одуванчик)
«Мудреная задача». Кто много читает, тот сразу вспомнит сказку с таким названием. «Принес богач купцу в подарок 5 гусей. Купец говорит: «Большое тебе спасибо. Только не знаю, как их поделить между своими домочадцами, чтоб никого не обидеть. А у меня жена, два сына и две дочери». Богач не смог поделить. А вы сможете? Разделите гусей и заработаете очко. (Мужу и жене – 1 гусь, сыновьям – 1 гусь, дочерям – 1 гусь, а двух оставшихся гусей – себе. Получится по 3)
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда. Что за слово ? (Кар + тина = картина)
Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. Что это? (Календарь)
Это слово образовано из двух первых букв древнерусского алфавита. Это слово мы узнаем с первых дней, как перешагнем порог школы. Что за буквы и что за слово? (Аз + буки = азбука)
Он настоящий богатей среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у кого нет столько форм. Он и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. Но как ему согласовываться с другими частями речи, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения, ни вида? Приходится ему брать взаймы род и число у этих частей речи, что с ними согласовываться. Эти части речи охотно делятся с ним своими формами, ведь он так привлекателен в общении. О какой части речи говорится? (Глагол).
Вспомните считалку про этого зверя: длинные уши, быстрые ноги, косые глаза и жуткий трусишка. Что за зверь? Прочтите, хором, считалку.
(Зайчик. Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф ой-ой-ой!
Убегает зайчик мой!)Время быстро-быстро мчится!
Так давай скорей учиться!
Ты послушай, погляди,
Сколько дела впереди!
Хорошо быть рыбаком
Или строить новый дом,
Капитаном в море плыть
Пастухом в колхозе быть.
Хорошо – больных лечить.
Хорошо – детей учить.
Время быстро-быстро мчится!
Так давай скорей учиться!
Ты послушай, погляди,
Сколько дела впереди!
В учебнике, какого класса, есть такое стихотворение? Вспомните его название, кто автор произведения? (3 класс. Книга для чтения. «Много дела впереди». О. Высотская)3. Подведение итогов игры, награждение победителей
- Молодцы ребята. Вы очень хорошо играли. Надеюсь, вам понравилась игра. Сегодня вы узнали о происхождении некоторых слов, отгадали загадки, вспомнили прочитанные книги, стихи, даже решили задачу.