Интеллектуальная игра по физике Что? Где? Когда?


Что? Где? Когда?
Интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” проводится в рамках предметной декады между командой знатоков 10-11-х классов. За 2 недели всем классам объявляют, что все учащиеся, желающие принять участия в игре, могут сдавать свои вопросы с ответами учителю физики. Из всех представленных вопросов выбираются самые интересные для игры. Ученики, выигравшие конкурс принимают участие в игре в качестве команды зрителей.
Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы.
Цель: повышение познавательного интереса к предмету, развитие логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Правила игры:
1. За игровой стол садится команда из 8 человек. Ее состав в течение игры может меняться один раз.
2. За правильный ответ команда получает очко, если ответ неверен – 0.
3. Один раз за игру команда может взять помощь зала.
4. За нарушение дисциплины, подсказки со стороны зрителей команда знатоков может быть лишена одного очка.
5. Один раз за игру можно взять музыкальную паузу вместо вопроса.
6. Время обдумывания ответа одна минута.
7. Игра ведется до 6 очков.
Оборудование: информационное табло для счета, электронный секундомер, гонг, рулетка, магнитофон, черный ящик.
В центре стоит стол с рулеткой, разбитый на 12 секторов. В секторах находятся  конверты с вопросами. Каждый сектор обозначен цифрой. Также имеется музыкальный ключ в одном из секторов. Он означает музыкальную паузу.
Ведущий игры – учитель физики. У ведущего два ассистента. В их обязанности входит; следить за отсчетом времени, вращать рулетку, выносить черный ящик, наблюдать за болельщиками, чтобы не было подсказок.
Примерные вопросы для игры
Вопрос 1.Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Уважаемые знатоки! Внимание вопрос: почему стекло стало «отуманенным»?
Ответ: Стекло было холодное, и когда на него попадал тёплый воздух, то содержащийся в воздухе водяной пар начал охлаждаться, а затем конденсироваться. Стекло покрылось туманом.
Вопрос 2. Почему толстостенные стаканы лопаются от горячей воды намного чаще, чем тонкостенные? 
Ответ: Стекло - плохой проводник тепла. Чем толще стенка стакана, тем больше разница температур на его наружной и внутренней поверхностях, и тем вероятнее, что он лопнет от горячей воды, потому что внутренняя прогретая часть будет расширяться
Вопрос 3. Известный русский путешественник Н.М. Пржевальский в своих воспоминаниях о первом путешествии в Азию писал: «Ну, гора, сейчас твоя тайна будет открыта, - сказал я, устроив свой кипятильник, - и через несколько минут знал, что Соди - Соруксум подымается на 13 600 футов (4145 м.) над уровнем моря».
Как же он узнал абсолютную высоту горы?
Ответ: Известно, чем выше место над уровнем моря, тем меньше атмосферное давление и температура кипения воды. При давлении 1013,3 гПа температура кипения воды 100 ºС, то при давлении 876 гПа вода кипит при 96 ºС. Таким образом, определив температуру кипения воды, Пржевальский по специальным таблицам вычислял высоту горы.
Вопрос 4. Получение какой электроэнергии обходится дороже - атомной или солнечной? Ответ: Несмотря на бесплатность солнечного света, в настоящее время электроэнергия, получаемая непосредственно от солнца, обходится в 5 раз дороже атомной.  
Вопрос 5: В квартире жарко... Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, вы открываете дверку холодильника. Удастся ли вам охладить вашу комнату?
Ответ: Вы смогли бы лишь временно охладить комнату, а в конечном итоге воздух в комнате еще сильнее нагреется. Система охлаждения, пытаясь понизить температуру, начнет работать в усиленном режиме, а в результате больше тепла поступит в комнату от двигателя холодильника. Прохладного воздуха будет недостаточно, чтобы поглотить это тепло, и квартира станет нагреваться еще сильнее
Вопрос 6. Твёрдую сталь в форме бублика разогревают над костром. Вследствие этого сталь расширяется. Будет ли отверстие в бублике увеличиваться, уменьшаться или же останется прежнего размера? 
Ответ: Поскольку "бублик" расширяется, сохраняя прежние пропорции, то и отверстие также становится больше. 
Вопрос 7. Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединенных последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше? 
ОТВЕТ.
U=J*R. Общее сопротивление гирлянды уменьшилось, а напряжение в сети осталось прежним. Поэтому гирлянда будет гореть ярче. 
Вопрос 8. Шерлок Холмс, войдя в квартиру и начав беседу с ее обитателями, через минуту сказал: "Уважаемая хозяйка, у Вас на кухне кипит чайник". Как он определил это, если находился в комнате, из которой кухня не видна?
Ответ: Когда чайник кипит, то крышка обычно побрякивает, т.к. в чайнике, благодаря образовавшемуся пару, давление повышается, приподнимая крышку; при этом часть пара выходит, давление уменьшается, крышка опускается, издавая при ударе звук.
Вопрос 9. В каких учениках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?
Ответ: В простуженных, так как температура тела выше.
Вопрос 10. Внимание видеовопрос.
Уважаемые знатоки посмотрите отрывок фильма Пола Верховена «Звездный десант».
Что в этом фильме сточки зрения физики неверно и почему?
Блиц
1. В высокий цилиндрический сосуд диаметром 5 см упал мяч диаметром 4 см. Сможете ли вы достать мяч, не поворачивая сосуда?
Ответ: Налейте в сосуд воду. Мяч всплывет и его можно будет вынуть.
2. Как вылить воду из бутылки, не наклоняя ее?
Ответ: Через трубку, пропущенную внутрь бутылки, вдуть воздух. При этом давление воздуха в бутылке увеличится и он выдавит часть воды наружу через ту же трубку
3. Почему после снегопада становится тихо?
Ответ: Между пушинками свежевыпавшего снега существуют маленькие полости. Которые поглощают звук также, как современные звукопоглощающие покрытия.

Черный ящик
1.Китайцы называли их чу-ши, греки – адамас, геркулесов камень, французы – айман, египтяне – кость Ора, немцы – магнесс, англичане – лоудстоун. Большинство этих названий означает «любящий». О чем (или о ком) говорится таким поэтическим языком древних?
Ответ: Магнит.
2. Сначала он плавал, потом стал и летать. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь. Он не любит большую жару и сильную тряску. Он всегда целенаправлен. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. 
Ответ: Компас.
Награждение победителей.