Статья Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка при изучении нового материала

Интеллектуальное развитие младших школьников  на уроках русского языка при изучении нового материала
             В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи  с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны.
           Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению  и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
            Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную  деятельность.
            Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка.           
            Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека.
Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
( Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых, у учащихся формируются  лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
( Принцип действенного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
( Принцип  обоснованного ответа.     Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
( Принцип сотрудничества учителя и учащихся.   Реализовать  эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.
Этот метод используется с 1 класса, однако в 3 и 4 классах увеличивается доля самостоятельных действий учащихся. Их роль возрастает как при проведении беседы-рассуждения, так и при формулировании вывода и обобщения.
            В разных темах в зависимости от содержания учебного материала используются разные виды обобщения.
            Первый вид – обобщение учащимися изученного по заранее составленному плану. Его пункты предоставляют собой ряд последовательных вопросов, отвечая на которые учащиеся формулируют новое правило.
Второй вид – использование обобщающих таблиц со знаковым кодированием. Так же. Как и план, они составляются заранее учителем и предъявляются учащимися после беседы-рассуждения, связанной с изучением нового. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на  языковой материал.
Степень  осмысления изучаемого материала повышается, его запоминание и интеллектуальное развитие учащихся усиливаются при использовании третьего вида -
Самостоятельного составления  ими обобщающих слов. Ученики приступают к работе над ними после  формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщен, а его переработка углубляет  и систематизирует приобретенные знания.
            Эта деятельность может носить первоначально коллективный, далее групповой и индивидуальный характер. 
            При освоении материала повышенной трудности используется план и схема одновременно.
Там, где позволяют специфика учебного материала, учащиеся вместо плана составляют памятку. Перед  началом работы школьники анализируют структуру известным им памяток по ранее изученным темам. Отмечают, что в памятке можно выделить 2 части:
а) начало, в котором отражается условие написания;
б) основную часть, где представлена последовательность действий по выполнению указанного условия.
Далее учитель организует деятельность детей по составлению памятки к изученному на уроке правилу.
Составление памятки осуществляется после того, как вывод сформулирован учащимися, так как эта работа призвана углублять понимание действий при использовании того или иного правила.
            Таким образом, формулирование вывода с опорой на план, таблицу, схему и составление памятки к изученному правилу полностью становится делом учащихся. У учителя остается организационная и контрольно-корректирующая  функция. Подобный подход позволяет уже на втором году обучения  в значительной степени повысить роль учащихся при изучении нового материала.
Кроме этого, обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, их знаний об окружающем мире,  активизирует умственную деятельность детей. Учащихся класса становится  активными участниками учебного процесса.


15