ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА На тему: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА».

МБОУ «Школа № 60»
г. Ростов-на-Дону




ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА



На тему: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА».


Учитель 1 категории

И. А. Андреева



2016 год
Термин интеллект появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, разновидности, составные элементы.
Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – наполовину, а 12 годам – на три четверти. Некоторые авторы называют ещё более ранние сроки и соответственно ещё большую роль детства, младших школьников в общем умственном развитии.
Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определённых физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретённый жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.
Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное,
словесно-логическое. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – все это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.
Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.
Изменение содержания осуществляется за счет:
- введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
- увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;
- расширение объема работы с понятиями и терминами;
- включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов (минутки чистописания, словарно-орфографической работы, физкультминутки). Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока, а в 1-м классе вводится новый - мобилизующий.
Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребёнка в работу. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами. Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты каждого урока и призваны совершенствовать один из видов мышления ребёнка: или наглядно-действенный, или наглядно-образный, или словесно-логический. Одновременно с мышлением развиваются внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность.
В заданиях, направленных на развитие наглядно-действенного мышления, буквенный материал используется в виде графического изображения букв на специальных карточках, которые школьники могут переставлять, взаимозаменять на наборном полотне, т.е. осуществлять с ними реальные действия. Со временем учащиеся переходят к выполнению заданий более сложного характера: увеличиваются количество карточек с буквами и количество их перестановок.

Ж

Ш
Ч


Ш
Ч
Ж


Например, на наборном полотне следующее расположение карточек с буквами.
У. Какие четыре перестановки карточек с буквами следует сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы находились в одинаковой последовательности?
Д. Карточку с буквой Ж в нижнем ряду надо поставить в пустой кармашек. В освободившийся кармашек можно поместить карточку с буквой Ч . В пустой кармашек, где была буква Ч , поставим карточку с буквой Ш . В пустой кармашек, где была буква Ш, перенесём карточку с буквой Ж.

Выполняя задания на формирование наглядно-образного мышления, учащиеся мысленно совершают действия с буквами, не меняя положения в их фактическом изображении.
Например, на доске вычерчивается игровое поле с девятью (далее с двенадцатью) квадратами. В каждом квадрате-домике живёт одна буква. От домика к домику прыгает зайчик наискось через дорожку.
У. В домик, с какой буквой может прыгнуть зайчик, если он находится в домике с буквой А?
Д. Зайчик из домика с буквой А может попасть в два домика: домик с буквой Ю и домик с буквой Э, т.к. он прыгает наискось через дорожку.
У. Охарактеризуйте буквы, напечатанные на игровом поле, и звуки, которые они обозначают. Какой буквы здесь не хватает?

Задания, направленные на развитие словесно-логического мышления, не предусматривают непосредственных операций ни с буквами, ни с их мысленными образами. Они заставляют ученика оперировать условными обозначениями букв (например, цифрами).
Такого рода задания формируют у детей умение четко, последовательно, доказательно выражать свои мысли.
Например, на доске написано задание. Учитель его читает один раз.
У. Буквы А и Я живут в разных домиках. Один домик высокий, другой – низкий. Причем буква А не живет в низком домике. в каком домике живет каждая буква?
Дайте характеристику буквам А и Я.


А О У


Я Ё Ю


И Э Е


Третий год обучения обеспечивает дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка, в первую очередь за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации школьного процесса. Используемые учителем способы и приемы, призванные все более активно включать детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, на каждом структурном этапе урока имеют свою специфику.

Особенности минутки чистописания.
В 1-м и 2-м классах на первой фазе минутки чистописания дети находили букву, техника написания которой отрабатывалась на данном уроке.
На третьем году обучения, выполняя задания, дети вначале выявляют механизм определения буквы, а затем самостоятельно осуществляют её поиск. Следующий этап – формулирования учащимися темы минутки чистописания. Интеллектуальная работа сопровождается их напряженной речевой деятельностью в форме рассказа-рассуждения, рассказа-умозаключения. Закономерность подбора исходного материала от урока к уроку меняется и постепенно усложняется. Рассмотрим варианты заданий.
Вариант 1: выявление закономерности в подборе слов.
Например, учитель предлагает школьникам: «Внимательно посмотрите на данную запись:

доктор – врач
рев – ?
зов – ?
ураган – ?

Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания».
Дети: «К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву ч. Доктор – врач, рёв – плач, зов – клич, ураган – смерч. Во всех словах правого столбика имеется согласная ч. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ч.
Вариант 2: выявление закономерности подбора букв.
Учитель оформляет на доске запись и предлагает детям определить на её основе тему минутки чистописания.


а____в ж_____и о_____р

б з ?


Дети: «В первых двух примерах написано по три буквы. Буква, находящаяся внизу, стоит в алфавите между двумя верхними. Буква б между а и в. Буква з между ж и и. Между буквами о и р стоит п. Значит, мы сегодня будем писать букву п».
Вариант 3: выявление закономерности в группировки слов.
Учитель пишет на доске слова с пропущенными орфограммами: праник, лцо, стлица, серце, уржай, чнил, сбака, нзина, звёзный – и просит назвать буквы, которые учащиеся будут писать на минутке чистописания. С их помощью данные слова делятся на равные группы. По какому принципу?
Дети: «сегодня мы будем писать три буквы: д, о, и. Буква д – непроизносимая согласная в словах праздник, сердце, звездный. Буква о – непроверяемая безударная гласная в словах столица, урожай, собака. Буква и – безударная гласная в корнях слов лицо, чинил, низина. Мы разделили слова на три равные группы по орфограммам».
Рассматриваемые приёмы позволяют совершенствовать логическое мышление учащихся, их доказательную связную речь. Они способствуют развитию устойчивости, распределения объема внимания, оперативной памяти, наблюдательности. У школьников повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой.
Таким образом, постепенное увеличение функций учащихся в организации познавательной деятельности обеспечивает высокий уровень объективизации учебного процесса. Появляющийся интерес к русскому языку и его изучению становится у школьников важнейшим внутренним стимулом к накоплению знаний в этой области.


Специфика словарно - орфографической работы.

Структура и методика проведения словарно – орфографической работы на третьем году обучения не меняются. Но для увеличения самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности детей используются новые, более сложные, нетрадиционные приемы в ее минимобилизующей части и во время введения слова в активный словарь школьников. Они направлены на активизацию словесно-логического мышления, усиление речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания. Выделяют 4 группы приемов.
Первая группа предусматривает нахождение нового слова из словаря и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в лингвистическом материале.
Например, учитель предлагает задание такого типа: «Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах:
магазин - продавец
больница - врач
театр - актер
космический корабль - ?
Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке?»
Дети: «В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе – профессию. Значит, сегодня мы познакомимся со словом космонавт ».
Ко второй группе относятся приемы, предусматривающие определение нового слова из словаря на основе выявление закономерности его образования. Например,
сезон винтик зонтик
кивок указал ?
Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.
Дети: «Это слово вокзал. Мы узнали, что слово зонтик образовано из последних слогов первых двух слов верхней строки.
Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки.
В третью группу входят приемы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. Например. учащиеся под диктовку пишут слова: топор, звук, дровишки, солнце, свобода. После этого учитель дает задание: «Последовательно соедините буквы, являющиеся в этих словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. ( около )
Преимуществом приемов этой группы является и то, что с их помощью можно углублять знания по многим изучаемым темам русского языка.
Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование по другим учебным дисциплинам.
Например, по геометрии. Учитель дает детям задание: «Внимательно посмотрите на фигуры, и на буквы в каждой из них:

о ь т г е р


Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы».
(Через 1 минуту буквы стираются.) Затем учитель рисует те же самые фигуры в той последовательности, в какой расположены буквы в слове, но уже без букв. (треугольник, круг, ромб, многоугольник, квадрат, прямоугольник)
Использование приемов данной группы, наряду с осуществлением межпредметных связей, стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления, интуиции.
Таким образом, постепенное увеличение функций учащихся в организации познавательной деятельности обеспечивает высокий уровень объективизации учебного процесса. Появляющийся интерес к русскому языку и его изучению становится у школьников важнейшим внутренним стимулом к накоплению знаний в этой области.









13PAGE 15


13PAGE 141215