Проект по истории на тему Проект по истории на тему Вклад А.П. Серебрянского в развитие культуры Воронежского края


“Вклад А. П. Серебрянского в развитие культуры Воронежского края”ПроектВыполнила: учитель МКОУ Бутурлиновская ООШ № 4Вышкварка Светлана Анатольевна Серебрянский А.П. (1809-1838) Цель: углубление представлений о вкладе А. П. Серебрянского в развитие культуры Воронежского края.Основные задачи исследования:1.Проследить воздействие различных «поэтик» (классицистической, сентиментально-романтической, фольклорной) на поэзию А. П. Серебрянского.2.Выявить индивидуальные черты поэзии Л. П. Серебрянского, ее автобиографический характер.3.Раскрыть содержание музыкальной эстетики А. П. Серебрянского. На защиту выносятся следующие основные положения:1. Творческая и жизненная судьба А. П. Серебрянского — пример трагической судьбы художника-провинциала, выходца из низов духовенства, не сумевшего реализовать в полной мере свой поэтический дар и погибшего в борьбе с действительностью.2. В культурно-психологическом аспекте судьба А. П. Серебрянского может восприниматься как промежуточный фазис на пути от сентиментальноромантического канона бытия «бедного поэта» к модели жизни писателя-разночинца.3. В поэтическом творчестве Л. П. Серебрянского наблюдается характерное для переломных эпох в литературе скрещение различных «поэтик»: классицистической, сентиментально-романтической, фольклорной.4. А. П. Серебрянский - художник, который вошел в литературу стихотворением-романсом («Вино»), но оказал косвенное влияние на литературный процесс, многое определив в развитии литературной жизни г. Воронежа, в становлении А. В. Кольцова и наметив своей поэзией новые -«бардовские» - перспективы песенного синтеза высокого и низкого, литературы и фольклора, слова и музыки. Актуальность исследования:А. П. Серебрянский – наш прославленный земляк, родился в с. Козловка. Поэтому исследовательская работа может быть использована на уроках истории, литературы и краеведения с целью расширения представлений подрастающего поколения школьников с творчеством знаменитого земляка, воспитания патриотизма, чувства гордости и уважения к литературному наследию малой родины и яркой странице истории страны. Серебрянский Андрей Порфирьевич 1809 – 1838 Серебрянский (Сребрянский) Андрей Порфирьевич (1809, слобода Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии – 3.8.1838, с. Козловка Бобровского уезда Воронежской губернии), поэт, художественный критик. Из семьи священника. Учился в Воронежской духовной семинарии (1825–1831), Московской (1832–1836, с перерывами) и Петербургской (1836–38) медико-хирургической академии. Глава литературно-философского кружка воронежских семинаристов. Сыграл большую роль в творческой судьбе А. В. Кольцова, который посвятил ему два стихотворения. Первый редактор произведений А. В. Кольцова. Автор религиозно-философской поэмы «Бессмертие» (1831), лирических стихотворений, статьи «Воронежская новость» (1834), «Мысли о музыке» (опубликованных в журнале «Московский наблюдатель», 1838, № 5). Песня А. П. Серебрянского «Быстры, как волны, дни нашей жизни…» в несколько измененном варианте приобрела популярность, особенно в студенческой среде. Сборник сочинений А. П. Серебрянского «Дни нашей жизни» вышел в Воронеже в 2001 г. Нездоровый климат, слабое здоровье, а также необустроенность, способствовали развитию чахотки. В январе 1838 года Сребрянский подаёт прошение об увольнении. «По крайнему истощению сил от долговременной болезни я уж не смею и думать о продолжении своих медицинских занятий, тем более о благополучном их окончании», — говорится в прошении. На деньги Кольцова он доехал до дома и там скончался 3 августа 1838 года. «Бессмертие»Бессмертие - не только дань распространенной в литературе ХVIII - начала ХIХ веков теме. Это еще и показатель сильной духовной жажды, томившей поэта, его религиозно-романтической тоски по "лучшему будущему” для человечества. Он верил, что божественный - счастливый, добрый, справедливый, свободный мир существует, и всею душою хотел воцарения небесных истин на земле. Хотя, конечно, произведение и схематично, и декларативно. Впрочем, иногда поэтическое дыхание освобождается, становится легким, ясным - когда автор использует естественность обычного слова, простых интонаций - в Посвящении или в обращении к природе. Приведем небольшие выдержки из поэмы, чтобы читатель смог ощутить и пыл, и вдохновенность, и смелую философскую мысль ее создателя:                Мощные громы! Вихри летучи!               Сдвиньтесь в громаду виснущей тучи!               Гряньте в раскатах, с пылью дождей,               С гулом и с треском, в блеске огней!               Гряньте в октавах дикие хоры               С влагою в долы, с градом на горы!               Да изумится все под грозой!               И - с обновленьем душного мира,               Вместе с прохладой свежей эфира               Пусть пронесется тайной струей               В воздухе чистом голос святой -               О бесконечном духа нетленьи,               В тихом - незримом ангельском пеньи!               Я соглашу с ним лиру мою -               И вдохновенно песнь воспою!.. Наследие классицистической традиции: ода «Бессмертие» (1830)ОдаПоэмаПосланиевосхищение перед Всевышним;упрёк за несовершенство мира. Сентиментализм и романтизм в лирике А. П. Серебрянского.Одиночество, разочарование в жизни (“Цветы”,”Вино”);Любовная драма (“Без нужды сорванные цветы”);Элементы героики (“Искра славы”);Тема тоски и печали (“Арфа”,”Грусть-злодейка”);Тема возлюбленной (“Она”,”Могила прекрасной”);Тема поэта и поэзии(“Музыка, или Эхо октав на русские октавы”);Пейзажная лирика(“К другу”,”В память сельских ночей”) Музыкальность поэтики А. П.Серебрянского. Статья «Мысли о музыке».Музыка“идеальный язык природы”“гармоничное выражение бытия”“язык души и сердца”“Серебрянский раскрыл специфику музыкальных образов, достаточно точно изложилпсихологический закон ассоциаций <...> и впервые в музыкальной эстетике метко сформулировал положение о социальной обусловленности музыки”. (В.А.Тонков и Ю.В.Воронцов) ЗаключениеЖизненный путь и литературное наследство А. П. Серебрянского являют нам интересную, сложную и трагическую личность творчески одаренного молодого провинциала начала XIX века. Несмотря на свою принадлежность к «социальным низам», на то, что ему не предназначалось доли лучшей, чем быть, как и его отец, священником в каком-нибудь бедном деревенском приходе, Серебрянский, ощутив в себе силы таланта и желание найти свой путь, не смирился с действительностью и предпринял попытки вырваться из серого мелкого быта в большой мир - и положил за свои мечты жизнь. Заключение Кольцов Алексей ВасильевичНикитин Иван Саввич Спасибо за внимание!