Отчет по здоровьесберегающим технологиям


Использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
В условиях внедрения ФГОС второго поколения в начальной школе ученику предоставляется возможность быть активным участником познавательного процесса, рассуждать, свободно высказываться, а если необходимо и доказывать свое мнение. Помимо этого в начальной школе важно научить ребёнка осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.
ФГОС начального общего образования включает в требования к условиям реализации основной образовательной программы охрану и укрепление физического ,психологического и социального здоровья обучающихся, создания среды, « комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам» ( п.21 раздел VII).
Общеизвестно ,что здоровье – это состояние не только полного физического , но и психического и социального благополучия. Если говорить о психологическом здоровье учащихся, то сюда входит:
состояние психического и душевного комфорта;
адекватное социальное поведение;
умение понимать себя и других;
более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
умение делать выбор и нести за него ответственность.
Неэффективное использование учителем на уроках педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика.
Признаками нарушения психологического здоровья могут служить:
повышенная утомляемость, раздражительность;
возникновение состояний стресса;
снижение восприятия, внимания;
ухудшение запоминания;
формирование негативного отношения к обучению;
нарушение дисциплины;
неустойчивое настроение.
Урок – основное пространство деятельности по укреплению и сохранению психического здоровья школьников. Именно в уроке находят применение здоровье сберегающие техники педагогического взаимодействия. Урок должен строиться с использованием психологических приемов.
Рассмотрим основные структурные элементы здоровье сберегающего урока.
Приветствие учащихся не только элементарный акт вежливости , но и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учеников. Приветствие учителя- это заявка на то , в каком психологическом режиме он поведет урок, ответ учащихся – реакция на заявку. Приветствие способствует повышению мотивации, а также создает положительный учебный настрой.
Организационные моменты. Сообщение в начале урока не только темы , но и порядка организации учебной деятельности( наличие плана) может способствовать снижению уровня тревожности, при этом ученик на каждом этапе урока будет активен и вовлечен в реальные взаимодействия. Атмосфера доброжелательности стимулирует веру учащихся в свои силы, помогает каждому ребенку преодолевать трудности учения.
Физминутки. Ученые утверждают, что каждая часть нашего тела отвечает за поведение и эмоции. Таким образом, выполняя определенные физические упражнения, мы можем избавиться от негативных переживаний и беспокоящих мыслей, выплеснуть отрицательные эмоции, накопившиеся внутри. Физкультурные паузы представляют собой комплекс упражнений, проводимых между 15-20 минутами каждого урока. Время проведения 2-3 минуты
Релаксация. Это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. На уроке релаксацию лучше применять после продолжительной и трудной работы (диктант, контрольная, поверочная работа).
Рефлексия. Этот прием использует учитель в конце урока. Содержательная рефлексия является ведущим приемом формирования мотивации учения.
Концепцию здоровьесберегающего обучения можно представить следующей логической схемой :Здоровьесберегающее обучение

направлено на обеспечение психического здоровья

опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности


достигается через учёт особенностей класса, создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности
достигается через учёт особенностей класса, создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности

приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений

Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствие обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.
Следует помнить, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объёмах материала.
В оздоровительной работе в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма. Поэтому в режим дня учащихся начальных классов введены уроки физкультуры 2 раза в неделю и хореографии 1 раз в неделю. Учителя проводят подвижные перемены. С их помощью мы увеличили объём двигательной активности школьников.
В организацию внеурочной деятельности в начальной школе включены кружки « Подвижные игры» и «Разговор о правильном питании»
Программа «Разговор о правильном питании»,нашла отклик у детей и родителей. Эта программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. Как показала практика, программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Говоря о физическом здоровье детей нельзя упускать из внимания и то что одной из его составляющих является регулярное и правильное питание. В начальной школе организовано горячее питание всех учащихся. Дети которые посещают группу продленного дня охвачены двухразовым питанием.
Я провожу разъяснительную работу , направленную на повышение популярности здорового питания, познакомила родителей и детей с результатами исследования пищевой ценности продуктов школьного меню. И получила результат:
В 3 классе питалось -15 человек, а в 4 классе - 23 человека.

Особое внимание уделяется и гигиене. Перед приемом пищи дети обязательно моют руки. Соблюдается и режим проветривания кабинетов.
Каждый учитель начальных классов нашей школы тесно сотрудничает с медицинским работником и учителем физической культуры. В начале года составляется и ведется « Лист здоровья» , который имеет разделы:
группа здоровья;
физкультурная группа;
заболевание;
рекомендации врача;
Данный «Лист здоровья» помогает выявить состояние здоровья ребенка и на что надо обратить внимание педагогу в своей работе по здоровьесберегающему обучению.
Если посмотреть на мониторинг заболеваний в 4 «Б» класса то видно, что дети стали более здоровы. Несколько человек перевели из подготовительной физ.группы в основную, т.е. в первом полугодии к основной группе относилось- 50 %, то во втором полугодии-65 %


В 4 классе заболеваемость ОРВИ уменьшилось на 27%.

Невозможно решить проблему сохранения и укрепления здоровья без взаимодействия с родителями учащихся. Педагогическое сотрудничество способствует организации внеурочной деятельности учащихся в спортивных учреждениях. Так 54% учащиеся моего класса посещают спортивные и танцевальные кружки. Это позволяет формировать устойчивый интерес к физической культуре и спорту, способствует укреплению здоровья младших школьников.
Воспитанию внимательного ценностного отношения к своему здоровью я посвящаю и многие внеклассные мероприятия. Одной из форм здоровьесберегающих мероприятий являются уроки здоровья, уроки-экскурсии, предполагающие активную физическую деятельность. Все мероприятия проходят совместно с родителями обучающихся.
Говоря о здоровьесберегающих технологиях, следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями по охране своего здоровья, обеспечит формирования позитивных установок на соблюдение гигиенических правил.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.