Отчет по здоровьесберегающим технологиям на уроках русского языка и литературы


Учитель: Николаева Е.П.
Здоровьесбережение
на уроках русского языка и литературы
за 2014-2015 уч. год.
На уроках русского языка и литературы использую простые, но эффективные методы здоровьесбережения:
- проветривание классной комнаты во время перемены;
- физкультминутки.
Некоторые приемы помогают детям избежать гиподинамии:
сбор тетрадей с первой парты на последнюю (ребенок с последней парты имеет возможность пройти по классу);
работа в парах сменного состава (дети перемещаются по классу);
работа по цепочке у доски (каждый ребенок выходит из-за парты);
взаимопроверка по вариантам через проход между партами.
          В изучении некоторых тем использую мяч (подбор синонимов, антонимов, при изучении разрядов прилагательных и т.д.), сигнальных карточек (дети поднимают их над головой), при изучении орфограмм: и/ы после приставок пре- и при-; з-с на конце приставок, когда дети при написании одного варианта встают и хлопают в ладоши, а при выборе другого варианта - садятся на место.
          Содержание уроков связано с  воспитанием у обучающихся культуры здоровья, личных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, с формированием представления о здоровье как ценности, мотивацией на ведение здорового образа жизни. Одновременно повторяются и закрепляются орфографические и пунктуационные навыки, развивается речь, обогащается словарный запас.
На уроках русского языка в 11 классе при изучении темы «Стили и типы речи» анализируем тексты, связанные с темой «Здоровье. Спорт. Человек», говорим о том, что человек подвержен многими искушениями и не всегда может им противостоять. В числе таких искушений и вредные привычки, формулируем речёвки, слоганы: курильщик-могильщик, поход-доход, закаляйся-обливайся и др.; пишем сочинение-рассуждение «Хорошая экология – это здоровье всей страны». На уроке-практикуме по комплексному анализу текста работаем с текстом о вреде газированных напитков, пишем антирекламу сладких газированных напитков. При изучении темы «Морфология как раздел науки о языке» распределяем слова в 3 столбика в зависимости от содержания в них 1) белков и жиров, 2) углеводов, 3) витаминов и минералов. При повторении о правописании н и нн в различных частях речи выписываем словосочетания, названия блюд которых особенно полезные для здоровья.
На уроках литературы в 11 классе по теме « М. Горький. Пьеса «На дне», анализируя стихотворение Е Винокурова «Одурманивание», говорим. Что мы должны работать не только над своим телом – заниматься спортом, но и над душой, искореняя все дурные привычки или не приобретая из вовсе. При изучении романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Говоря о женских образах, проводим мини-диспут по анализу афоризма «Здоровье женщины – здоровье нации». Работая над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго», беседуем о выполнении клятвы Гиппократа: доктор тайно лечил раненого врага, рискуя своей жизнью.
Здоровьесбережение на уроках немецкого языка
Для сохранения и укрепления здоровья школьников использую разнообразные виды деятельности, частоту их чередования (7 -10 мин.), плотность урока не менее 60 % и не более 75 – 80 %, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. При планировании урока включаю многократные зарядки – релаксации, отводя на них 3- 5минут. Обыгрываю их, привлекая при этом постепенно и ненавязчиво изучаемую лексику – и тогда эти этапы урока становятся любимыми и популярными у детей. Уроки в 5-6 классах начинаю сразу же с физкультзарядки, вызываю к доске сразу всех ребят: “Wer ist tapfer, kommt zu mir! Wer ist tapfer, singt mit mir!” Дети выходят к доске, становятся в круг и, поочередно здороваясь за руку с соседом по кругу, вместе с мной, произносят слова песенки, сопровождая их соответствующими движениями: Guten Tag! Guten Tag! – sagen alle Kinder. Grosse Kindeer (поднимают обе руки вверх), Kleine Kinder (приседают, опускают руки), Dicke |Kinder (разводят руки), Duene Kinder (сводят руки), Guten Tag! Guten Tag! – sagen alle Kinder. Такое начало урока поднимает настроение, ненавязчиво вводит в языковую среду.
Разрядки с использованием различного вида движений основанные на том, что мышечные движения служат торможению умственной деятельности учащихся. Ее провожу с первых уроков изучения немецкого языка, когда по команде учителя: «Steht auf! Jetzt turnen wir!» ученики встают и выполняют простые движения (поднимают руки вперед, вверх, вперед, вниз) и говорят: «1, 2, 3, 4 alle alle turnen wir». Постепенно движения усложняются: это могут быть ходьба, бег, игры в мяч. Они сопровождаются словами: «Alle alle gehen (laufen, springen, sitzen) wir».
Введение и закрепление стараюсь проводить в игровой форме с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, т.е. они не просто рассказывают диалоги, а показывают их.
После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы использую упражнение «Ring». В быстром темпе поочередно нужно перебрать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний пальцы и т.п. В начале упражнение выполняем каждой рукой отдельно, затем двумя вместе (учитель подает команды: schnell, bitte noch schneller, sehr gut, danke).
Для расслабления мышц шеи включаю упражнение «Neugierige Barbara». Ребята поворачивают голову направо, стараясь сделать так, чтобы увидеть как можно дальше: Schaut nach rechts und zurueck. Затем возвращаются в исходное положение. Снова поворот головы, но теперь уже в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Упражнение «Stille» помогает развивать умение учащихся слушать. С закрытыми глазами они прислушиваются к звукам на улице, затем в классе, в коридоре.
Упражнение «Съедобное / несъедобное» развивает концентрацию внимания. Произношу существительные, обозначающие съедобные и несъедобные предметы. Если предмет «съедобный», дети поднимают руку, если нет – рука опущена. Данная игра помогает запоминать лексику по изучаемой теме.
Перед выполнением контрольных работ вместе с обучающимися делаем упражнение на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде: «Atmen ein! Atmen aus!».
В 7 - 9 классах много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают обучающимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы подольше оставаться здоровым (как вести здоровый образ жизни) содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках. Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня. Изучая тему «Продукты», дети знакомятся с правильным режимом питания, назначением разных блюд, правилами гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете. Так в шестом классе были проведены нетрадиционные уроки с дегустацией немецкой кухни. Детям такие уроки особенно нравятся.
Также провожу упражнения на расслабление нервной системы и активизацию мозговой деятельности.
Понятно, что подобных упражнений на одном уроке не должно быть слишком много, они должны обновляться и усложнятся или облегчаться в зависимости от конкретной группы. При проведении уроков учитываю возраст и психологические особенности детей, в любых ситуациях стараюсь быть терпеливой, сохранять спокойный тон и чаще улыбаться на уроке.