Презентация по конструированию на тему Архитектурно — конструктивные элементы


– это те детали и элементы здания, которые выделяют его из общей массы, придают ему изюминку. Грамотно оформленные парапеты, колонны, цоколи придают всему зданию законченный и гармоничный облик. Антаблемент - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру Антаблемент  Арка – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.Наиболее распространенные формы арок — полуциркульные, или полукруглые; стрельчатыеи трехлопастные характерны для готической архитектуры; подковообразные арки — для арабской, мавританской архитектуры; килевидные — те же полуциркульные арки, но с заостренным верхом, нашли широкое применение в древнерусском зодчестве; подпружныеарки несут своды, барабан и паруса подкупольного пространства. Арка Ползучая арка - арка, опоры которой расположены на разных уровнях. Аркада – ряд из одинаковых арок, опирающихся на столбы, колонны. Аркады используются, главным образом, в оформлении галерей. Аркатура – ряд декоративных арок на стене здания. В отличие от аркады, аркатура имеет, как правило, декоративный характер, ее арки непосредственно примыкают к стене здания.В русской архитектуре широко используется аркатурно-колончатый пояс – вид аркатуры. Архивольт – обрамление лицевой части арочного проема, чаще всего профилированное. Архивольт носит, как правило, декоративный характер. Архивольты часто встречаются в архитектуре классицизма. Архивольт окна Офицерского собрания Атлант – скульптурное изображение мужской фигуры, служащее опорой. Эта фигура изображает персонаж древнегреческой философии – титана Атланта, поддерживающего небесный свод. Как и другие античные заимствования, этот элемент наиболее широко встречается в стилях, ориентирующихся на классическое наследие: классицизме, неоклассицизме, отчасти барокко.Фигура атланта может изображаться как в полный рост, так и до пояса, после чего она переходит в фигурный кронштейн. Подобная женская фигура называется кариатидой.В архитектуре Петербурга атланты встречаются достаточно часто; одни из наиболее известных – колоссальные атланты портика Нового Эрмитажа (скульптор А. И. Теребенев). Аттик – стенка, расположенная над венчающим здание карнизом. Может быть прямоугольной или сложной формы, гладкой или покрытой орнаментом, надписями, иногда – в виде балюстрады. Аттиком также иногда называют невысокий этаж, расположенный над карнизом (аттиковый этаж).Название этого элемента связано с тем, что на подобных венчающих стенках древние римляне рамещали надписи в память покорения Аттики. Аттик часто имеет цоколь и карниз, над которым может даже размещаться еще один аттик.Аттик наиболее характерен для вытянутых по фасаду зданий классицизма и неоклассицизма. Одна из его функций – скрывать находящиеся за ним скаты крыш, трубы и тому подобное. Аттик арки Главного штаба База – основание, опорная часть колонны, пилястры, пьедестала и т. п. Базы различаются по высоте и профилю. Чаще всего о базе говорят в контексте ордерной архитектуры. База колонны Спасо-Преображенского собора Балкон – площадка с ограждением, выступающая из стены здания.Балконы могут располагаться не только снаружи здания, но и в интерьере крупных помещений. Балконами называют верхние ярусы зрительских мест в театре.Балкон, углубленный в здание, закрытый с трех сторон, называется лоджией. Декоративный балкон в виде окна или остекленной двери с небольшой решеткой снизу носит имя французского балкона. Балкон дома Первого российского страхового общества Балюстрада – ограждение, состоящее из ряда столбиков – балясин, поддерживающих горизонтальную балку или перила. В архитектуре Санкт-Петербурга балюстрада является одним из излюбленных элементов, как в период барокко, так и во времена классицизма и неокласицизма. Помимо ограждения балконов и декора ярусов здания, широкое распространение получила венчающая балюстрада, расположенная над карнизом здания. Такую балюстраду можно увидеть над зданием Зимнего дворца, колоннадой Казанского собора, колоннадой ротонды Исакиевского собора. Характерный пример популярности этого приема – здание Главного штаба и министерств, в котором балюстрада ограждает балконы, декорирует пространство под окнами, а также венчает все здание. Балясины – небольшие декоративные столбики, обычно обычно расширяющиеся к средней части, поддерживающие горизонтальный элемент. Используются в оформлении балюстрад.Как правило, балясина снизу и сверху заканчивается прямоугольной плитой – плинтом. Балясины могут выполняться из разных материалов: дерева, камня, металла, железобетона. Балясины могут быть и рельефными выступами на поверхности стены. Барабан – цилиндрическое или многогранная венчающая часть здания, завершенная сводом или церковной главой. Чаще всего говорят о барабанах церковных зданий. Барабан может иметь оконные проемы (световой барабан) или быть глухим. Барабаны часто имеют различные декоративные детали – они украшаются различными фризами, изразцами, аркатурно-колончатыми поясами. В архитектуре барокко барабаны часто украшались волютами. Барабан храма Воскресения Христова («Спас на крови») Барельеф, низкий рельеф – вид скульптурного изображения на плоскости, все части которого выступают над плоскостью менее чем на 1/2 своего объема, в отличие от горельефа. Барельеф хорошо сочетается с плоскостью стен; в связи с этим он стал достаточно популярным приемом декоративного оформления зданий. Часто барельефные изображения составляют фризы на поверхности здания. В архитектуре Санкт-Петербурга барельефы применялись начиная с XVIII века; так, 29 барельефных изображений украшают Летний дворец Петра I. Наиболее широко использовались барельефы в архитектуре классицизма, нередки они на зданиях модерна. Бельведер - 1. башенка, надстройка над домом, круглая или многогранная в плане, для осмотра окружающей местности; 2. беседка, садовый павильон на возвышенном месте, откуда открываются красивые виды на дальние пейзажи. Бельведер  Брандмауэр (брандмауер), брандмауэрная стена – глухая противопожарная стена, разделяющая два дома в плотной застройке или две части одного здания.Брандмауэр препятствует распространению огня, для этого он строится на всю высоту здания, выступая за кровлю. Чаще всего брандмауэр скрыт от зрителя, поскольку примыкает к другому зданию. Мы можем увидеть его тогда, когда одно из соседних зданий выше другого, или когда соседнее здание снесено.В современном городе на открытых брандмауэрах часто размещают рекламные щиты. Волюта – архитектурная деталь в виде завитка.Волюты были наиболее популярны в эпоху барокко.Для Петербурга характерны также кронштейны балконов, эркеров в виде волюты. Горельеф, высокий рельеф – вид скульптурного изображения на плоскости, когда фигуры выступают над плоскостью более чем на 1/2 толщины в отличие от барельефа.Горельефы широко применялись в архитектуре Санкт-Петербурга в период классицизма Замковый камень, замок – средний клинчатый камень, которым «замыкается» свод; декоративный клинчатый элемент, украшающий середину арки, окна, портала. Каннелюры, ложки – вертикальные желобки на стволе колонны, пилястры.Каннелюры придают колонне стройность, подчеркивают вертикальный характер конструкции. Капитель – верхняя часть колонны, пилястры, расположенная между стволом опоры и вышележащими частями здания. Кариатида – скульптурное изображение женской фигуры, служащее опорой. Колоннада – ряд (или несколько рядов) колонн, расположенных по прямой или кривой линии и несущих общее перекрытие. Колонна – архитектурно-обработанный столб, несущий вертикальную нагрузку. Полуколонна – колонна, выступающая из стены приблизительно на 1/2 своего диаметра. Может быть декоративной или несущей. Полуколонна  Контрфорс – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры. Контрфорс Кронштейн – выступ на стене здания, обычно декоративно оформленный, служащий для поддержки балкона, эркера, скульптуры и т. п. Лопатка – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов. Лопатка  Маскарон – скульптурная деталь в виде лица человека или головы животного, выполненная барельефом или горельефом. Мезонин – надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий. Мезонин Наличник декоративное обрамление оконного проема. В русской архитектуре XV—XVIII вв. наличники отличались большим разнообразием: от простой прямоугольной рамы, выступающей из плоскости стены до сложных богато декорированных обрамлений, состоящих из карниза, двух вертикальных тяг в виде колонок или полуколонок на декоративных профилированных опорах и подоконной части. Небольшие кокошникивенчали наличники многих оконных проемов. И гладкие, лишенные каких-либо украшений, и декорированные резьбой каменные и деревянные наличники являются важной частью наружного убранства здания. Ниша – прямоугольное или полукруглое в плане углубление в стене. Пандус – прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания. В XX в. пандусы чаще всего устраиваются в общественных и промышленных зданиях, транспортных сооружениях, гаражах и т д Пандус Пилон – столб большого сечения, поддерживающий перекрытия, несущие элементы, а также оформляющий ворота, портал, ограду.Пилоны, оформляющие ворота или ограду, характерны для эпохи классицизма.В архитектуре метрополитена пилонами называют крупные столбы, отделяющие перроны от центрального зала станции. Пилястра, пилястр – плоский вертикальный выступ, прямоугольный в плане. Расположен на поверхности стены, имеющий те же части, что и колонна ( капитель, базу). Утолщение стены для усиления стены и большей устойчивости.Округлый выступ - полуколонна Портик – выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны, образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие. Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Поребрик  Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты. В отличие от боковых корпусов они составляют единое целое с основной массой постройки. Сандрик – декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика (иногда опирающихся на консоли), расположенных над оконным или дверным проёмом на фасадах зданий (реже в интерьерах). Филёнка — незначительно углубленная часть поля стены, пилястры или двери, обрамленная рамкой. Флигель – боковая пристройка к дому (часто встречается в архитектуре классицизма). Фронтон – треугольное или лучковое завершение фасадной стены, портика, портала, оконного проема и др. Разорванный фронтон – декоративный фронтон, расположенный над окном, обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах. Характерный элемент нарышкинского барокко Щипец • верхняя часть фасадной стены в форме угла (или какого-либо сложного очертания), ограниченного двумя скатами (или более) крыши и в отличие от фронтона не отделенного от низа особым горизонтальным карнизом;• декоративный треугольник, венчающий окно, портал и т п. Эркеры используются в русской архтектуре начиная с XIX века. Они выполняют множество функциий: расширяют площадь жилого помещения, улучшают освещение комнат, вместе с тем служат украшением здания.В застройке центральных районов Санкт-Петербурга эркер встречается достаточно часто; большим разнообразием и выразительностью обладают эркеры петербургского модерна.