Самоанализ педагогической деятельности учителя физической культуры


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования акимата Костанайской области
Отдел образования акимата Сарыкольского района
КГУ «Тимирязевская средняя школа»
САМОАНАЛИЗ
профессиональной деятельности
учителя физической культуры
Шаймерденова Армана Турсунулы
за период с 1 сентября 2012 года по 30 января 2015 года
п. Тимирязева
Февраль 2015 года
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
надо любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь».
Я, Шаймерденов Арман Турсунулы, учитель физической культуры КГУ «Тимирязевская средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района». В 2012 году закончил Костанайский Государственный Педагогический Институт по специальности «Физическая культура и спорт». В должности учителя физической культуры работаю 3 год. Общий педагогический стаж – 2 года. Стаж работы в данной школе – 2 года. В 2014 году присвоена вторая  квалификационная категория.
Цель моей профессиональной деятельности является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Это работа с учениками ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, создавать условия для формирования физически культурной личности.
Основной проблемой, над которой я работал в течение двух лет, и продолжаю работать это «Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры».
Цель своей работы я вижу в «Повышении профессиональной подготовленности в области теории и методики физической культуры и спорта и как следствие, повышение эффективности обучения физической культуре.
Для реализации данной темы ставлю следующие задачи:
Планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий данного заведения.
Формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой через формирования у учащихся базы знаний об истории физической культуры, Олимпийского движения, развития видов спорта, оздоровительных систем.
Организовать учебно – воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований.
Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся.
Формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры посредством как практических, так и теоретических уроков.
Уроки провожу по типовой учебной программе «Физическая культура». Данная программа составлена в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080. Она была составлена с учётом региональных погодных условий, спортивного инвентаря и оборудования, имеющегося в школе, а так же интересов учащихся.
При подготовке урока я выделяю три основные задачи:
Образовательные: формирование у обучающихся теоретических и методических знаний, овладение способами (умениями и навыками) собственно-двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
Развивающие: задачи состоят в обеспечении высокого уровня разностороннего развития, прежде всего, координационных и кондиционных способностей (выносливость, сила, гибкость, быстрота). Однако в процессе занятий физическими упражнениями необходимо так же уделять внимание развитию у обучающихся речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти, движения и разнообразной чувствительности, приобретающей в процессе занятий конкретными видами спорта специализированный характер в виде чувства мяча, дистанции, снаряда, времени.
Воспитательные: на занятиях физической культурой надо усилить акцент на воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности; на формирование у обучающихся адекватной оценки и самооценки собственных физических возможностей; создание педагогических условия для выработки интереса и потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом в соответствии со склонностями и способностями; воспитание сознательного и активного отношения к ценностям здоровья и ЗОЖ.
В построении урока выделяю три части: подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть – подготовить организм к напряженной физической работе (строевые упражнения, различные виды ходьбы, беговые упражнения, общеразвивающие упражнения).
Основная часть – обучение и развитие двигательных умений и навыков, воспитание морально-волевых качеств школьников (упражнения в лазанье, равновесии, метание, прыжки, акробатические упражнения, подвижные игры).
Заключительная часть - восстановление организма после физических нагрузок основной части (дыхательные упражнения, малоинтенсивные упражнения, игры малой подвижности).
Успешным может быть только такой урок, в котором соблюдены три главных условия:
интерес к нему учащихся (это можно проконтролировать, если хотя бы изредка советоваться с детьми, спрашивать, что им понравилось или не понравилось на только что закончившемся уроке);
урок должен быть полностью осмыслен занимающимися, понятным им по постановке цели и выбору средств;
урок – это место, где каждому выделено время, приобретать умения заниматься самостоятельно при высокой сознательной дисциплине.
Учитель должен разъяснить в первую очередь, не то, чем надо заниматься и какие упражнения выполнять, а то, как следует заниматься и зачем нужно выполнять каждое упражнение, роль учителя – проводник, сопроводитель.
Основными методами обучения которые я использую являются:
Словесный - передача информации - объяснение нового материала, требований, рассказ, распоряжения, команды);
Демонстрационный - использование карточек, презентаций, буклетов, фильмов, показ, способствуют развитию наглядно – образного мышления, повышает интерес к изучению, повышает работоспособность учащихся и положительно влияет на эмоциональную сферу деятельности;
Практический - способствует совершенствованию полученных знаний, обеспечивает закрепление материала, способствует применению теории и практики.
Главное требование методов обучения - это их комплексное применение с учетом задач обучения на данном этапе учебного процесса, содержанием учебного материала, а также возможностей класса. В результате применения комплексного метода обучения теоретические знания применяются учащимися в практических заданиях, что позволяет им улучшить технику выполнения и повысить качество работы на уроке.
Методы организации урока:
Фронтальный – упражнения выполняются одновременно всеми учащимися (игры, упражнения на осанку, построения перестроения).
Поточный – учащиеся выполняют одно и то же упражнение по очереди, один за другим, беспрерывным потоком (лазанья по гимнастической стенке, скамейке, прыжки в длину, бег).
Посменный – учащиеся распределятся на смены, на очереди для выполнения упражнений (метания, акробатические упражнения, лазанье).
Групповой - каждая группа учащихся по заданию учителя занимается самостоятельно, выполняя в порядке очереди разные виды упражнений.
Основным средством обучения, которые я использую на уроке физической культуры являются физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Важное значение имеет подбор упражнений и методика их проведения.
Применяю современные педагогические технологии:
технологию полного усвоения, которая дает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков;
технологию разноуровнего обучения, которая заключается в том, чтобы создать условия для всестороннего развития личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.
Провожу следующие мероприятия: спортивные секции по футболу, баскетболу и волейболу, дни здоровья, спортивные соревнования. В рамках методического объединения ежегодно провожу открытые уроки по обмену опытом, а также посещаю уроки коллег и учителей предметников.
Проведение открытых уроков, мероприятий, семинаров
в школе, районе, области
№ Месяц, год Наименование Уровень
1 Сентябрь 2012 Фестиваль здоровья – 2012 Школа
2 Ноябрь 2012 Проект – Экспедиция «Моя Родина Казахстан» Область
3 Декабрь 2012 Школьные олимпийские игры Школа
4 Февраль 2013 Открытый урок по физической культуре
7 класс Школа
5 Март 2013 Районный турнир по волейболу посвященный празднику «Наурыз» Район
6 Апрель 2013 Школьный турнир по настольным играм Школа
7 Май 2013 Чемпионат области по спортивному туризму Область
8 Июнь 2013 Районный слет туристов Район
9 Сентябрь 2013 Школьный день туризма Школа
10 Октябрь 2013 Проект – Экспедиция «Моя Родина Казахстан» Область
11 Ноябрь 2013 Школьный турнир по тогызкумалаку Школа
12 Январь 2014 Малые олимпийские игры Школа
13 Февраль 2014 Открытый урок по физической культуре
8 класс Школа
14 Март 2014 Районный турнир по волейболу посвященный празднику «Наурыз» Район
15 Апрель 2014 Чемпионат школы по летнему президентскому многоборью Школа
16 Май 2014 Чемпионат области по спортивному туризму Область
17 Сентябрь 2014 Неделя здоровья – 2014 Школа
18 Сентябрь 2014 Школьный день туризма Школа
19 Октябрь 2014 Школьный турнир по тогызкумалаку Школа
20 Декабрь 2014 Открытый урок по физической культуре
9 класс Школа
21 Декабрь 2014 Открытый урок по физической культуре
8 А класс Школа
Провожу мониторинг уровня физической подготовленности учащихся, анализ и самоанализ уроков.
Для организации учебного процесса использую различные, учебные и наглядные пособия, журналы по физической культуре, в том числе электронные версии.
Использую Интернет ресурсы для подготовки и проведения учебных занятий. Материалы использую для улучшения качества урока, для профилактики ЗОЖ, для наглядности и закрепления знаний.
Уровень познавательного интереса моих учащихся можно определить как достаточный. Вместе с тем следует отметить, что его приходится постоянно поддерживать.
Мои ученики с большим интересом и желанием принимают участие в школьных, районных и областных соревнованиях.
Результативность работы с мотивированными учащимися
Год Наименование соревнования Уровень Результат
2012 – 2013 учебный год
2012 Осенний кросс районный Гетманчук С. III место
2012 Туристский слет «Золотая осень» областной Командное II место
2012 Армрестлинг районный Командное III место
Болгужинова А. I место
Пивоварова С. II место
Раскошный Ю. III место
Шаймерденов Е. III место
2012 Экспедиция «Моя – Родина Казахстан» (Конкурс фотоотчетов) областной I место
2013 Зимнее президентское многоборье районный Мишарин Д. III место
2013 Лыжные гонки районный Гетманчук А. III место
2013 Баскетбол (Юноши) районный Командное II место
2013 Весенний кросс районный Командное III место
2013 Соревнования по национальным видам спорта (Тогызкумалак) районный Оразалина З. I место
2013 Спортивный туризм областной Командное II место
2013 Районный слет туристов районный Командное I место
2013 – 2014 учебный год
2013 Осенний кросс районный Лавринович А. III место
2013 Туристский слет «Золотая осень» областной Командное III место
2013 Экспедиция «Моя – Родина Казахстан» (Конкурс Маршрут по своему району) областной I место
2014 Тогызкумалак районный Командное III место
Оразалина З. II место
Исаков В. III место
2014 Летнее президентское многоборье районный Калачева А. I место
2014 Спортивный туризм областной Командное II место
2014 – 2015 учебный год
2014 Легкоатлетические забеги районный Баянова А. III место
2014 Тогызкумалак районный Султанхамитов Е. III место
2014 Чемпионат по легкой атлетике районный Баянова А. два II места
Особое внимание уделяю слабо подготовленным ученикам, облегчаю условия выполнения упражнения, стремлюсь вселить надежду и уверенность в них. К ученикам с хорошей физической подготовкой предъявляю повышенные требования при выполнении заданий и частично усложняю упражнения.
Применяя метод исследования и диагностики на уроке физической культуры, я смог определить уровень физической подготовленности обучающихся, индивидуальный уровень развития отдельных физических качеств, дать оценку физической подготовленности.
Высокое качество освоения учащимися учебных программ свидетельствует о позитивной мотивации к учению по физической культуре.
Качество знаний и успеваемость по Физической культуре
по итогом учебного года
№ Учебный
год Физическая культура
Качество в % Успеваемость в %
1 2012 – 2013 у.г. 97% 100%
2 2013 – 2014 у.г. 95% 100%
3 2014 – 2015 у.г. Оценивая ученика, я стараюсь учитывать не только результаты тестов или контрольных упражнений, но отслеживаю то, насколько есть продвижение в видах деятельности с начала четверти (года) и в конце определённого периода. К выставлению оценки я подхожу дифференцированно, выставляю текущую, тематическую и итоговую оценки. На некоторых уроках применяю индивидуальные, групповые оценки, а так же взаимооценки и самооценки учеников для более полного и объективного оценивая результатов деятельности обучаемых. Выставляя оценку, всегда комментирую, за что ставится такой балл или за что снижена оценка.
На своих занятиях стараюсь поддерживать положительную психологическую атмосферу, построенную на доброжелательных, уважительных и открытых отношениях с учениками.
Большое внимание уделяю вопросам самообразования, слежу за новинками методической литературы, изучаю материалы периодической печати, читаю журнал «Физкультура в Костанайской области». Ежедневно читаю и смотрю спортивные новости. Принимаю участия в различных профессиональных конкурсах и спортивных соревнованиях.
Участие в профессиональных конкурсах и соревнованиях
№ Год Уровень Наименование конкурса семинара Результат
1 2012 школа Легкоатлетический забег I место
2 2012 район Районный турнир по Асык атуI место
3 2012 область Слет «Золотая осень – 2012» II место
4 2013 район Первенство района по зимним видам
Президентского многоборья III место
5 2013 школа Конкурс «Информационно – КоммуникативныхТехнологий» номинация «Лучшая презентация» I место
6 2013 область Чемпионат области по лыжному туризму II место
7 2013 область Чемпионат области по туристскому многоборью
на естественном рельефе. Дистанция «Связки». I место
8 2013 область Туристский слет профессионального союза
работников образования Костанайской области III место
9 2013 республика Международный слет туристов «Иртышский
Меридиан – 2013» Дистанция «Эстафета» II место
10 2013 область Слет «Золотая осень – 2013» II место
11 2014 район Первенство района по тогызкумалаку III место
Но, несмотря на положительную динамику моей деятельности, хотелось бы заострить внимание на проблемах, с которыми сталкиваюсь. У нас в школе маленький спортзал, что затрудняет проведение уроков по спортиграм. В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со многими трудностями и проблемами, но хотел бы выделить более важную. Неосознанное выполнение упражнений - одна из основных причин, которая не позволяет добиться успехов в физическом воспитании, а главное, сделать физическую культуру спутником жизни, сформировать привычку к ежедневной двигательной деятельности. Поэтому на уроках я стараюсь объяснять учащимся значимость каждого упражнения и мотивировать их на осознанное выполнение каждого двигательного действия. Нельзя не сказать и об организационных проблемах: недостаточная материальная база не дает возможность раскрыть потенциал детей.
Но трудности и возникающие с ними проблемы являются движущей силой, которая способствует развитию творческой личности учителя.