Внеклассное мероприятие на тему: «Из истории русского женского костюма»

Внеклассное мероприятие на тему: «Из истории русского женского костюма»
Любовь Михайловна
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в прошлое.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушайте, думайте и наблюдайте
Сказки мои разгадайте.

1.Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка.
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
2. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

3. Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал. (Емеля)

4. Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал? (Мальчик с пальчик)

5. Умён, изворотлив усатый дружок -
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну что, угадали, ребята?   (Кот в сапогах.)

6.
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

- А теперь, не называя героев сказок, покажите иллюстрации, которые относятся к русским народным сказкам.
На занятии речь пойдёт о национальном костюме, поэтому какие картинки мы

оставим на доске? (На слайде картинки выделяются покачиванием, затем картинки к иностранным сказкам удаляются, в центре слайда остаются иллюстрации к русским народным сказкам)
-Как вы это узнали? Что вам помогло? (Знаем героев сказок, костюмы русские, старинные)
- Отличается ли эта одежда от современной? (Да)
- Какими элементами? (Сарафан длинный, лапти, платок на девочке)
-Значит, одежда помогает узнать, о каком народе идёт речь, в какое время происходят события, изображённые на картинах. По одежде можно многое рассказать о человеке, его семье и даже целой стране. Современная одежда во многих странах одинаковая. А в далёком прошлом по одежде можно было сказать не только национальности человека, его положении в обществе, но и понять, например, замужем женщина или нет, а также в каком районе страны живут люди. У всех народов национальный костюм является частью культуры, истории.



Ведущая: Знаете ли вы, ребята, какой костюм могла носить ваша прабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их? Я хочу, чтобы вы сами догадались, о чем мы будем говорить сегодня. Для этого послушайте народный заговор, записанный в одной из деревень Русского Севера.
Чтец:
Пойду я во чисто поле – Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чистом поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу красное солнце, Подпояшуся светлыми зорями, обтычуся чистыми стрелами – От всякого злого недуга.
Ведущая : Догадались ли вы, о чем мы будем сегодня говорить? Правильно: о русском народном костюме  
Чтец:
Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские костюмы Вспомним нашу старину!
Ведущая : Я приглашаю Вас на выставку русского костюма.





Чтец :
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда, ли, она проста и хороша!
Ведущая : А мы с вами продолжаем встречать гостей. (Стук, входят дети)
ХОЗЯЙКА: Проходите, гости дорогие, милости просим. Садитесь за столы дубовые, за скатерти бранные. Мойте руки белые, принимайте наше угощение. Аннушка, доченька, подай гостям полотенце. Узор-то на нем не простой, а обережный. (выходит одетая в праздничный русский костюм Аннушка)

АННУШКА: Здравствуйте, гости дорогие. (Кланяется.) Такое полотенце хорошо бы иметь в каждом доме: ослепительно-белое, вышитое по концам яркими нитками с особым узором: крестики, елочки.
Повесишь его на видном месте, и оно принесет в дом счастье, лад, уют, доброту.
Когда сильное горе - вымойте лицо родниковой водой и утритесь концом полотенца. А коли болеет, кто дома - умойте больного, утрите его, и хворь начнет отступать.
Младенца в дом внесли - вытрите ему глазки чистой белынью, чтоб смотрел на мир по-доброму, чтоб видел свое Отечество и сердцем, и душою.

ХОЗЯЙКА : Хороша ты, Аннушка, а в наряде нашем русском еще краше кажешься. Гостей-то приветить надо. Ну-ка, Аннушка, поднеси им чаю горячего, да с бубликами медовыми, да пряниками сахарными. Да с поклоном, доченька, кланяйся ниже, проси усерднее.
(Разливает и подает чай, потом Аннушка садится за вышивание.)
ХОЗЯЙКА: Угощайтесь, гости дорогие... А пока чай пьете, я вас загадкой развлеку.
Что это, угадайте:
Сижу верхом,
Не знаю, на ком.
А Знакомого я встречу,
Запляшу и привечу. (Шапка.)
Вот так-то, добрые молодцы, не забывайте, что шапка служит «не только для того, чтобы голова не мерзла, но и для того, чтобы знакомых почтительно приветствовать. А в помещении и вовсе не место ей на голове.
(Хозяйка проходит мимо столов, за которыми сидят гости, смотрит - всем ли подали угощенье.)
ХОЗЯЙКА : Вот и в давние времена соберутся, бывало, парни и девушки на вечерку. Парни семечки лузгают, а девицы вышивают, друг к дружке приглядываются. Сами же одна другой краше: рубахи на них шелком шитые, сарафаны, как цветы в поле, яркие да нарядные... Смех да разговоры, а там смотришь и девицы песню заведут, а потом и в пляс пойдут.

Чтец : Как быстро наступил уж двадцать первый век,
И появились другие поколения,
Традиции сменил нам Интернет,
И кажется, что нет уже спасения!
Есть в нашем мире много разных стран,
А так же много разного народа,
Но символом Руси - нарядный сарафан
Стал самым главным символом народа.

ГОСТИ ПОЮТ ЧАСТУШКИ:

Как надену сарафанчик,
Как на улицу пойду,
Как глазами заиграю -
Всех парней с ума сведу.


Громко петь я не умею
- я девчонка тихая,
Научусь шить сарафанчик
- буду я красивая.

Кто в Европе носит юбки,
Кто-то шьет кафтаны,
А российские красотки
Носят сарафаны.

Я сегодня нарядилась
В сарафан с иголочки.
Полюбуйтесь-ка, ребята,
На мои оборочки.



Сарафанов нету краше,
Ими каждого пленишь.
Ведь не зря на них дивятся
Лондон, Токио, Париж.


Куплю ситцу штуку целу,
Ленту алую для кос.
Поясок, рубаху белу
Подпоясать в сенокос.

В сарафане, даже строгом, мне никак не устоять - Можно в нем пойти гулять и на сцене выступать.
Ведущая: Как вы думаете, гости дорогие - что такое сарафан? (Скорее всего, ребята ответят, что сарафан - старинная народная одежда,)

ПЕРВАЯ ГОСТЬЯ: Это не совсем верно. Одеждой, которую носил простой народ, сарафан стал лишь в ХУШ веке. (мальчик и девочка в рубахе)
А до XVIII века главной была (и долго еще оставалась) русская рубаха.
Наши далекие предки считали, что одежда - это «оберег», который скрывал человека от «сглаза», от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: длинные, ниже колена, древние рубахи имели почти закрытый ворот, рукава до запястий.
Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались они, в основном, своей конструкцией (кроем) и отделкой (украшениями). Были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали - только швы и края обшивали красною нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

Мальчик : На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом «разговоре»: на ней языком орнамента - повторяющегося узора - были записаны все просьбы и желания человека.
Рубаху подпоясывали поясом, который был предметом гордости и магическим предметом
· его так же украшали в соответствии с возможностями и традициями. Мужчины снимали пояс только в бане и кровати. Появиться без пояса в обществе считалось верхом неприличия.



ВТОРАЯ ГОСТЬЯ: Сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами.
Но это определение можно дополнить. Дело в том, что сарафан, как предполагают ученые, изучающие историю костюма, пришел на Русь из Византии вместе с православной религией. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей - шелка, бархата, парчи (ткань с золотыми и серебряными нитями). Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями.
«А сама-то величава, выступает, будто пава», - это Царевна-Лебедь из сказки А. С. Пушкина. А действительно, женщина в сарафане не идет, а «выступает», величественно и плавно.
В конце XVII века сарафан еще не был крестьянской одеждой, его носили только самые богатые женщины «из простых» - купчихи, жены и дочери крупных ремесленников, «служилых людей».

Гость И вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает» окно в Европу»; строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не спешат покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря? «Нет», - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России - кроме дворян! - носить «старо-боярскую одежду», в том числе и сарафан. Только шить все следовало из тканей, изготовленных на российских фабриках.
Вот так сарафан «пришел в народ» и стал любимым женским нарядом.

ТРЕТЬЯ ГОСТЬЯ: А у меня тоже есть чем поделиться. Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Русский   народный  женский  костюм  в разных губерниях иногда сильно различался фасоном и деталями. Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как правило, была мало знакома с чужими обычаями. Поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области  костюма .
Традиционный женский наряд русского севера часто называют « сарафанным комплексом», так как основные его части – рубаха и сарафан. В старину рубаху шили из льняного и конопляного холста. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитями. Сам праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. На сарафан надевали короткую епанечку. А в холода – душегрейку. Голову повязывали лентой-повязкой, а в праздники – кокошниками. На конце косы был косник из бисера.

Гостья В южных районах России был распространен вид одежды, состоящий из рубахи, поневы, передника, шапочки - сороки. Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понёва шилась их шерстяного клетчатого домотканого материала, в которую оборачивались, укрепляя на талии. Понёву обшивали лентами и тесьмой. К ней полагался передник. Он был сплошь украшен узорными полосками. Головные уборы украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.
Тонкая работа, изящество, художественная вышивка  - все это делает славянскую одежду настоящими произведениями искусства. Ее берегли, она переходила из поколения в поколение. Зачастую праздничный костюм создавался один раз и на всю жизнь.

ЧЕТВЕРТАЯ ГОСТЬЯ: женские головные уборы были украшены изображениями солнца, звезд, дерева, птиц, да и сами названия уборов птичьи:
кокошник от слова « коконь» - петух,
кика или кичка (утка), сорока.
Каждая деталь головного убора придавала своеобразие облику женщины, создавала местный колорит костюма жительниц той или другой области. Самым распространенным головным убором девушки был платок, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. Их называли венцы, почелки, перевязки, , кокошники.
Гостья: Женщина в народном костюме выглядела очень красиво. Многие художники красоту русской женщины отобразил на своих полотнах. Лучшие картины известных русских художников посвящены крестьянам. Это картины: Алексея Гавриловича Венецианова, Дмитрия Григорьевича Левицкого, Василия Ивановича Сурикова, Виктор Михайлович Васнецова.
Одним из выдающихся художников был Иван Петрович Аргунов, крепостной помещика Шереметьева.
Его картина «Портрет неизвестной в русском костюме» написан в далеком 1784 году. Перед вами русская крестьянка в праздничном костюме.
-золотой сарафан;
-белая блуза;
-украшенный шитьем кокошник;
-бусы.
Облик миловидной, простодушной девушки на портрете оказался симпатичным многим поколениям зрителей. Сегодня он хранится в Третьяковской галерее.







Чтецы:
Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока убор молодицы,
Косник, венец украшенье девицы,
Сборник, повойник убор для старухи...
Самый красивый убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!



Ведущая : В русском народном костюме отражалась широта души, сила воли, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе русской народной одежды.
Хранителями древних традиций русского народного костюма были крестьяне. Они жили в гармонии с родной природой, через нее и постигали смысл красоты, добра, истины. Сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям.
Мы с вами не случайно рассмотрели эту тему. Сегодня начинается масленица. Этот праздник берет свое начало из Древней Руси.
Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.
Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а потом стали печь блины.
Славяне считали блин символом солнца.
Они верили, что в конце февраля, ворча и огрызаясь, убегает прочь Морана, языческая богиня зимы.

И едет на санях богиня весны – светлая Лада искать своего суженного, замерзшего в снегах.
Миф забыт, но в конце февраля до сих пор от деревни к деревне мчатся повозки конные, санные украшенные бубенцами и лентами.
В последний день Масленицы за околицей жгут соломенное чучело. Масленица горит, а вокруг хоровод с песнями и частушками.



Любовь Михайловна
Могут руки людей сделать чудо любое,
И по белому полю могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства,
И сошью я такое, что вам и не снится,
Только чтобы жила на Земле красота!








































13PAGE 15


13PAGE 14115




15