Сообщающиеся сосуды, 7 класс, физика


Урок по физике7 класс Актуальность: Эта тема является наиболее интересной для учащихся, т.к. большая часть изучаемого материала связана с жизнью. Сообщающимися сосудами мы пользуемся в быту каждый день.Длительность: 45 минутТип урока: Урок изучения нового материала.Форма урока: комбинированный .Методы: словесные, наглядные, практические Место урока в учебном плане. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике. Цель:изучить свойства сообщающихсясосудов. Задачи урока:образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;выработать навыки решения задач;развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным. Сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися Сообщающиеся сосуды Независимо от формы сосудов, жидкость устанавливается в них на одном уровне. Положение Даже в разном положении уровень воды в сообщающихся сосудах будет одинаков. Теоретическое обоснование Р1 = Р2 ρgh1 = ρgh2 h1 = h2 Закон сообщающихся сосудов: В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне. Что же произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности? В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с меньшей плотностью будет больше высоты столба жидкости с большей плотностью Выводы: В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.Высота столба жидкости с меньшей плотностью будет больше высоты столба жидкости с большей плотностью. Демонстрация моделей практической направленности Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Инженеры того времени имели смутное представление о законах сообщающихся сосудов. Они предполагали, что в некоторых участках, следуя уклонам почвы, вода в трубах должна течь вверх, и боялись, что этого не произойдет. Поэтому они придавали водопроводам равномерный уклон вниз на всём пути. Фонтаны Вода из резервуара течет по трубке и стремится подняться до того же уровня, что и в большом сосуде. Но трубка заканчивается, и вода бьет фонтаном вверх. Водомерное стекло парового котла 1 ЗАДАНИЕСвободные поверхности покоящейся жидкости в сообщающихся сосудахнаходятся…….А. На любом уровнеБ. На одном уровнеВ. В большем сосуде на большем уровне, чем маленьком сосудеГ. В большем сосуде на меньшем уровне, чем в маленьком сосуде ЗАДАНИЕПод действием силы тяжестижидкость…А. Перемещается с более высоких мест на более низкиеБ. Не перемещаетсяВ. Перемещается с более низких мест на более высокие 2 заданиеВ каком из сосудов 1,2,3 указано правильно расположение уровней жидкости? 2 заданиеВ каких из сосудов 1,2,3 указано расположение уровней жидкости ошибочно? 1 2 3 3 заданиеДва сосуда, 1 и 2, заполнены одинаковой жидкостью. Кран К закрыт. Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть кран? к к А. Не будет переливатьсяБ. Будет из 1 в 2В. Будет из 2 в 1 2 2 1 1 4 задание В сосуды налиты вода и керосин. В каком сосуде находится керосин? В сосуды налиты вода и спирт. В какое колено налит спирт? 1 2 2 1 M N А. 1Б. 2 M N А. 1Б. 2 Задание 5 Какие из сосудов можно заполнить полностью? 1 2 3 Какие из сосудов можно заполнить доверху? 1 2 3 Правильные ответы В-1 1. Б 2. 1 3. В 4. Б 5. 2 В-2 1. В 2. 2 и 3 3. Б 4. А 5. 3 Физическая пауза В правом колене сообщающихся сосудов налита вода, в левом- керосин. Высота столба воды 20 см. Рассчитайте, на сколько уровень воды в правом колене ниже верхнего уровня керосина? Ответ: 5 см Задача 2. В широкую U-образную трубку с вертикальными прямыми коленами налиты керосин плотностью ρ1=800 кг/мі и вода ρ2 =1000 кг/мі. На рисунке в=10 см , h=26 см. Расстояние H равно1) 16 см; 2) 30 см; 3) 24 см; 4) 26 см Задача 3.(№ 544) В сообщающихся сосудах находилась ртуть. Когда в правую трубку налили слой керосина высотой 34 см, то уровень ртути в левой трубке поднялся на 2 см. Какой высоты следует налить слой воды в левую трубку, чтобы ртуть в трубке установилась на одинаковом уровне. Ответ: 27,2 см. Заключение. Данная разработка апробирована на школьном , районном и республиканском уровне. Ребята с удовольствием решают задачи из жизненных примеров.