МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ Из опыта работы учителя русского языка и литературы Игнатьевой Тамары Петровны

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю.А. Гагарина г. Таганрог Ростовской области

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Игнатьевой Тамары Петровны

Как – то мама одного ученика сказала: « Не пойму своего сына. Я спросила его, какой школьный предмет он любит, и услышала: русский язык. «У тебя же «3», - удивилась я, а сын сказал: «Мне интересно, я стараюсь – значит будет и «4».
В чём же секрет? Что отвлекает ученика от телефона? Что делает его лицо заинтересованным, а мысли - настроенными на урок? Ответ прост: игра.
Игра при изучении нового материала, при закреплении знаний, при повторении, даже при сдаче зачётов. Роль игры становится более значимой, если урок интегрированный, позволяющий приобщиться к прекрасному, воспитывающий чувство патриотизма.
Предлагаю несколько фрагментов таких уроков, проведённых в 5- 8 классах.

5 класс. Тема: глагол как часть речи ( повторение). Игра «Школа дорожных наук».
Предварительное домашнее задание:
составить памятки «Как вести себя на улице», «Как вести себя при переходе через улицу» и т. п.;
сделать из бумаги или другого материала какой-либо дорожный знак, подготовить небольшое сообщение о нём.
Условия игры: учащиеся отправляются группами в Школу дорожных наук ( автобусом, трамваем, троллейбусом), где им предстоит сдать экзамены не только по правилам дорожного движения, но и показать знания по теме урока, ведь глагол обозначает действие, движение.
За каждый правильный ответ команде вручается зелёный шар светофора, за ответ с ошибкой (1-2) – жёлтый шар, за неправильный ответ – красный.
Группы получают задание на карточках, а также индивидуальные.

Примерные вопросы и задания на карточках.

1.Где нужно находися в ожидани транспрта?
Задания:
- прочитайте вопрос, перепишите, вставьте пропущенные буквы, отметьте орфограммы;
- определите спряжение глагола;
- ответьте на вопрос.
2. Что такое перекрёст..к? Ожидат ли здесь опас.?.ность? - прочитайте вопросы, спишите, вставьте пропущенные буквы, отметьте орфограммы; - определите вид, время, лицо, число глагола; - ответьте на вопросы.
3. Как должен пступить велоспедист, увидев знак «Велоспедное движение запрещно?» - прочитайте вопросы, спишите, вставьте пропущенные буквы, отметьте орфограммы; - ответьте на вопрос: почему нельзя определить время, число, лицо данного глагола? - ответьте на вопрос «3».

6 класс. Тема: словообразование и орфография (повторение). Урок – экскурсия «Достопримечательности Таганрога».
Предварительное домашнее задание:
экскурсоводы готовят фотографии достопримечательностей, небольшие сообщения о них.
На уроке фотографии, текст к ним, задания проектируются на экран.
Задания.
1.Прочитать, списать, вставить пропущенные буквы, отметить орфограммы.
Выполнить указанный разбор.
Выписать все слова, состоящие из приставки, корня , двух суффиксов и окончания.


Памятник Петру I.

Памтник Петру I был установлен в 1903 году к двухсотлетию2 со дня основания Таганрога. Скульптор М.М. Антокольский изгтовил бронзвую фгуру, которую отлили во Франции. Пьдестал делан из серого гранита.

2.Прочитайте, спишите, вставьте пропущенные буквы, отметьте орфограммы.
Выполните словообразовательный разбор слов: домик, вечернюю, темнее.

Домик Чехова.
«Домик Чехова» - это меморальный музей. Даже в вечернюю пору, когда становит.?.ся всё темнее и темнее, он принимат гстей.

3.Прочитайте, составьте словосочетания, запишите их, отметьте орфограммы.
Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов: пробьётся, каменная, растения, притихшие.

Каменная лестница.

Ксаться, зря, грит, инй, блстает, прила, проб.?.ётся, лес.?.ница, камеая, вечер, рстения, пртихшие.

7 класс. Тема: правописание наречий (закрепление знаний). Урок – игра « Ты можешь спасти планету».

Письмо.
Земля в опасности: страшный Вирус приближается к вашей планете. Отростки Вируса поражают цивилизацию. Однако эти отростки могут быть уничтожены, ещё не попав на Землю. Труд, знания, творчество – вот чего боится Вирус. Сегодня на вас лежит большая ответственность: вы и только вы спасёте планету, показав знания русского языка, ведь «язык – это путь цивилизации и культуры» ( А.И. Куприн).

Условия игры: ученики получили письмо от доброжелателя. Каждый правильный ответ уничтожает один отросток (ученик получает его). Выигрывает тот, кто «уничтожил» больше отростков.

Примерные задания.
1.Составьте таблицу «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -0, -е».
2.Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, отметьте орфограммы. Образуйте от данных слов наречия: праздничый, торжествеый, умышлеый, раздражёый.
3.Прочитайте, спишите, вставьте пропущенные буквы, отметьте орфограммы. Расставьте знаки препинания, отметьте пунктограммы. Укажите разряды наречий. Допишите текст 1-3 предложениями, употребив слово «красивее».

Много во Вселенной удвительных планет но одна совершео сказоч.?.ная. Когда на верхней её половине лето, на нижней – зима. Если (с)прав день то (с)лев ноч.?. И в какую сторну ни пошл – всегда вернёш.?.ся (на)зад.
(Н. Сладков)

8 класс. Тема: обособление определений и приложений (повторение). Урок – игра «Путешествие на батискафе».

Условия игры.
В батискафах опускаются под воду группы из 4 учеников для обследования жизни рыб на различных глубинах. В доставленной информации есть пропущенные орфограммы и пунктограммы, а также невыполненные задания. Выигрывает группа , которая справилась с заданиями быстрее.
Задания.
Прочитайте, спишите, вставьте пропущенные буквы, отметьте орфограммы; расставьте знаки препинания, отметьте пунктограммы.

Летучие рыбы.
Летучие рыбы живут в прповерхностных водах весят до одного килограа. Длиа их соствлят пятьдесят.?. сантиметров. Првлекаемые источ.?.никами искутвенного освещения судовыми огнями они (не)редко залетают на палубы судов а так(же) в открытые июминаторы кют.

Рыба – бабочка.
Рыба бабоч.?.ка живущая среди залитых трпическим солнцем кораовых рифов ярко и пёстро окрашена.4

Жемчужноглазка.
Среди глубоководных рыб есть жемчужнглазка ункальная четырёхглазая рыба пользующаяся примуществами поч.?ти полного кругового обзора. Два её глаза с каждой строны голвы напрвлны косо (в)верх.

Игру иногда может заменить сказка как зачётная работа по какой – либо теме. Предлагаю сказку ученика 7 класса.
А. Павлов. «Сказка про дедушку Глагола и его внука НЕ» (тема урока русского языка: правописание отрицательных частиц ).

Жил да был в одной необыкновенной стране дедушка Глагол. Жил с ним внучок НЕ. Что бы ни говорил дедушка. Внук всё отрицал. Дед скажет: «Верю». Внук в ответ: «Не верю». Один: «Знаю». Другой: «Не знаю». И так с утра до вечера.
Как-то дедушка Глагол поднялся ни свет ни заря, пытаясь вспомнить, где оставил свою волшебную книгу. Во что бы то ни стало дед должен был отыскать её до наступления ночи.
Внук советовал не волноваться несмотря ни на что. Но дедушка не находил себе места. Он не мог успокоиться, как ни старался.
Гуляя по берегу волшебного озера, НЕ вдруг прямо перед собой увидел не куст, а с листочками, не рубашку, а сшитую, не человека, а Это была дедушкина книга. «Ей тут не место»,- подумал мальчик, немедленно схватил её и помчался к Глаголу. Радости деда не было конца.
С той самой поры дедушка с внуком живут дружно. Внук НЕ старался не перечить, поэтому некоторые Глаголы не употребляются без НЕ ( пишутся слитно).






























































































































































































































































































































































































































































































13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415