Презентация к уроку изобразительно-выразительные средства языка


Урок русского языка в 9 классе Выполнение задания А3(художествено-выразительные средства языка)Урок подготовила и провелаучитель русского языка и литературыТихомирова Т.В.ОГКОУ Шуйский детский дом-школаФевраль 2015 г. повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка;совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;продолжить подготовку к сдаче ОГЭ по русскому языку.Цели урока: С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.  К.Г.Паустовский Строение рассужденияТезисДоказательства (Аргументы)Вывод Тезис1. Я согласен с мнением писателя…2. Я думаю, что К.Г. Паустовский прав, говоря…3. Трудно не согласиться с мнением писателя о том, что… АргументыВо-первых, …Во-вторых,… Вывод1.Следовательно, …2.Можно сделать вывод, что… Проверяем домашнее задание- Как вы озаглавили текст?- Укажите синонимы. Дайте определение.Укажите предложение, которое соответствует схеме: [ ] : [ пояснение].Укажите слово с чередующейся гласной в корне.Объясните написание слов (не)знакомой, (не) замечала.Как поставили знаки препинания в последнем предложении? «П», - а.
Изобразительно-выразительные средства – это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности. К изобразительно-выразительным средствам относятся -тропы; -фигуры речи; -звукопись и др. Эпитет - образное определениеПримеры:Мне теперь по душе иное… И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны. (С.Есенин) …Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. (А.Ахматова)3. И в глуши задремавшего бора Все звенят и звенят бубенцы. (Н.Рубцов) Прочитайте текст. Найдите эпитеты. 1.Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, выдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума. (И.С.Тургенев) 2.Там, по дороге самой торной, На ощупь двигались бы вы. Лишь ветер мокрый, ветер черный Средь черной рыскает травы. (В.Солоухин)Таинственное великолепиеТомительный запахВетер мокрыйВетер чёрный

Олицетворение - «такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать» Примеры:Темнеет вдали, Приуныл подорожник. (Н.Рубцов)Мне в очи смотрит ночь нагая, Унылая, как темный день. Лишь тучи, низко набегая, Дают ей мертвенную тень. (З.Гиппиус)Свирель поет: взошла звезда, Пастух, гони стада… И под мостом поет вода… (А.Блок) Прочитайте предложения и найдите олицетворенияЧерные громады грузовых пароходов пробирались сквозь дождь огней, зажмурив глаза, ослепнув от перебегающего огня, и жалобно покрикивали сиренами- просили дать дорогу. (К.Паустовский)Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. (А.П.Чехов) Метафора - слово или оборот речи, употребленные в переносном значении для определения предмета или явления на основе какой-либо аналогии, сходства В основе метафоры может быть любое сходство: по форме, внешнему виду, цвету, действию, восприятию (впечатление, ощущение). Примеры: стальные волны реки, льется сладкая речь, рукав реки, подножие горы, серебро седины, металл в голосе, горячая пора, черное золото; туча птиц, жемчуг инея, арбуз земли, золотые руки. Прочитайте предложения и найдите метафоры1.Внезапный порывистый ливень, без грому и без молний, только что промчался над нашей равниной. Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И.С.Тургенев). 2. Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился в даль к озаренному еще горизонту. (В.Короленко)Пожаром зариБрызги вечера
Сравнение – сопоставление одного предмета, явления, качества, действия с другим на основе общего признака. Примеры: Вода блестела, как фольга (К.Паустовский)Мрачный ельник стеной упирается в небо (Ф.Абрамов)Под ним струя светлей лазури. (М.Лермонтов)Птица четко , по операциям, словно воздушный лайнер шасси, поджимает под себя сильные лапы.Я больше всех удач и бед За то тебя любил, Что пожелтелый белый свет С тобой – белей белил. (Б.Пастернак) Прочитайте предложения и найдите сравнения.1. Там, где, словно ожерелья, Многоцветные каменья Поднялись над пеной волн… (В.Брюсов)2. А неба свод, глубоко-синий,- Как купол, увенчавший храм! (В.Брюсов)Ползут года улиткой склизкой, Знать, умереть придется здесь. (В.Солоухин) 4. Напрасно глазом - как гвоздем, Пронизываю ночь. (М.Цветаева)Густая роса, как крупная соль, крыла траву.(Ф.Абрамов) Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или конкретного словаПримеры: Наши потомки (внуки, дети); царь зверей (лев); автор романа «Война и мир» (Толстой), лесная флейта (иволга), ночное светило, царица ночи (луна), люди в белых халатах (врачи), каменные джунгли (город), черное золото (нефть), город на Неве (Петербург), крыша мира (Памир). Прочитайте предложения и найдите перифразы.1.Чудик пристроился в очередь. Впереди него стоял мужчина в шляпе, а впереди шляпы - полная женщина. (В.Шукшин)2.Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис, Онегин полетел к театру… (А.С.Пушкин).3. Все, все напоминало о приближении тоскливой, хмурой осени. И казалось, что роскошные зеленые ковры на берегах, алмазные отражения лучей, прозрачную синюю даль и всё щегольское и парадное природа сняла теперь с Волги и уложила в сундуки до будущей весны. (А.Чехов) Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежностиСвязь может быть:1. Между предметом и материаломНе то на серебре – на золоте едал.2. Между содержимым и содержащимЯ три тарелки съел.3. Между действием и орудиемЕго перо любовью дышит.4. Между автором и произведением.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.5. Между местом и людьмиГород шумел.(А.С. Грибоедов)(И.А. Крылов)(А.С. Пушкин)(А.С. Пушкин)(Ю. Олеша) Синекдоха – разновидность метонимии(название части предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо части)Все флаги будут в гости к нам…(А.С. Пушкин)И слышно было до рассвета,Как ликовал француз…(М.Ю. Лермонтов) ГиперболаОбразное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемогоОбразное выражение, состоящее в уменьшении размеров, силы, красоты, значения описываемого. Обратная гипербола.Являются средством идейно-эмоциональной оценки предмета речиЛитотаВ сто сорок солнц закат пылалМужичок с ноготок(В.В. Маяковский)(Н.А. Некрасов)Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!(А.С. Грибоедов) Но её я любил, Как сорок тысяч братьев Любить не могут! (М. Цветаева) Ирония - вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношением) скрывается насмешкаОткуда, умная, бредёшь ты, голова?(И.А. Крылов)В этих строчках звучит тонкая насмешка над тупостью осла Вспомним, о чём говорили на урокеЧто такое тропы?В чём вы видите практическое применениеданной темы?Помогут ли вам полученные на уроке сведения в подготовке к экзамену?Выполняем интерактивный тест
Домашнее задание:Запомнить определения тропов, закончить заполнение 2 части таблицы,Упр. 232 Спасибо за внимание!Всем успехов!