Презентация к обобщающему уроку литературы Изобразительно-выразительные средства. 5 класс


Изобразительно-выразительные средства (тропы) Соотнесите определения с терминами Метафора Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным Эпитет Олицетворение Сравнение Изображение одного явления с помощью сравнения его с другим (словно, как, будто) Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другим. Эпитет Вставьте в текст эпитеты, чтобы картина зимнего леса стала волшебной.Встреча с волшебным лесом.Я шагнул на укутанную сугробами тропинку и замер от восторга.Меня обступили сказочные деревья. Рукой я дотронулся до нежной берёзки. Залюбовался вечественным дубом. Замер рядом с дрожащей от холода осинкой и пошептался с ней. Спрятался под пушистой елью, приподняв её мохнатую лапу. Деревья как люди. У каждого свой характер, его нужно… Сравнение Подберите сравнения к словам.Летящий листик, как … ;Ветки ивы, как … ;Деревья в снегу, как … ;Рыжики, словно … ;Берёзки, как … ;Стволы деревьев, будто … ; По небу голубому Проехал грохот грома, И снова всё молчит. А миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зеленым листьям, По всем железным крышам,По цветникам, скамейкам,По ведрам и по лейкам Пролетный дождь стучит. (С.Маршак) Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. (К.Паустовский) Сравните тексты. Что объединяет эти два текста? Что в них различного? Какое настроение передают тексты? Какие слова помогают создать это настроение? Метафора Найдите слова в переносном значении, т.е. метафору. 1. Между стволами деревьев лежит мягкий ковёр из сухих листьев. 2. Волны тумана плыли с лугов. 3. На берегу озера растут зелёные дудочки тростников. 4. Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков. 5. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони. 6. Золотые стрелы света летели неустанно и непрерывно падали на светолюбивые травы. 7. Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. Задание на дом. Написать небольшое сочинение (5-6 предложений) по данной картинке, озаглавить его, включить в свою работу все изученные тропы. Пример. В тишине медленно слетел вниз жёлтый листик. Это паук, желая спуститься, отяжелил его и сделал своим парашютом. (М.Пришвин) НАЗАД Пример. Вспыхнули в серых лесах ранние ивы – дерево, на котором цвет, как жёлтые пуховые цыплята, и пахнет всё мёдом. (М.Пришвин) НАЗАД Пример. Деревья склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. (М.Пришвин) НАЗАД Пример. Я давно приметил в лесу одну полянку с рыжиками. Грибы там в траве рассыпаны, как жёлтенькие пуговки. (Е.Чарушин) НАЗАД Пример. Берёза белая с другой издали перекликаются. Стоят, как невесты, в кружевных нарядах. (М.Пришвин) НАЗАД Пример. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. (Е.Носов) НАЗАД