Конспект по биологии на тему: Значение мхов (6 класс)


Краткосрочное планирование урока
Класс 6 Четверть 3 Урок № 34 Предмет биология Дата:
Тема занятия: Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений.
Общие цели: Изучить строение, местообитание, размножение и значение торфяного мха-сфагнума.
Задачи. Образо-вательныеДобиться усвоения особенностей строения торфяного мха, научить выделять главное в тексте;
Развивающие: Развивать понятия об особенностях строение мхов, их многообразии, применении; развивать интерес к предмету; Умение применять знания на практике.
Воспитательные Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
Ссылки, ресурсы: карточки с тестовыми заданиями, презентация
Тип урока: комбинированный
Методы: Беседа, словесно-наглядный, работа с учебником
Результаты обучения: Ученик: А – Знает особенности строения сфагнума; В - Умеет выделять главные черты приспособленности; С - сможет охарактеризовать образование торфа.
Этапы Время Действия учителя Действия учеников
Орг. Момент
3 мин+3 мин Приветствие
Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
Наличие на партах необходимых материалов к уроку. Проверка знаний Тест:
1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?
а) Бриология; б) Эмбриология; в) Систематика.
2. Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?
а) Ризоиды; б) Листья; в) Корни; г) Стебель.
3. Как происходит размножение мхов?
а) Семенами; б) С помощью спор; в) Корневищем.
4.Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов?
а) Вода; б) Высокая температура;
в) Низкое атмосферное давление.
5.Какой мох служит источником образования торфа?
а) Сфагновый мох; б) Кукушкин лен; в) Риччия. 1-а
2-в
3-б
4-а
5-а
Актуализация знаний -3 мин Сегодня мы совершим путешествие с целью изучения строения, месторасположения, значения торфяного мха сфагнум.
Мы сделаем 4 остановки на четырех станциях
- исследовательская
-историческая
-промышленная
-экологическая
Наше путешествия будет проходить на сверхскоростном лайнере.
В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Что интересного, полезного для себя узнали на уроке?»
Изучение нового материала.
15 мин                 Станция «Исследовательская»
Работа с текстом учебника стр. 118
Какое строение имеет сфагнум? ( С, Л, К)
Как связано строение листа с выполняемыми функциями? (Листья 2-х видов: зеленые и водоносные)
Как размножаются сфагнум? (П. и Б., предросток)
                Станция «Историческая»
Предметы,  попавшие в торф, сохраняются почти без изменения многие века. Торф хорошо консервирует органические остатки, которые в нем долго не гниют, т.к в нем нет кислорода и сфагнум выделяет вещество, которое препятствует развитию бактерий. Так, в Австралии были обнаружены остатки бревенчатой дороги проложенной римлянами и монета с изображением императора Клавдии датированная 41 годом нашей эры. Большой интерес представляет сохранившаяся в торфе пыльца деревьев и кустарников. Изучая под микроскопом эти споры, можно определить какие растения окружали болото в различные периоды жизни и какие пришли ему на смену.        По данным полученным ученными с помощью анализа пыльцы наиболее старыми торфяниками Европейской части имеет возраст от 5до 8 тыс. лет.Наши болота являются как бы летописью книгой.
Станция «Промышленная»
Торф – как топливо используется на тепловых электростанциях, котельных. Из него получают прессованные плиты для строительства, картон. Торф  используются и  как сырье для химической промышленности. Из него получают метиловый спирт, деготь, карболовую кислоту, в медицине, для изготовления ватно- марлевых повязок.
Последняя станция «Экологическая»
Мох сфагнум, как и все растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, он связан с членами сообщества. Сфагновые болота – это места обитания многих животных. Мхи выполняют  роль болот как  резервуара пресной воды и регуляторов водного обмена. Нередко осушение даже небольшого болота оборачивается огромными потерями не только для живой природы, но и для народного хозяйства. Мхи чутко реагируют на присутствии в воздухе вредных примесей и не способны жить возле крупных городов, где воздух сильно загрязнен. Ученики организуют поиск и обмен идеями через диалог с одноклассниками.
Записывают в тетрадь.
Отвечают на вопросы
Работа с текстом учебника стр. 116

Работа с текстом учебника стр. 116
Закрепление
Станция «Исследовательская»
1. Найди и подчеркни лишнее:
У сфагнума есть ризоиды, листья, стебель, коробочка.
2. Сфагнум накапливает много воды, т.к.
3.Сфагнум размножается 2 способами:
Станция «Историческая»
1. В торфяных болотах находят неразложившиеся предметы, потому что…
Станция «Промышленная»
1. Мох используют в медицине как…..
Станция «Экологическая»
1. Мхи считаются экологическими барометрами, т.к.
2.Летом часто горят торфяные болота, т.к. Выполняют работу.
Самопроверка
Рефлексия
2 мин Предлагает ответить на вопросы на стикерах.
С какой темой вы познакомились на уроке? Вам было интересно на уроке? Что вы узнали нового на уроке? Отвечают на вопросы, делают записи на стикерах.
Д/з -1мин п. 35 Записывают Д/з