Конспект урока Единица времени-минута( 3 класс)

конспект
Урока математики по теме




3 а класс
УМК «Школа 2100»


























Тема: Единица времени – минута.
Класс: 3 а
Тип урока: введение нового знания
Цели: познакомить детей с единицами измерения времени: час, минута.
Задачи:
Обучающие:

· дать понятие о соотношении между часом и минутой; научить определять время по часам;

· закреплять представления о понятии «доля».

· продолжать учиться читать и записывать доли;
Развивающие: развивать умение высказываться по теме, способствовать развитию интереса к математике; расширять кругозор, словарный запас учащихся.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, прививать детям стремление рационально использовать время; воспитывать бережное отношение ко времени; развивать внимание, находчивость, логическое мышление.

Ход урока.
Организационный момент
Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.

Актуализация знаний

· Любите ли вы сказки?

· Сейчас я причитаю вам отрывок из одной замечательной сказки, а вы постарайтесь отгадать название и автора сказки.
« – Поезжай, моя милая! Ты это заслужила! – воскликнула фея. – Но помни, ровно в полночь сила моих чар кончится: твое платье снова превратится в лохмотья, а карета – в обыкновенную тыкву. Девушка обещала волшебнице уехать из дворца до полуночи и, сияя от счастья, отправилась на бал». (Это сказка Шарля Перро «Золушка»)
( Вспомните, что произошло с Золушкой после бала. (Золушка должна была уехать в 12 часов ночи, но опоздала).

· Ребята, мне бы хотелось вспомнить ещё одну сказку, которую написал Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени».
Главным героем сказки был ученик третьего класса Петя Зубов и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, Наденька Соколова и ученик второго класса Зайцев Вася.

· Ребята, скажите, какое же несчастье их объединило? (“Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”).

· Ребята, скажите, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потерять время, например, как ручку или карандаш? (Оказывается можно)

· Но вы обязательно помните: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”.

· Тогда не будем сегодня на уроке терять время – будем работать и поможем тем, кто его потерял, что же им так и оставаться старичками?

· А как вы думаете, если бы эти герои хорошо ориентировалась во времени, и ценили его, такое случилось бы? (нет)

· Так что же важно знать и уметь? (ориентироваться во времени)

· С помощью чего же люди ориентируются во времени? (с помощью часов)

·  Для чего нужны часы? (Чтобы определить сколько времени, ведь всё происходит повремени, в школу идём ко времени, уроки идут по времени)

· Люди ещё в давние времёна задумались, как отсчитывать время. А при помощи чего они это делали нам расскажут: дети (в руках у детей изображения этих часов).
Ученик: Самые древние часы, которые изобрели люди – это солнечные часы. Циферблат часов устанавливался на открытом, хорошо освещённом солнцем, пространстве. Вместо стрелки ставили в середину стерженёк, который отбрасывал тень. Часы были всем хороши, но без солнца они не работали.
Ученик: Именно поэтому людям пришлось изобрести другие часы – водяные, по капелькам вода из верхнего сосуда перетекала в нижний. И по тому, сколько воды вытекло, люди определяли который час. Такие часы назывались клепсидрами. И использовались они очень долго.
Ученик: Из древности к нам пришли и другие часы – песочные. Это две соединённые между собой колбы, и песок перетекает из одной колбы в другую. Когда песок в верхней колбе заканчивается, часы переворачивают, отсчет времени начинают снова.

· Удобны ли эти часы? Почему? (Не удобны, они измеряют, малое количество времени, часы не измерить.)

· А какие часы используют современные люди? (Механические и электронные).

· Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь вы можете увидеть модели всех часов.

Откройте учебники на стр. 88.
Задание № 1.
Найдите «лишнее» слово: метр, час, дециметр, сантиметр.

· Единицы измерения, каких величин здесь названы? (длины, времени)

· Какие ещё величины вы знаете? (масса, объём, площадь)

· Назовите известные вам единицы измерения этих величин. (Сантиметр, дециметр, метр, километр, килограмм, грамм, литр)

· А теперь, давайте подумаем, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Говорить о единицах времени).

· Совершенно верно, тема нашего сегодняшнего урока: «Единица измерения времени – минута».

· Какова цель урока? (Познакомиться с единицей измерения времени.)

Устный счёт

· Минута – это много или мало? (Ответы детей)

· А сейчас посмотрим, сколько примеров вы сможете решить за 1 минуту. У вас есть карточки с примерами, по моей команде начинаете все одновременно, а время покажут нам песочные часы.
37 + 41 + 13 + 9 (100)
60+ 20:4 (65)
3 · 8 + 7 (31)
40 – 28 (12)
35 : 5 (7)
9 · 7 – 3 (60)
- Видите, какая она длинная. В нашей стране за 1 минуту производят 13 телевизоров, 11 холодильников, 1560 пар обуви, 77 часов, 3 автомашины. Есть в нашем классе ученики, которые за 1 минуту читают больше 100 слов.

· Молодцы, вы неплохо поработали.
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?
– Вспомните, что вы знаете о числе 25?(Число 25 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 2 и 5, соседи 24 и 26.В числе 25 всего 25 единиц, из них 5 отдельных единиц и 2 десятка. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 5.)
– Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 2 и 5? (25, 52, 22, 55)

· Молодцы!
Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.

· Молодцы, вы неплохо справились с заданием.

Сообщение нового материала.
Заданию № 2 в учебнике.

· Определите время на часах.
5 часов утра или 5 часов вечера 17.00
8 часов утра или 8 часов вечера 20.00
1 час ночи или 1 час дня 13.00

· Что показывают деления на циферблате часов? Это основной вопрос урока. И мы с вами попытаемся на него ответить.

· Для того что бы ответить на основной вопрос, мы перейдём к выполнению следующего Задания № 3.

· Сколько крупных делений на циферблатах механических часов (ладно крупное деление выделено зелёным цветом)? (Циферблат механических часов разделён на 12 крупных делений - часов).

· На сколько делений передвигается за 1 час часовая стрелка? (за 1 час маленькая (часовая) стрелка передвигается на одно крупное деление).

· А минутная стрелка? (за 1 час большая (минутная) стрелка делает полный оборот (передвигается на 12 крупных делений).

· Сколько на рисунке циферблата механических часов мелких делений в одном крупном (одно мелкое деление выделено красным цветом)? (в одном крупном делении 5 мелких делений).

· Какие единицы измерения времени вы знаете? (часы, минуты)

· Сформулируйте ответ на основной вопрос урока. (Ответы детей), проверяем (оранжевая рамка).

Физминутка
Мы ходить умеем так:
Тик-так, тик-так.
Головой качаем так:
Тик-так, тик-так.
Наклоняемся вот так:
Тик-так, тик-так.
Даже прыгаем вот так:
Тик-так, тик-так.
Крылышками машем так:
Тик-так, тик-так.
Танцевать умеем так:
Тик-так, тик-так.

6. Применение новых знаний.

· А теперь попробуем закрепить полученные знания. Выполним задание № 4, 5 – письменно в тетрадях и у доски, 6, 7- устно.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7.Итог урока.

· Какая цель урока поставлена в начале урока? Минута – самая маленькая единица времени? Кто знает, какая единица времени меньше минуты? Об этом мы и поговорим на следующем уроке.

· У кого были затруднения? Как их преодолели?

· Кому всё удалось?

· Оцените свою работу:
если не совсем разобрался, нарисуйте треугольник,
если всё понял, нарисуй квадрат.
если всё поняли и можете объяснить другим, нарисуйте круг.

· Понравился вам урок? Какое настроение у вас? Выберите лицо, которое соответствует вашему настроению.

†"Единица времени - минута"Arial BlackЗадача 88-4 - Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких - математика за 3 классЗадача 88-7 - Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких - математика за 3 класс Заголовок 1 Заголовок 515